Схиархимандрит Захария (в миру Егорченков Захар Иванович) родился 2 сентября 1850 года в Калужской губернии, в крестьянской семье. Своему одиннадцатому ребенку Иван и Татьяна дали при крещении имя в честь пророка Божия Захарии. В 16 лет Захар лишился матери, которая перед смертью благословила сына на монашество. Но отец настаивал на женитьбе сына. Захар попросил отца отпустить его в Белобережскую Иоанно-Предтеченскую пустынь, напоминая, что мать дала обет сходить туда, но не успела. И отец не стал препятствовать.
Игумен монастыря направил Захара к старцу Амвросию в Оптину пустынь. Получив благословение святого старца подвизаться на монастырском поприще и напутствие: «Об отце не думай, теперь он сам тебя отпустит», юноша вернулся в Белобережскую Иоанно-Предтеченскую пустынь. Был келейником у отшельника старца Даниила, который сорок лет жил в строгом посте и молитве в уединенном месте в Калужской губернии.
На вступление в братию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Захара благословил преподобный Варнава примерно в 1874 году, заметив юношу в толпе паломников в Гефсиманском скиту. 31 января 1884 года Захара официально зачислили в Лавру послушником. До принятия монашества он прошел около двадцати различных послушаний. 9 марта 1885 года был пострижен в монашество с именем Зосима. 28 сентября 1894 года его рукоположили во иеродиакона, 1 февраля 1904 года — во иеромонаха.
В 1915 году на отца Зосиму было возложено послушание лаврского духовника.
Известно, что после закрытия Лавры большевиками старец Зосима последним ушел из обители. Сначала поселился в Москве на Сербском подворье, где служил его духовный сын архимандрит Серафим (Битюгов). Затем жил в доме закрытого большевиками Саввинского подворья, исполняя обязанности настоятеля и регулярно совершая службы в действующем храме этого подворья. Несмотря на свои тяжкие болезни, отец Зосима всегда был бодр и за все благодарил Бога. Однажды старец разболелся так, что, казалось, не было надежды на его выздоровление. В это время заехал к нему побеседовать и поисповедоваться владыка Трифон (Туркестанов). Глубоко взволнованный его состоянием здоровья, митрополит Трифон от старца поехал в церковь Большого Вознесения и по окончании богослужения отслужил молебен о здравии тяжело болящего старца Зосимы. «Ведь это наставник мой, — говорил он, обращаясь к молящимся в храме, — который дал вам митрополита Трифона, ведь это он вывел из тьмы искушений мою душу и дал ей свет и силу любви. Он стал великим старцем, в сердце которого живут тысячи убогих и несчастных». Этот соборный молебен совершил чудо. Через несколько дней старцу стало лучше: он начал поправляться.
В своих молитвах отец Зосима всегда просил у преподобного Сергия благословения для всех разъехавшихся братий Лавры, также просил его вновь открыть свою Лавру, когда это будет угодно Царице Небесной. Узнав о духовных дарах отца Зосимы, множество людей стали собираться на его богослужениях, а также приходить в его келию — за советами и наставлениями. Старец многим предсказал события жизни далеко вперед. Он обладал особым даром принимать исповедь кающихся и исцеления больных. В конце жизни архимандрит Зосима принял великую схиму с именем Захария.
По сохранившимся среди духовных чад воспоминаниям, старец наставлял их: «Начало ревностной борьбы со страстями и порождаемыми ими грехами должен положить страх Божий. Он есть начало премудрости. Премудр тот, кто стяжал Духа Святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы, боясь грехами оскорбить Спасителя. И если он премудр, то и смирен. Чем выше человек в духовном отношении, тем больше он видит, сколь велик Господь и сколь он, человек, ничтожен и беспомощен, сколь грешен в сравнении с тем, к чему мы должны стремиться. Еще раз прошу и благословляю бояться впадать в грехи. Не распинайте ими еще и еще Спасителя. Берите на все благословение у Царицы Небесной, и Господь даст вам первую степень благодати: зрение грехов своих. Берегите совесть свою, она есть глас Божий — голос Ангела Хранителя. Нельзя не заботиться о своей совести, ибо можно и потерять ее, она может стать сожженной, немощной, и тогда не будет она голосом Божиим. Как надо беречь свою совесть, учитесь у моего старца отца Амвросия Оптинского, от которого я получил благословение на монашество и наставления на всю мою жизнь. Читайте его биографию, его письма, там найдете его рассуждения о совести. А милосердием к немощным, больным, непонятным, несчастным, в грехах погрязшим подражайте своим небесным покровителям — святым. Радость небесную постарайтесь стяжать, чтобы с ангелом радоваться покаянию всякого заблудшего человека».
Схиархимандрит Захария наставлял о молитве: «Каждое слово молитвы приближает нас к Богу. Мы опустошили наши слова, оторвав их от Господа. Даже если нужно что житейское сказать, надо в сердце держать молитву. А кто еще не привык держать молитву при разговоре, тот пусть хоть помнит, что говорит он в присутствии Бога и все, что он скажет, что почувствует, все видит Он, Отец наш Небесный, находясь здесь. Никогда нельзя забывать о вездеприсутствии Божием. Забывать это — грех».
Старца пытались арестовать, но, найдя его на смертном одре, удалились. Преставился он 15 июня 1936 года, был похоронен на Введенском кладбище Москвы. 19 октября 2019 года старец был перезахоронен в крипте Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Основной источник: Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками [в 2 т.] / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. Т. 1. С. 64–67.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра