Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В настоящий радостный день, когда Святая Церковь торжественно вспоминает Рождество Христово, без сомнения, многим из нас, дорогие братья и сестры, хотелось бы не только мыслью и сердцем, а и самым телом нашим перенестись в Вифлеем. Хотелось бы полететь туда, к вертепу, где родился Христос, к яслям, где Он возлежал. Хотелось бы вместе с пастухами поклониться Ему, вместе с волхвами принести Ему дары. А иные, быть может, даже готовы и умереть у ног Его, умереть за Него вместе с младенцами, которых повелел убить жестокий Ирод.
Однако это неосуществимо: мы не современники Христа. Взамен того утешимся тем, что Господь близ нас и не далеко от каждого из нас [1] и нам надо только самим взыскать Его и приблизиться к Нему, тогда и Он приблизится к нам. [2] Что же нас может приблизить ко Христу? Что нам делать для этого? Посмотрим, кто и за что был приближен ко Христу при Его рождении.
Ближе всех к родившемуся Христу была Его Матерь, Пречистая Дева Мария. Свою близость к Господу, высокую честь быть Матерью Христа, честь, сделавшую Ее честнейшею херувимов и славнейшею серафимов, Она заслужила величайшею чистотою и непорочностью по телу и душе, глубоким смирением и благоговейною покорностью и преданностью воле Божией.
Далее, при рождестве Христовом, близким к Нему является нареченный отец Его, Иосиф. Святой евангелист называет его мужем праведным [3], и, без сомнения, за свою праведность, за соблюдение закона, за справедливость и честность, соединенную с великодушием (по отношению к Богоматери) [4], Иосиф и удостоился чести быть близким ко Христу.
После Богоматери и обручника Иосифа прежде других к родившемуся Христу приблизились вифлеемские пастухи. Почему именно к ним, прежде других, обратились ангелы с благовестием о рождении Спасителя? Пастыри вифлеемские были простые по званию люди (пастухи), но, конечно, не за это удостоились они величайшего счастья приблизиться к Господу, а за то, что эти простые люди были просты и по сердцу своему, по душе, а в простых сердцах, по народному изречению, обитает Сам Бог. Тайны Царствия Божия, по словам Самого Христа, открываются младенцам [5], младенцам не по летам и возрасту, а по душе, — тем людям, у которых младенческое сердце — незлобивое, кроткое, доверчивое, чистое, невинное. Такое сердце с готовностью и радостью принимает глаголы Божии и, не мудрствуя лукаво, верит им, как и вифлеемские пастухи, которые, лишь только услышали благовестие ангелов, поверили и тотчас поспешили пойти поклониться Христу.
Наконец, к родившемуся Христу приближаются для поклонения волхвы, восточные мудрецы и знатные люди, принесшие Ему дары. Значит, и ученость, и богатство, и высокое положение сами по себе не только не удаляют людей от Христа, но еще могут приближать к Нему, если только соединяются, как у волхвов, с исканием высшей, божественной мудрости, со смиренным признанием суетности земного величия и богатства, с приклонением перед Царем Небесным и служением Ему от своих сил, дарований и достатка.
Итак, дорогие братья и сестры, мы видим, что родившегося Христа окружают девственная чистота и непорочность Матери Его, праведность Иосифа, доверчивая простота вифлеемских пастухов и просвещенная мудрость и величие волхвов.
Если у кого и ныне есть святые добродетели и благородные свойства, тот с дерзновением да приступает к родившемуся Христу: Господь близ. [6] А что же нам грешным, у которых нет этих добродетелей? «Никто же достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служите Тебе, Царю славы; еже бо служите Тебе велико и страшно и самем небесным силам. Но обаче, неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеколюбия» [7]. Христос, в плоть оболкийся, не отгнал блудницу, со слезами пришедшую, ниже мытаря покаявшегося, ниже разбойника отгнал, ниже гонителя покаявшегося оставил, «но от покаяния к Нему пришедшия вся в лице другов Своих вчинил». [8] Поэтому и мы не будем отчаиваться в своем спасении и, дерзая на безмерное благоутробие Христово, приблизимся к Нему, если не с добродетелями, которых у нас нет, то «с душею сокрушенною и с покаянным молением» о том, чтобы Он принял и нас, как принял блудницу, разбойника и мытаря.
Человеколюбие Господи! Ты «веси (знаешь) зол множество, веси (знаешь) и струпы наши и язвы зриши; но и веру, и произволение зриши и воздыхание слышиши: не таится Тебе ниже капля слезная, ниже капли часть некая». [9]
Да вменится же нам вера наша вместо дел, не взыщеши бо дел оправдающих нас. «Но та вера да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит, та да покажет ны причастники славы Твоея» [10] и да сподобит и нас вместе с пастырями и волхвами неосужденно поклониться в вертепе родившемуся Христу Жизнодавцу. Аминь.
Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ. 2010. С. 6-7
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Флп. 4, 5.
[2] Из молитвы священника во время Херувимской песни.
[3] Из 9-й молитвы ко причащению.
[4] Из 7-й молитвы ко причащению.
[5] Из 8 -и утренней молитвы.
[6] Флп. 4, 5.
[7] Из молитвы священника во время Херувимской песни.
[8] Из 9-й молитвы ко причащению.
[9] Из 7-й молитвы ко причащению.
[10] Из 8 -и утренней молитвы.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра