Вкусите и видите, яко благ Господь! Приступайте к величайшему таинству нашей святой веры с надлежащим, воистину христианским приготовлением, и вы сами испытаете на себе самих дивную силу святого причащения. Одна уже мысль о том, что мы принимаем в себя истинное Тело и истинную Кровь Спасителя Господа, что, вместе с тем, Сам Господь, действительным образом, вселяется в нашу душу, невольно потрясает нас, возбуждает благоговение, особую священную настроенность духа, оживляет любовь к Богу и порождает ненависть к греху. А это все служит залогом жизни вечной. Кто хотя раз в жизни достойным образом приступал к великому таинству, тот не мог не испытать дивного влияния на душу великой святыни. Вместо удрученного и беспокойного состояния духа в сердце водворяется глубокий мир, внутренняя неизобразимая тишина, оживотворение нравственных сил, блаженное состояние духа и трепет тихой радости — все это плоды общения со Христом.
Вообще православные пастыри могли бы очевиднейшим и бесспорным образом, из своих личных наблюдений, засвидетельствовать о том, как часто, на их глазах, самые мучительные томления получали видимое ослабление и отраду, как нестерпимые физические страдания стихали после достойного, проникнутого христианскою верою и благоговением причащения Святых Таин. Напутствуя умирающих, пастыри нередко изумляются, видя, как больной, метавшийся в агонии, вдруг успокаивается, стоны прекращаются, как человек весь отдается в волю Божию, как ясным и спокойным взором смотрит на дорогое ему семейство, вид которого так еще недавно вызывал у него жгучие горькие слезы...
Но величие, сила и действенность величайшего таинства особыми, поразительными знамениями засвидетельствованы в истории православной Церкви. Укажем два-три случая, хотя могли бы привести их множество.
Достоверность того, что мы сейчас расскажем, вне всяких сомнений. Мы читаем о великом знамении в 196-й главе книги «Луг духовный».
Подобный же случай рассказан в 108-й главе «Луга духовного», но вообще явных знамений наития Святого Духа записано немало в памятниках христианской древности.
Припоминая их, блаженный автор «Луга духовного» говорит: «Знамения бывают и теперь в Церкви Божией по причине ересей и гибельных лжеучений, для ограждения и утверждения в вере слабых душ, равно как и для обращения самих лжеучителей, если б они захотели».
Если б захотели — какое это глубокое замечание! Неверие возможно всегда, при совершенно бесспорных знамениях. «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него! » — с грустью замечает евангелист (Ин. 12:37). «Что нам делать? — говорили в недоумении первосвященники, услышав о поразительном знамении: воскрешении Лазаря. — Этот Человек много чудес творит». И решают убить Христа и Лазаря, как живое свидетельство величайшего чуда (см.: Ин. 11:47; 12:10). Неверие происходит от злой воли.
— Да, но ведь все это было так давно! — сейчас раздается голос скрытого сомнения.— Времена чудес прошли...
Нет, не прошли. Знамения бывают и теперь в Церкви Божией, скажем словами блаженного Иоанна, и для тех же высоких целей.
Конец XVIII и начало XIX веков ознаменованы были повсюду, с легкой руки Вольтера, легкомысленным пренебрежением к истинам Евангелия. Скептицизм вошел в моду, а между тем в обществе распространялось глубокое суеверие. Готовы были верить даже Калиостро, только не ясному учению слова Божия.
Одни из известнейших русскому обществу писателей, записки которого читались всей образованной Россией и недавно были вновь напечатаны, вот что рассказывает о себе. Заметим при этом, что этого писателя уж вовсе нельзя заподозрить в каком-нибудь преувеличении или пристрастии... Он подвергся ужасной болезни. «Врач пришел довольно рано, пощупал пульс, посмотрел на язык и ни слова не сказал. Я спросил его:
— Отчего по всей коже моей показавшиеся сперва красные пятна превратились в фиолетовые, а тут сделались черными?
— Да у вас и язык уже весь почернел, — отвечал он.
Кажется, довольно бы сего приговора. Он, выходя, остановился у моих дверей и вслух сказал слуге моему и случившемуся тут одному из инженерных офицеров:
— Не мучьте его понапрасну, не давайте ему более лекарств. Я думаю, он и суток не проживет.
Оставалось прибегнуть к иному Врачу. Отслужен был молебен. В день Воздвижения Животворящего Креста больного причастили Святых Таин.
«По совершении сего вдруг так быстро стали приходить ко мне силы, без помощи лекарств, даже подкрепительных, о коих давно уже я слышать не хотел, что брат мой, не находя более присутствие свое для меня необходимым, чрез два дня, 16 числа (сентября) отправился».
«Надо мною совершилось чудо, точно чудо!.. Когда висел я над могилой и не упал в нее, на то была та же самая Воля, без которой волос не спадет с головы человеческой. Многим ли удавалось быть одною узкою чертой отделенными от вечности и круто поворотить от нее вспять?.. Я мог сказать, что отведал смерти...».
«Дивлюсь я величию и животворности Божественных Таин! — восклицает чтимый русским народом пастырь.— Старушка, харкавшая кровью и обессилевшая совершенно, ничего не евшая, от причастия Святых Таин, мною преподанных, в тот же день начала поправляться».
«Девушка, совсем умиравшая, после Святых Таин в тот же день начала поправляться, кушать, пить и говорить, между тем как она была почти в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила. Слава животворящим и страшным Твоим Таинам, Господи!»
«Некто, бывши смертельно болен воспалением желудка девять дней и не получивший ни малейшего облегчения от медицинских пособий, лишь только причастился в девятый день поутру животворящих Таин, к вечеру стал здоров и встал с одра болезненного. Причастился он с твердой верою... Слава всемогуществу Твоему, Господи!»
«Велика Твоя любовь, Господи! всего Себя истощил еси ради любве ко мне. Взираю на крест и дивлюсь Твоей любви ко мне и к миру, славлю чудеса Святых Таин Твоих над верными Твоими, славлю исцеления, которым я был свидетелем, славлю действие их всеспасительное...».
Источник: Хитров Михаил, прот. Дуновение вечности: Светочи христианства. Цветы с «Луга духовного». М.: Правило веры, 2006. - С. 402-415.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра