«Блаженны мертвые, умирающие в Господе...» Митрополит Николай (Ярушевич)

«Блаженны мертвые, умирающие в Господе...» Митрополит Николай (Ярушевич)

«Блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоются от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:13), — проповедует нам слово Божие.

Минуты нашей беседы с вами в день поминовения усопших мы посвящаем, мои дорогие, этим святым словам. Священное изречение, какое мы напомнили вам, побуждает нас подумать не только о них, уже вкусивших свой смертный час, но и о себе самих, живых, еще только приближающихся с каждым часом своей жизни к порогу смерти.

Смерть — это конец всем земным заботам, тревогам человека, земной суете, конец и многочисленным, нередко тяжким болезням и страданиям, каким мы подвергаемся так часто, можно сказать, в течение всей своей жизни. Мы еще с вами живы, мы путешествуем по земле, а они, мертвые, уже достигли Небесного Отечества. Мы, живые, еще плаваем по волнам житейским, а они уже вошли в тихую пристань вечной жизни. Мы еще в узах плоти своей, а они уже в свободе духа.

Все земные радости, земные скорби и земные приманки теперь для них — ничто. Телом они мертвы. Если бы около гроба с бездыханным телом усопшего рассыпать сокровища мира сего, холодные руки не протянутся за этими сокровищами. Никакие крики веселия и никакие рыдания не пробудят угаснувшего навсегда телесного слуха усопшего. Никакие горячие слезы не согреют холодное, бездыханное тело.

«Смерть — мужу покой» (Иов. 3:23). Смерть — это покой телу человека. Но покой телу, какой наступает для каждого усопшего, не означает покоя души покинувшего землю нашего брата. Для них, наших усопших, нет радостей и скорбей земных, но у них есть свои радости и свои скорби в вечной жизни, куда они переселились бессмертной душой.

С какими скорбями вступает в вечную жизнь душа грешника, не раскаявшегося, лежавшего в своих грехах, не омывшего их благодатью покаяния, забывшего и о Боге, и о своей бессмертной душе! И какая радость, какое счастье, какое утешение — удел той преданной Господу души, которая готовила себя к жизни будущего века и перешла туда, в страну нескончаемой жизни, с верой и своей доброй христианской жизнью!

Вот почему и говорит нам слово Божие: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе». Не сказало слово Божие: «Блаженны мертвые», но добавляет: «умирающие в Господе». Перейдя в жизнь, не знающую конца, они вошли в Дом своего Небесного Отца.

Умирающий в Господе — это тот, кто в своей земной жизни устремлялся душой к Богу, кто жил верой в Него, нашего Сладчайшего Спасителя и Небесного Отца. Он веровал в Него, как в Источник жизни нашей, Который подает нам бесчисленные блага и в числе их — одно из первых и самых драгоценных благ — земную жизнь для приготовления к жизни вечной. Он с этой верой и переступил порог смерти.

Встречающий смерть с миром в душе любил Господа, в дни своей земной жизни, всеми силами своей души и сердца. Он желал жить так, как Господь велит нам жить; стремился к тому, чтобы Господь воцарился в его душе, чтобы Он Сам управлял его мыслями, его чувствами, его желаниями. Такой любовью любит своего Господа истинный христианин.

Оканчивает свой земной путь в Господе тот, кто, исполняя заповедь Христову о любви к ближнему, спешил, пока шел этим земным путем, отереть слезы плачущему, помочь неимущему, от всего сердца прощал обиды, огорчения, оскорбления, никогда не платил за добро злом, не отвечал на зло злом. Целью его жизни было сделать как можно больше добра людям. О таком человеке и враг его не мог бы оказать иначе, чем сказал Саул пророку Давиду, будучи злейшим его врагом: «Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом» (1 Цар. 24:18).

Достойно вступает в вечную жизнь тот, кто, по заповеди Христовой, искал прежде всего Царства Божьего и Правды Его. Он никогда не забывал о своей бессмертной душе, питая ее Божественной духовной пищей. Среди своих житейских трудов и забот он всегда помнил, что первой его мыслью, первым его желанием, первым его действием должно быть спасение души, чтобы бессмертная душа предстала пред Лицом Божиим готовой к вечной жизни, чтобы уйти туда верным Господу рабом, верным и преисполненным благодарной ответной любви сыном Небесного Отца.

