26 июня в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре празднуется память ученика Сергиева преподобного Андроника Московского и его учеников и последователей – преподобных Саввы, Александра Спасского, Даниила Черного и Андрея Рублева.
Первые сведения о преподобном Андронике известны нам из жития преподобного Сергия Радонежского, которое было составлено около 1418 года преподобным Епифанием Премудрым. Позднее, в 1440 году, иеромонах Пахомий Логофет дополнил его некоторыми подробностями.
Преподобный Андроник «был из отечества святого Сергия» – из-под Ростова Великого. Юношей пришел в Троицкий монастырь, и преподобный Сергий постриг его в монашество с именем Андроник. Видя, что молодой инок любит безмолвие и молчание, старец благословил его жить в келии одному. «Тихий, кроткий, смиренный», преподобный Андроник был одним из любимых учеников Преподобного Сергия.
Преподобный Андроник Московский.
Роспись южной стены алтарной части
Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры
Через 10 лет подвижник открыл наставнику свое желание основать монастырь. И ему представилась такая возможность. Однажды в Троицкий монастырь прибыл митрополит Московский Алексий.
– Возлюбленный отец, хочу просить одного благодеяния у твоей духовной любви ко мне, – обратился он к преподобному Сергию.
– Ничто не возбранено в моей обители для твоей святыни.
– Хочу, – сказал Алексий, – чтобы ты дал мне одного из твоих учеников, я намерен с помощью Божией построить монастырь во исполнение обета моего. Когда плыл я из Царьграда, поднялась великая буря на море, так что корабль сокрушался от волн и мы все отчаялись в жизни. Тогда дал я обет соорудить храм в честь того празднества, в какое счастливо достигнем пристани. Море улеглось, и мы вошли в пристань 16 августа. Потому положил я устроить обитель в честь Нерукотворенной иконы Спасителя; приспело время исполнить обещание.
– Доброе дело, – сказал старец, – да даст тебе Господь выполнить его! А все, чего потребуешь от сына твоего, готово пред тобою.
Святитель наделил Троицкий монастырь милостыней и в тот же день забрал с собой в Москву преподобного Андроника.
Святитель Алексий Московский.
Роспись южной стены Успенского собора
Троице-Сергиевой Лавры
Место под монастырь было избрано в 4-х верстах от Кремля, на речке Яузе. Сам Преподобный Сергий приходил благословить строительство. Уже в 1361 году была воздвигнута церковь. Митрополит освятил ее в честь Пречистого Нерукотворенного Образа Спасителя и поставил в храме икону Образа Христова, обложенную золотом, которую сам привез из Константинополя. Первым игуменом обители стал преподобный Андроник. Подвижник ввел в монастыре общежительный устав.
Через некоторое время авва Сергий навестил ученика и благословил с молитвой: «Господи, призри с неба, и виждь, и посети место сие, которое Ты благоизволил создать во славу святаго Твоего имени». Монастырское предание сохранило память и о втором посещении Троицкого Игумена. Это было в 1365 году. Преподобный долго беседовал с учеником, а затем отправился в Нижний Новгород. На месте беседы была поставлена часовня.
Спасо-Андроников монастырь
Спасо-Андроников монастырь пользовался особым покровительством великокняжеского дома, Московской митрополичьей кафедры и Троице-Сергиева монастыря. Незадолго до Куликовской битвы в обитель заезжал Великий князь Московский Димитрий Донской, а после победы здесь было встречено русское войско. Слава об обители и ее настоятеле быстро разошлась по Руси. К преподобному Андронику начали стекаться желающие подвизаться в его монастыре. Приходили и простые люди – за советом и наставлением.
Преподобный Андроник преставился 13/26 июня 1395 года. Его мощи сегодня почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря. Незадолго до смерти старец вручил игуменский жезл и паству своему ученику преподобному Савве.
О жизни этого святого до нас дошли скудные сведения. Известно, что при нем монастырь продолжал процветать. Из многочисленных учеников преподобного Саввы одни были поставлены игуменами в монастыри, другие стали епископами. Скончался игумен около 1410 года.
Тогда же обитель возглавил его ученик преподобный Александр Спасский, муж добродетельный и мудрый. Кончина преподобного Александра произошла, как полагают, после 1427 года. В игуменство преподобного Александра в монастыре подвизались знаменитые иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный. Они расписывали московский Благовещенский собор в Кремле, храмы во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевой обители. Кисти преподобного Андрея принадлежит знаменитая чудотворная икона «Троица», которую иконописец создал для Троицкого собора, в котором почивают мощи преподобного Сергия. Сам Андрей был пострижеником Троицкой обители, учеником преподобного Никона Радонежского и по всей вероятности знал основателя монастыря.
Из «Жития Преподобного Сергия» Епифания Премудрого известно, что в келии Преподобного в середине его жизни появляется икона Святой Троицы. Очевидно, она была написана Андреем Рублевым, принята и утверждена Преподобным Сергием и стала образцом для будущего шедевра иконописца. Вот что пишет об этом знаменитый ученый и священник Павел Флоренский: «Андрей Рублев, духовный внук преподобного Сергия, питался как художник тем, что дано ему было. И потому не преподобный Андрей Рублев, а сам родоначальник земли русской – Сергий должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти…». Позднее, в 1551 году, соборным определением «Троица» Рублева была утверждена в качестве канонического образца.
Преподобный Андрей пишет икону Пресвятой Троицы
в похвалу преподобному Сергию
После росписи Троицкого собора преподобные Андрей и Даниил вернулись в Андроников монастырь и, по благословению преподобного Александра, расписали в родной обители новый каменный Спасский собор. Он стал их «последним рукописанием». Келарь Троице-Сергиевой обители Симон (Азарьин) в составленном им Месяцеслове пишет: «Преподобнии иконописцы, иж церковь Святыя Троицы подписаша, а потом в Андрониеве монастыре церковь подписаша, и провидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им – инок Данило, инок Андрей».
Преподобный Иосиф Волоколамский говорит о святых иконописцах, что «они отличались таким подвижничеством, такой ревностью к посту и иноческой жизни, что удостоились божественной благодати. В самый праздник Светлого Воскресения Христова, сидя на скамейках и имея пред собой честные иконы, смотрели они на них неуклонно и исполнялись святой радостью и светом. Так поступали они и в другое время, когда не занимались писанием икон. Потому Владыка Христос прославил их в последний час смерти. Сперва преставился Андрей, потом заболел и спостник его Даниил и, будучи при последнем издыхании, видел своего спостника Андрея в великой славе, с радостью приглашающего его в вечное и бесконечное блаженство». Оба иконописца преставились около 1430 года.
Преподобные Андроник и Савва Московские.
Икона из Спасо-Андроникова монастыря
В одном из рукописных сборников начала XIX века некий Иона, именующий себя «керженским пострижеником» писал о преподобных Андрее и Данииле: «Святость обоих их свидетельствует и древле письменныя месяцесловы. Святыя же их мощи погребены и почивают в том Андроникове монастыре под старою колокольнею...» В 1992 году при расчистке алтаря Спасского собора рядом с могилами игуменов и основателей монастыря было обнаружено погребение двух простых монахов – приблизительно 50 и 80 лет. Останки были идентифицированы как тела Андрея Рублева и Даниила Черного.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра