Тогда на колокольню был поднят "Первенец", весил он 27 тонн. Затем своё место на лаврской звоннице занял второй колокол-гигант — "Благовест" весом 35,5 тонны.
Затем пришёл черёд "Царь-колокола". Перед подъёмом его освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. "Царь-колокол" был установлен в праздник Святой Троицы. Первый звон "Царя" сергиевопосадцы и жители окрестных поселений услышали 30 мая 2004 года.
Подробнее о подъёме "Царь-колокола" и лаврской звоннице нам рассказал старший звонарь Троице-Сергиевой Лавры игумен Антоний (Зимин).
По его словам, старый колокол весил 65 тонн. Старожилы говорили, что его звук доходил до Мытищ. Это вполне вероятно, так как на местности не было высотных зданий и такого шума. В 1930 году колокол был варварски сброшен с колокольни. Причём при падении он не разбился, но когда на него сбросили ещё "Корноухий" и "Годунова", то все три колокола были разом уничтожены, и этот ярус долгое время пустовал.
В 2000 году, когда началась реставрация колокольни, возникла идея восстановить большие благовестные колокола. Было принято решение увеличить вес "Царь-колокола", чтобы он действительно стал царским. Новый колокол весит 72 тонны. Таких гигантов в мире немного: в Кремле сохранился аналогичный лаврскому Большой Успенский колокол, который весит 65 тонн. Он участвует в звоне, у него мощная вибрация.
Чтобы лаврский "Царь-колокол" зазвучал, его язык весом 2 тонны раскачивают сразу шесть человек. Звонари говорят, что для лучшего звучания "Царю" нужен бы язык потяжелее, потому что существующий "не выбивает" все низкие частоты. Ныне существующий язык колокола-гиганта, что называется, "не родной". Первый язык был из другого металла, не очень качественного, с примесями, и звук при соприкосновении получался глухой. "А сейчас, — говорит игумен Антоний, — колокольные языки отливают чисто, плюс — обтачивают. Но и сейчас при ударе "вчистую" при соприкосновении со стенкой колокола получается звонкое "цыканье", которого быть не должно. Поэтому нам приходится идти на хитрость, подмазывать место удара на языке клеем "Момент".
По словам звонарей, при размахе языка, колокол, конечно, немного раскачивается, но амплитуда отклонения совсем небольшая: "Если сильнее раскачать, то будет уже опасно", — говорит игумен.
Как такую махину удалось поднять на колокольню? Когда колокольню строили, не было ещё ярусов и первый "Царь-колокол" через середину затаскивали вручную с помощью системы рычагов. Второй раз уже применялась техника. Признаться, у специалистов были сомнения, что подъёмный кран сможет справиться с этой задачей. Риск, что колокол может рухнуть, был большой. Однако Патриарх Алексий II всё же благословил подъём, и всё прошло благополучно.
Колокольня Лавры имеет пять ярусов. На первом нет звонницы, на втором — висят три больших благовестных колокола — "Царь", "Первенец" и "Благовестник". На третьем ярусе расположена основная звонница, на которой сохранились тринадцать родных колоколов. Самый большой из спасённых — "Лебедь". Он весит 10 тонн и был отлит при Борисе Годунове в 1594 году.
В 1989 году колокольню пополнили тремя колоколами, находившимися в Малом театре. Сейчас набор колоколов восстановлен полностью, как до революции. В Лавре было всего 42 колокола, но не все они участвовали в звоне. По свидетельству старейшего лаврского звонаря отца Михея, полный звон включал всего 25 колоколов.
"Царь-колокол" звонит нечасто: на Пасху — каждую субботу и воскресенье вплоть до праздника Вознесенья, потом на Троицу, в дни Преподобного Сергия (18 июля и 8 октября), в празд-ники Успения, Воздвижения, Рождества и Крещения.
— В Пасху народ традиционно пускают на звонницу и любой может позвонить в колокола. К "Царю" есть допуск?" — задаю вопрос старшему звонарю Лавры.
— "Царь-колокол", конечно, не для всех желающих. Хотя бывает, собираем на ночной звон мужчин, которые покрепче, всё-таки двухтонный язык не каждый сдвинет. Так что желающие могут подойти в Пасхальную ночь где-то часам к 11 вечера. Уже полдвенадцатого начнётся звон, который продолжится полчаса, — ответил игумен Антоний.
— Беруши надо с собой брать?
— Нет, звук у большого колокола глухой, и они не помогут. Это мелкие колокола "бьют" по ушам.
Кстати, звонарей в Лавре не так много, как может показаться. "Из братии у нас всего несколько человек, которым дано такое послушание: я, как старший звонарь, мой заместитель отец Герасим, из молодых — один монах и два послушника. Иногда приходят и мирские из города, помогают звонить на больших колоколах", — говорит старший звонарь.
По его словам, чтобы освоить игру на колоколах, вовсе не нужно обязательно обладать абсолютным слухом. Главное, должно быть чувство ритма, как при игре на ударных. Поскольку большие колокола звонят не ритмично (у них разная амплитуда), они просто создают звуковой фон. На фоне этого гула с третьего яруса колокольни льётся ритмичный звон. Он осуществляется следующим образом: "Лебедь" задаёт ритм и под него звонарь должен подстроиться.
Любопытный факт: звонница Троице-Сергиевой Лавры в профессиональной среде считается одной из самых сложных. "У нас нужно под-страиваться под ритм, который задаёт "Лебедь", а не все это могут. Приезжают профессиональные звонари из Москвы, и редко у кого получается. Если человек научился звонить на нашей звоннице, то считай, что он звонарскую "академию" прошёл", — говорит игумен Антоний.