Троицкие листки, № 106. Познай себя – познаешь и Бога

Троицкие листки,  № 106. Познай себя – познаешь и Бога

Ныне начах глаголати ко Господу моему, аз же есмь зем­ля и пепел (Быт. 18:27). Так говорил смиренный пра­отец Авраам Господу, Который явился ему и беседовал с ним лицом к лицу. Познал он Господа, а вместе с тем познал и себя самого, что такое он: "Я, — говорит, — земля и пепел"!

Скрывает луна свое сияние, когда восходит солн­це; меркнет звезда при свете дневном, и свеча горящая при сол­нечном сиянии не дает никакого света; червячок, который светит­ся ночью на темной траве, как камень самоцветный, лишь толь­ко настает день, оказывается простым червячком, а не камнем дорогим. Вот так же и человек, чем более приближается к Богу, тем более познает свое убожество и ничтожество.

Приблизился Авраам к Богу настолько, что удостоился беседовать с Ним ли­цом к лицу, уста к устам, как самый близкий друг беседует со сво­им другом задушевным: ныне, говорит, начах глаголати ко Госпо­ду моему, и в сей близости к Богу тотчас же познал свое ничтоже­ство, и назвал себя прахом и пеплом, как бы так говоря: "Ты, о Боже и Творче мой, — Свет неприступный, Свет незаходимый, а я — тьма и ничто... Ты — безсмертен и вечен, а я скоро во гробе истлею... Ты — Господь господствующих и Царь над царями, а я — червь, ползающий пред величеством неприступной славы Твоей! Ты на небесах обитаешь, а я в персть возвращаюся: аз же есмь земля и пепел!... О, как прекрасно это смирение Авраама, которое родилось в сердце его от познания себя чрез познание Бога! — Познав Бога, он познал и самого себя и смирился даже до земли и праха... Так человек от познания Бога приходит к познанию самого себя.

Мудрые люди говорят, что и от познания себя человек прихо­дит к познанию Бога, и чем больше кто познает свое ничтоже­ство, тем больше познает он и Бога. Оба сии вида знания, и позна­ние Бога, и познание самого себя, неразлучны между собою, и где есть одно, там является и другое, хотя и бывает иногда, что одно предшествует другому. И мужи опыта духовного свидетельству­ют, что легче перейти от познания себя самого к познанию Бога.

Так, Климент Александрийский говорит: "Кто познает себя само­го, тот познает и Бога, а познав Бога, он будет подобен Ему". Кассиодор, объясняя слова Давидовы: помилуй мя, Господи, яко немо­щен есмь, говорит: "Много приближает к Богу познание немощей своих. Великая польза для раба Господня — познать свои немо­щи и не полагаться на свои добрые дела". Святой Исаак Сирин говорит: "Считай себя за ничто, и увидишь на себе самом славу Божию; ибо где рождается смирение от познания себя самого, там воссиявает слава Божия". В книге "Диоптра" читаем: "Чем лучше ты познаешь самого себя, тем совершеннее познаешь и Бога".

Ты скажешь: мы все знаем Бога, мы — не безбожники, не идолопок­лонники. Отвечаю на это: все мы знаем Бога верою, но не все зна­ем Его любовью и страхом Божиим, не все мы любим Его как любить должно, не все боимся Его, как следовало бы нам бояться. Ибо, если бы мы воистину любили Его, то ради сей самой любви к Нему мы не захотели бы оскорблять Его; и если бы мы поистине боялись Его, то по причине сего самого страха мы не преступали бы Его заповедей.

