Троицкий патерик. Преподобная Евдокия, в инокинях Евфросиния, великая княгиня Московская, собеседница преподобного Сергия Радонежского

Троицкий патерик. Преподобная Евдокия, в инокинях Евфросиния, великая княгиня Московская, собеседница преподобного Сергия Радонежского

20 июля Русская Православная Церковь молитвенно почитает день кончины (1407) прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской, собеседницы преподобного Сергия Радонежского.

Преподобная Евфросиния (в миру великая княгиня Евдокия Димитриевна) родилась в 1353 году в семье суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны Грекини.

18 января 1366 года по благословению митрополита Алексия в Коломне совершилось бракосочетание Евдокии Димитриевны с великим князем Димитрием Иоанновичем. Этот брак имел большое значение для судьбы Руси, закрепив военно-политический союз Московского и Нижегородско-Суздальского великих княжений, правители которых в 1359–1363 годах вели борьбу за владимирский престол. По словам летописца, бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских».

Отношения между Димитрием Иоанновичем и Евдокией Димитриевной являли собой образец истинно христианского супружеского союза. Вся жизнь великокняжеской четы прошла под благодатным покровительством великих святых земли Русской – митрополита Алексия и преподобного Сергия Радонежского, а также ученика Преподобного – святого Феодора, игумена московского Симонова монастыря, духовника Евдокии Димитриевны. Преподобный Сергий крестил московских княжичей.

В августе 1380 года, отправляясь в поход против Мамая, великий князь Димитрий оставил Евдокию с сыновьями Василием I и Юрием (Георгием) в Москве. В «Сказании о Мамаевом побоище» отмечается, что вместе с женами бояр, плача, она провожала мужа в поход и молилась Богу, прося о ниспослании победы над врагами. В летописном повествовании говорится, что великая княгиня молилась в церкви «день и нощь» и «нача сугубы милостыни творити».

16 мая 1389 года, после кончины супруга, великая княгиня Евдокия не стала принимать монашество, к чему стремилась ее душа, но за малолетством большинства своих сыновей осталась в миру. Согласно рассказу Степенной книги, втайне от окружающих под пышной великокняжеской одеждой она носила власяницу и тяжелые вериги. Каждый день великая княгиня молилась в приходских храмах или монастырях. Проводя строгую аскетическую жизнь, Евдокия Димитриевна в соответствии со своим саном принимала участие в боярских советах и пирах. Вокруг нее стали распространяться слухи и клевета, которые достигли ее любимого сына князя Юрия Димитриевича. Евдокия Димитриевна вынуждена была открыть правду. Она сняла перед ним часть великокняжеских одежд, и сын увидел, что его мать носила вериги, а тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Великая княгиня запретила князю Юрию Димитриевичу думать о мести и просила никому не рассказывать о том, что он видел.

Все свои богатства великая княгиня отдавала на богоугодные дела, устроение храмов и монастырей. В 1392 году на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной церкви Евдокия Димитриевна построила каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Куликовской битве, которая произошла в этот день в 1380 году.

Церковь была освящена в присутствии всех сыновей княгини.

С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых знаменательных событий в духовной истории России. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году по совету Евдокии Димитриевны в Москву из Владимира была принесена Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. В тот самый день Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молниеносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.

В 1407 году после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, великая княгиня Евдокия решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Сохранилось предание о вступлении великой княгини на монашеский путь и совершившемся при этом чуде. В канун своего пострига великая княгиня явилась во сне одному нищему слепцу и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа великая княгиня, питательница нищих! Ты обещала мне во сне даровать зрение; исполни же слово твое». Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию.

Постриг был совершен 17 мая 1407 года в деревянной церкви Вознесения на территории основанного Евдокией Димитриевной в Кремле Вознесенского монастыря. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния, что в переводе означает «радость». В день пострига великой княгини от различных болезней исцелились тридцать человек. Спустя три дня, 20 мая, была заложена новая каменная церковь в честь Вознесения Христова, в которой великая княгиня определила место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни.

Погребение преподобной Евфросинии было совершено при большом стечении народа в указанном ею месте.

Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. К началу XX века в нем насчитывалось тридцать пять гробниц. В 1929 году основанный княгиней Вознесенский монастырь был разрушен. Мощи преподобной вместе с останками других великих княгинь и цариц были перенесены в Судную палату Архангельского собора Московского Кремля. 28 мая 2008 года мощи преподобной Евфросинии крестным ходом перенесли в возрожденный придел мученика Уара, расположенный у апсид Архангельского собора.

Почитание ее как святой утвердилось в Вознесенском монастыре лишь в 1869 году после ряда чудесных исцелений, происшедших у гробницы преподобной. В 1880 году были опубликованы служба и акафист преподобной Евфросинии. Акафист читался после каждой воскресной Литургии. Праздничным богослужением отмечались как день кончины преподобной, так и день ее пострига.

В 2007 году Священный Синод учредил орден и медаль преподобной Евфросинии Московской, которыми награждают женщин за особые заслуги в укреплении духовно-нравственных традиций в обществе и развитии социального служения Церкви.

Память преподобной Евфросинии Московской совершается 30 мая и 20 июля.


20 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.