Переходит от «смерти в живот» тот христианин, кто был послушен Святой Церкви, по ее зову приходил в святой храм Божий, любил святые праздники, верующей душой переживал священные события, воспоминаемые в дни наших великих праздников, почитал угодников Божиих, в храме благоговейно внимал словам молитв, словам Божественного Евангелия Господа нашего Иисуса Христа и пастырской проповеди.

Жаждущий умереть истинным христианином — в течение всей своей жизни ищет у ног Христовых оправдания своим беззакониям и греховным сквернам, не откладывает покаяния во грехах на неведомое для него «завтра». Он умеет плакать о своих падениях, оскорбляющих святость и любовь к нему Небесного Отца. Со страхом, верой и любовью он принимает Святые Тайны Христовы, как залог вечной жизни и нашего вечного, никогда не прекращающегося в жизни будущего века, общения со Сладчайшим Господом.

Умирает в Господе тот, кто — если благословляет ему Господь умирать в сознании — призывает служителя Христовой Церкви и напутствует себя последним напутствием, прощаясь с земной жизнью, стоя у таинственного порога смерти, через который неизбежно все мы переступим, когда придет для каждого из нас этот последний час.

Умирающий в Господе — блажен, говорит нам слово Божие.

Когда бы Господь ни восхитил душу его к Себе, — в глубокой ли человеческой старости, в расцвете ли земной жизни; пройдет ли этот человек через долгие жизненные испытания, болезни и скорби или еще не успеет вкусить страданий и искушений; будет ли умирать, окруженный своими близкими и родными, как бы на руках самых дорогих ему людей, или, может быть, Господь пошлет человеку смерть вдали от всех, покинутому всеми и оставленному без всяких забот, может быть, среди тяжких мучений, от которых никто не мог его спасти или их облегчить, — тот, кто прожил в Господе свою жизнь, умирая, скажет своим верующим сердцем: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!»

Скажет такой раб Божий в своем сердце: «Ты, Господи, выводишь душу мою из телесной темницы, берешь ее к Себе из страны плача, слез и скорбей туда, где нет ни воздыханий, ни болезней, ни печалей. Ты призываешь мою душу к Себе, чтобы я увидел Тебя там и поклонился там Тебе перед Твоим Пречистым Ликом. Да будет благая воля Твоя!»

И этой крепкой надеждой на свою встречу с Господом и надеждой на то, что Господь помилует его в Своем Вечном Жилище, он усладит и страшный час своей смерти.

А, может быть, скажет кто-нибудь из вас, мои дорогие: для того, чтобы так умереть — с миром, с радостью, — надо быть святым, надо достичь вершин святости. А как же быть нам, немощным, грешным, каждый день впадающим в новые и новые согрешения? Вот что, дорогие: есть большая разница между падающим и остающимся лежать в грехах своих и между падающим, но встающим опять из ямы своего падения. Слово Божие говорит нам, что и праведник семь раз падает на дню, но, падая, он встает (Притч. 24:16) и сила Божия подкрепляет его.

Некогда Иуда согрешил тяжким смертным грехом. Он оказался в сетях, в плену у диавола, врага человеческого рода. Но Иуда не сделал попытки разорвать слезами покаяния те диавольские сети, какими опутал его исконный враг нашего спасения. Он не покаялся и погиб вечной смертью, удавившись.

Апостол Петр трижды отрекся от своего Господа, своего Божественного Учителя, отрекся — и сразу заплакал слезами покаяния. Эти слезы спасли его от погибели; они привлекли к нему любовь и благоволение Христовы. Укрепляемый благодатью Духа Святаго, апостол Петр стал Первоверховным апостолом нашей Святой Церкви, великим носителем святости о Господе.

Можно ли нам прожить свою жизнь безгрешно? Нет. Ни один человек «жив будет и не согрешит». Но надо бояться греха, надо торопиться от него отойти, потому что грех ведет к вечной погибели.

Может ли кто из нас сказать, что он исполнит в своей жизни все заповеди Божии? Нет. Невидимый враг нашего спасения подстерегает душу человека на каждом шагу, чтобы толкнуть ее ко греху. Но если мы не можем оставаться безгрешными, мы можем и должны, любя заповеди Божии, всей душой желать этими заповедями Божиими жить, их исполнять в своей жизни.

Можем ли мы сказать, что останемся чистыми до конца своих дней? Нет. Но мы должны любить чистоту, к ней стремиться, чтобы свое сердце и душу не оставлять в греховной грязи, в рабстве у диавола, который только того и хочет, чтобы погубить навеки бессмертную душу человека, ибо он, — как говорит святой апостол, — как рыкающий лев, ищет, кого поглотить (I Петр. 5:8), и, кого найдет, подчиняет себе.