О, как сладостен Он для любящих Его, и как страшен Он для всех, кто с любовью соединяет страх Божий! Мы знаем Бога по слуху, потому что слышим слово Божие, но ум наш не углубляется в слово сие, не поучается в нем. Мы уверяемся в том, что Бог есть, но не ощущаем сладости пребывания с Ним, не обращаем никакого внимания на Его неизреченные благодеяния, являемые нам на всякий час, не благодарим за них, и не боимся суда Его страшного, не трепещем пред грозным прещением Его... Он предлагает нам небо, а мы небрежем о том; Он грозит муками вечными, мы не боимся их, так что нам, грехолюбцам, как будто приятнее лишиться Царства Небесного, чем избежать муки веч­ной... Мы думаем, будто знаем Бога, а угождать Богу ленимся; да и вовсе не хотим; а стало быть, мы ничем не отличаемся от тех, которые вовсе не знают Бога.

Святые отцы советуют чрез позна­ния себя приходить к познанию Бога. Некто из мудрых называет познание самого себя величайшею из наук: лучше, говорит, тебе узнать самого себя, чем, пренебрегая самопознанием, распозна­вать течение звезд небесных, свойства трав и цветов, природу лю­дей и животных безсловесных, и искать познания всех вещей зем­ных и небесных, ибо многие знают очень много, а себя самих вов­се не знают.

Не знать себя самого — да это значит быть хуже скота: ведь скот не знает самого себя потому, что у него такова уж при­рода, а человек не знает себя потому, что не хочет знать по безу­мию своему! И поистине такой человек подобен скоту: разве не был обращен в скота Навуходоносор, который, не желая знать своей человеческой немощи, дошел до такого безумия в своей гор­дости, что стал почитать себя за Бога?

И отчего у людей зарожда­ется гордость, как не оттого, что никто не хочет знать своего нич­тожества, каждый о себе думает много, ставит себя высоко: один гордится своим благородством, хотя и он истлеет также, как са­мый последний из нищих; другой превозносится своим богатством, хотя это богатство скоро погибнет; третий кичится славою, хотя она и не постоянна, и как дым быстро исчезает; иной хвалится силою телесною и мужеством своим, хотя и может он подвергнуть­ся наравне с другими и всякой немощи нежданной и смерти неча­янной; одни величаются своею красотою, которая как цвет увяда­ет; другие хвалятся премудростью своей, хотя и много-много еще такого, чего и на ум им не приходило, чего они постигнуть не мог­ли; иные почитают себя людьми великими по святости жизни, по своим добрым делам, хотя в очах Божиих они ничтожны и дела их нечисты...

И сколько еще есть на свете людей, высоко о себе дума­ющих! А все почему и отчего? Да оттого, что не хотят повнима­тельнее посмотреть на себя, познать самих себя. А как познать себя, дает нам образец праведный Авраам: аз же есмь земля и пе­пел, говорит он. Господь дает ему великие и многие обетования, обещает ему такого сына, чрез которого умножится потомство его как звезды небесные, дает сему потомству в наследие всю землю Ханаанскую, подводит все народы, все племена под его благослове­ние: благословятся, говорит, о тебе вся племена земная (Быт. 12:3); благословятся о семени твоем вси языци земнии (Быт. 22:18).

Господь делает его знаменитым между царями и праотцами, возвышает его чеетию, возвеличивает святостью; а он, хотя и приемлет все сие от Господа своего с благодарностью, однако же, как бы не обращает на все сие внимания, или лучше сказать, почитая себя недостойным всего этого, смотрит только на себя самого, вни­мает самому себе, поучается, в познании себя самого, низводит себя до персти земной, и имея пред очами своими только свое ничтожество, называет себя землею и пеплом...

Да и в самом деле: нет у человека в жизни сей кратковременной ничего, чем бы мог он возгордиться по праву, если он вникнет в самого себя: что он такое сам-то есть? А познав свое ничтожество, он может легко смирить свое высокоумие, может прийти в умиление и страх Бо­жий, и со смиренным покаянием прибегнуть к Богу и познать Того, в Ком будет жить вечно, и угождать Тому, Кто для веру­ющих в Него, и любящих, и боящихся Его, Сам есть венец, честь, слава, наследие и воздаяние, в Его вечном Царствии Небесном!..

Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. - ОАО «Молодая гвардия». С. 453-456.


27 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.