Крест первоначально служил орудием мучительной казни преступников. Именно на нем пострадал Иисус Христос, Спаситель и Искупитель мира. Обагренный кровью Божественного Страдальца Крест после этого стал орудием искупления, символом христианства, положив начало новой эре в истории человечества — Новому Завету. Он именуется теперь Животворящим, Господним, Христовым, святым, честным. Знамение Креста, явившееся на небе императору Константину, ознаменовало победу христианства над язычеством, окончание гонений на последователей Христа и положило начало новой эпохе в мире. Вскоре его мать, царица Елена, предприняла усилия и обрела в Иерусалиме подлинный Крест Христов.
Прославлению Креста Господня посвящен один из двунадесятых праздников. Первая стихира службы начинается словами: «Крест возносится, и демони прогоняются...» И далее неоднократно об этом говорится: «...днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися»; «...Кресте честный, имже обожихомся, и диавол всеконечно подвижеся». В светильне в конце канона говорится: «Крест, хранитель всея вселенные: Крест, красота Церкве: Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва». Главной особенностью этого праздника является вынос из алтаря на средину храма святого Креста.
Это же происходит на Крестопоклонной неделе Великого поста и в праздник первого Спаса. В воскресные дни Великого поста, а также перед Крестом Христовым читается акафист Страстям Христовым. Существует благочестивая традиция, когда в Великий Четверток верующий человек пламенем свечи, принесенной из храма после чтения 12-ти страстных Евангелий, изображает на окнах и дверях своего дома крестное знамение.
Крест Христов положен в основу православного храма и он же венчает его купол и иконостас в нем. Крестное знамение является непременным священнодействием при совершении таинств. Крестным знамением и призыванием имени Божия святые подвижники творили чудеса, изводили воду, поражали бесовскую силу.
При таинстве Крещения на крещаемого надевается нательный крест. На молитве христианин осеняет себя крестным знамением; священник, благословляя, осеняет нас крестным знамением; перед принятием пищи ее благословляют крестом. Отходя ко сну, благочестивый христианин целует нательный крест. После смерти на могиле христианина также ставится крест, который венчает жизненный путь. Таким образом, крестное знамение сопровождает христианина в течение всей его жизни.
Крест — это наш жизненный путь. Именно это имеет в виду Христос Спаситель, призывая Своих последователей: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Апостол Павел в Послании к галатам пишет: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).
На Руси издревле это хорошо понимали. Под 1068 годом в «Повести временных лет», можно сказать, содержится гимн Кресту, силою которого был преодолен раздор между князьями и была явлена победа при нашествии иноплеменных: «Се же Бог яви силу крестную, понеже Изяслав целовав Крест, и я и... темже наведе Бог поганыя, сего ж яве избави Крест честный в день бо Въздвиженья Всеслав вздохнув рече: "О Кресте честный! Понеже к тобе веровах, избави мя от рва сего". Бог же показа силу крестную на показанье земле Русьтей, да не преступают честнаго Креста, целовавше его; аще ли преступит кто, то и зде приимет казнь, и на придущем вице казнь вечную. Понеже велика есть сила крестная: Крестом бо побежени бывают силы бесовьскыя, Крест бо князем в бранех пособит, в бранех Крестом согражаеми вернии людье побеждают супостаты противныя, Крест бо вскоре избавляет от напастий призывающих его с верою, ничто же ся боят беси, токмо Креста, аще бо бывают от бес мечтанья, знаменавше лице Крестом прогоними бывают».
За крестное знамение русские люди терпели страдания. В Волоколамском патерике говорится об одном иноке-исповеднике, подвизавшемся в обители преподобного Иосифа Волоцкого. В 1480 году во время Угорского стояния «в прихожение еже к Угре безбожнаго царя агарянскаго Ахмата и той пленен бысть некоим от князей его, еще пребывая в мирьском образе, ипонужен бысть отоврещися Господа нашего Исуса Христа. Множество же крестов на гойтане, еже взяша у християн злочестивии того слуги, и тех множество животворящих крестов повеле той безбожный князь давати ему (пещи тогда горящи в храмине той), яко да вверзет их во огонь, а другому слузе стояти с мечем над главою: аще не вверзет их, да усечет его. Он же изволи паче умрети за Господа нашего Исуса Христа и глагола безбожному князю: "Мы сим поклоняемся и лобзаем их". Злочестивый же той повеле устрашити его посечением: и резати помалу по шии его, и давати ему кресты — да вверзет их в огнь. Он же не хотяше того сотворити. Безбожный же той повеле, взем за гойтан, теми кресты бити его без милости. Он же никакоже не послуша. И абие внезапу прииде страх на безбожнаго царя Ахмата, и побеже. Тогда и той и князь побеже. А его во единой срачице и босого повергоша на ледине, и великаго ради мраза перьсти ногам его отпадоша. И по отшествии безбожных взяша его, еле жива, во град; бысть произволением мученик и без крови венечник».
С особой силой мы обращаемся к Кресту в молитве «Да воскреснет Бог», читаемой во время бесовских страхований. В ней говорится: «...тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением... Радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе Пропятого... о Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею...».
Последуя нашим благочестивым предкам и подражая им, нам необходимо чаще прибегать к Кресту Христову для преодоления различных жизненных искушений, необходимо чаще осенять себя крестным знамением перед началом различных дел, в трудных обстоятельствах и так далее. «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся...».
Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. СПб., 2011. – С. 17–22.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра