Так начинается молитва, которую верующие произносят после еды, обращаясь к Богу со словами благодарения, так как Он есть Источник жизни и Податель всякой благостыни. Перед вкушением же пищи произносится Господня молитва со словами «хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6, 11). В монастырской жизни принятие пищи является непосредственным продолжением богослужения и его завершением. Так пища духовная предваряет пищу телесную.
Не менее важен в жизни христианина и вопрос приготовления пищи, которое также должно сопровождаться призыванием имени Божия; приготовляемая пища обязательно осеняется крестным знамением для ее освящения. Из Жития московского святителя Ионы ( 1462; память 31 марта) узнаем интересный случай. Однажды митрополит Фотий ( 1431; память 2 июля) посетил Симонов монастырь. В пекарне он увидел юного утомившегося и задремавшего инока Иону, имевшего руку, согбенную для совершения крестного знамения: его монастырское послушание было сопряжено с молитвенным деланием.
Подвижник нашего времени, старец Серафим Вырицкий (1949; память 21 марта) говорит: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пишу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали — молились, сеяли — молились, собирали урожай — молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена схульными словами, руганью, проклятиями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (крещенской) водой — она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено.
Все, что мы вкушаем,— это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву "Отче наш". А там, где Господь, там и Матерь Божия, там и Ангелы, поэтому поем: "Богородице, Де- во, радуйся..." и тропарь Ангельским Силам: "Небесных воинств Архистратизи..." Недаром мы говорим: "Ангела за трапезой" — и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пишу. А там, где Ангелы, там и все святые, поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу. Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукоснительно соблюдать это молитвенное правило».1 За последние десятилетия многие вековые традиции русского народа утратились, и современная хозяйка зачастую не знает, что приготовляемую пишу необходимо обязательно перекрестить. В связи с развитием технического прогресса стало привычным во время приготовления и принятия пищи смотреть телевизор, слушать радио. При этом нередко эфир может быть наполнен выступлениями экстрасенсов, целителей. Так духовный вакуум в жизни заполняется другими, темными силами.
Говоря о необходимости возрождения Православия и возвращения к национальным традициям, не следует чего-либо выдумывать, нужно возрождать то, что было повседневной благочестивой традицией русской семьи. В наше время издаются необходимые православные книги о пище, обращающие наше внимание на благоговейное отношение к ее приготовлению и принятию.
Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. Санкт-Петербург 2011. Стр. 34-37.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра