«Благодарим Тя, Христе Боже...»

«Благодарим Тя, Христе Боже...»

Так начинается молитва, которую верующие произносят после еды, обращаясь к Богу со сло­вами благодарения, так как Он есть Источник жизни и Податель всякой благостыни. Перед вкушением же пищи произносится Господня мо­литва со словами «хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6, 11). В монастырской жизни принятие пищи является непосредственным про­должением богослужения и его завершением. Так пища духовная предваряет пищу телесную.

Не менее важен в жизни христианина и во­прос приготовления пищи, которое также долж­но сопровождаться призыванием имени Божия; приготовляемая пища обязательно осеняется крестным знамением для ее освящения. Из Жития московского святителя Ионы ( 1462; память 31 марта) узнаем интересный случай. Однажды митрополит Фотий ( 1431; память 2 июля) посетил Симонов монастырь. В пекарне он увидел юного утомившегося и задремавшего инока Иону, имевшего руку, согбенную для со­вершения крестного знамения: его монастыр­ское послушание было сопряжено с молитвен­ным деланием.

Подвижник нашего времени, старец Сера­фим Вырицкий (1949; память 21 марта) гово­рит: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие бла­гословение на пишу. Раньше все делали с мо­литвой на устах: пахали — молились, сеяли — молились, собирали урожай — молились. Сей­час мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена схульными словами, руганью, проклятиями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (крещенской) водой — она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено.

Все, что мы вкушаем,— это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому пе­ред трапезой нужно особенно усердно помо­литься. Прежде всего мы призываем благосло­вение Отца Небесного, читая молитву "Отче наш". А там, где Господь, там и Матерь Божия, там и Ангелы, поэтому поем: "Богородице, Де- во, радуйся..." и тропарь Ангельским Силам: "Небесных воинств Архистратизи..." Недаром мы говорим: "Ангела за трапезой" — и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пишу. А там, где Ан­гелы, там и все святые, поэтому мы поем тро­парь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапе­зу. Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукос­нительно соблюдать это молитвенное правило».1 За последние десятилетия многие вековые традиции русского народа утратились, и совре­менная хозяйка зачастую не знает, что приго­товляемую пишу необходимо обязательно пе­рекрестить. В связи с развитием технического прогресса стало привычным во время приготов­ления и принятия пищи смотреть телевизор, слушать радио. При этом нередко эфир может быть наполнен выступлениями экстрасенсов, целителей. Так духовный вакуум в жизни запол­няется другими, темными силами.

Говоря о необходимости возрождения Пра­вославия и возвращения к национальным тра­дициям, не следует чего-либо выдумывать, нуж­но возрождать то, что было повседневной бла­гочестивой традицией русской семьи. В наше время издаются необходимые православные книги о пище, обращающие наше внимание на благоговейное отношение к ее приготовлению и принятию.


Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. Санкт-Петербург 2011. Стр. 34-37.


STSL.Ru


14 июля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.