Нет и не может быть безгрешного человека, — один Бог без греха. Но мы должны в своих грехах приносить Богу покаяние. Для того и оставил Господь святое таинство покаяния, чтобы чаще омывалась от своих греховных скверн наша бессмертная душа. Для того и учредил Господь святое таинство причащения, чтобы, питаясь Божественным Телом и Кровью, мы через это были маленькими листочками и веточками на Виноградной Лозе, с какой Себя сравнил Господь Иисус Христос, чтобы мы насыщались от Него соками благодати Божией, укрепляющей на борьбу с грехами, дающей силы и крепость переносить греховные искушения, поборать все козни диавола, отца всякого греха.

Послушайте, что говорит св. Иоанн Златоуст, этот великий учитель четвертого века христианства, размышляя над словами Христовыми: «Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдет бодрствующими» (Лк. 12:37). Вот слова Златоуста: «Бодрствовать над своим сердцем христианину надо всегда. Если мы стремимся всей душой исполнить заветы Христовы, всем сердцем хотим уберечь себя от греха, желаем принести Господу искреннее слезное покаяние, очищающее нашу скверную душу, но не успеем всего этого сделать и смерть подойдет к нам внезапно, — Господь и эти наши намерения, и эти неисполненные наши порывы примет с любовью, ибо Он и намерения, и добрые желания сердца приветствует». Так проповедует нам св. Иоанн Златоуст и в своем огненном слове в святую ночь Пасхи Христовой.

Только нельзя быть беспечным ни одного дня своей земной жизни. Нельзя оставаться ленивыми рабами, которые забывают или не хотят себе напомнить о грядущей смерти, изо дня в день остаются со своими грехами, со своей слабой верой, некрепкой надеждой, не твердой и не верной любовью к Богу. Верному рабу Божьему надо эту веру укреплять, эту любовь сделать горячей. Нужно торопиться — жизнь так коротка — возможно больше посеять в своей земной жизни добрых дел, чтобы эти добрые дела ушли туда, в вечную жизнь, еще прежде нас и там встречали нас, когда мы своей бессмертной душой будем проходить путь посмертных мытарств и Ангелом Хранителем своим будем приведены на суд Небесного Отца и Всеправедного Судии.

И вот, кто живет с Господом, оплакивает свои грехопадения, всегда напоминая себе о том, что он перейдет из этой жизни в иную, к которой должен готовиться каждый день; кто в копилку для добрых дел вкладывает изо дня в день хотя бы малые свои добрые дела; приходит в храм Божий за очищающей благодатью Христовой; с благоговейным трепетом приступает к Святой Чаше; кто искупает свои грехи чистою жизнью и посильными подвигами во имя Христово; кто, может быть, и хромыми, спотыкающимися ногами, но таким верным путем идет в Царство будущей жизни, — тот идет к своему Небесному Отцу блаженным, умирающим в Господе.

О том, что мы должны умирать в Господе, напоминают нам, дорогие мои, все святые угодники, со славою прошедшие свой земной путь. Напоминают об этом все рабы Божии, наши благочестивые предки, которые умели жить по-Божьи и умирали с Господом в сердце. И мы должны научиться жить так, чтобы так и умирать: ведь наша земная жизнь — это только мгновение по сравнению с той вечностью, какая раскроется перед каждым из нас.

Спасти свою душу от вечной погибели, привести ее туда, где празднуется вечная Пасха Христова, где верные рабы Божии, верные дети своего Отца, одной ликующей семьей прославляют своего Господа и имеют радость Ему поклоняться и не разлучаться с Ним никогда, — это же, дорогие мои, бесценное, ни с чем не сравнимое, счастье!

Да не постыдится, да не посрамится, да не отвергается Господом никто из нас, когда Он будет воздавать каждому по делам его!

Милостью Божией и помощью Божией, силою и действием Святаго Духа, обитающего в истинно православной душе, дни нашей земном жизни да соделают нас достойными войти в отверстые врата Царства Небесного.

А всех тех, кто с верою и надеждой на милосердие Божие ушел в вечность, да упокоит Господь в Своем Небесном Доме!

Источник: Журнал Московской Патриархии. М.: Изд. МП РПЦ, 1950. № 10. – С. 24-28.


28 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.