Всем тем, которые воскреснут; первее умирать надобно,
Слушатели! зерно ежели падши не умрет, не возрастет. То востает, что падает.
Правда, все больше, думаю, воскреснуть, нежели умереть желают: однако которые
хотят со славою воскреснуть, те и смерть охотно да принимают. В златую палату
и преддверие красно. Наша краткая речь пусть прострется о смерти, которой многие
вместо того, чтоб радоваться, боятся. Но такие тамо страшатся страха, идеже
не бе страх. Смерть, говорят, страшна; для чего? Для того, что надобно, де,
разлучаться душе от тела. Так что из того? Сей ответ противу их. Разлучаться
от тела и преселяться на небо к Богу не желанно ли, не радостно ли? И сколько
же таковаго разлучения и сама желает душа? Душа в теле, как в темнице, будучи
заключена, повсечасно просит извести себя из нея: понеже в нем не может иметь
совершеннаго познания
о Боге, и совершенно когда успокоиться. Подумайте то, что душа отношение свое
имеет к Богу, тело к миру; душа не позабывает сродных себе духов Божиих ангелов,
тело памятует вещи единородныя себе, пищу, питие сласти; душа к верьху устремляется,
тело к низу влечет; та на добро, а сие на зло. Видите не согласимыя между ими
противности и брани междоусобныя: которыя человек своим неразумием еще более
питает; ибо будучи сих двух частей как бы судия и примиритель, противнице плоти
более приятствует, душе пречасто обидливым себя показывает. В таком случае ежели
бы кто душу от тела развел, и в место светлое преселил, а тем самим оную брань
как бы разрешил: то будет ли тот страшен? А потому и смерть будет ли страшна,
которая такия несогласия прекращает? Да и кто бы захотел повсечасно внутрь себя
такия чувствовать волнования, кто не пожелал бы сего успокоения? разве которой
так грехами заглушен, что и не слышит таких в себе бунтов, и среди волнения
храпит? Не так-то те люди поступали, которые знали, что душа не только честнее
тела и всего, и которым ничто так не было оскорбительно, как склонность ко греху,
а противность к добру. Павел, святая оная душа, разсуждая междоусобную в себе
брань,
принужден был жаловаться: окаянный аз человек! кто мя избавит от тела смерти
сея?1 Давид крепчайший всех
человек: изведи, молится к Богу, из темницы душу мою исповедатися
имени твоему2:кая
бо польза в плоти моей, внегда сходити ми во истление?3
Увы мне, яко житие мое продолжися4.Кто даст мне крыле, яко голубине, и полещу и почию?5
Знаю я, для чего многие из нас боятся смерти, и на воспоминовение ея студенеют.
Им надобно все здешнее услаждение, всякое приятство оставить. Они из многочисленнаго
денег собрания и горьсти не могут с собою взять, из многочисленных одежд довольни
будут одной; иной должен оставить многими трудами снисканной герб, иной принужден
будет покинуть любезную жену, сладчайших детей; младой жалеет потерять свою
красоту, старой не думает по смерти уже жить. Сие-то нам страшною делает смерть,
для сих-то препятств нам и блаженное житие райское не нравится. Но здесь мы
поступаем, как младенцы, которые не разумея, какая-то польза во сне, трудно
и не охотно ложатся спать. Так и мы не разумея, сколько-то в смерти добра, чрез
мерно
оной страшимся. Правда, что умирающему все здешнее оставить надобно. Да и ктож
слыхал, чтоб здешнее могло на небо взойти? Тление бо нетления не наследствует.
За чем туда богатство, где Сам Бог Самим Собою наша наполнит сердца, где такое
добро, с которым будучи сравнено все наше самое драгое хуже блата покажется?
А и без одежды обрящемся ли нагими тамо, где неизреченная Божия покрывает слава?
Так мы на видимая прельщаемся, а невидимых красота не пленяет наше сердце. Так
мы умираем, якоже и прочии неимущии упования, как язычники? Да Христианин весь
от будущаго зависит, и ежели бы мы только в животе сем уповали на Христа: окаяннее
бы всех человек были. Но мы верою ходим и надеждою, а не видением. Бросил бы
ты все, чем тебя сей мир набогатил: ежели бы истинно верил тому, что обещает
Христос. Да и по смерти ежели того вечнаго щастия лишишься, то будешь соболезновать,
говоря: для чего я тысящу миров не променял на рай, в котором солнцем Сам Бог,
а блаженныя его светом освещаются, и цветут; и для чего мне смерть так казалась
горька? Была бы горька, ежели бы нас не преселяла на лучшее: но вемы, яко аще
земная наша храмина тела разорится; создание от Бога имамы, храмину нерукотворенну
вечну на не
бесех.
И для того, де, пока здесь живем, то отвсюду видя беды и опасности, воздыханиями
все места наполняем, в жилище наше небесное облещися желающе. Ибо сущии в теле
сем воздыхаем отягчаеми; понеже не хощем совлещися, но облещися. То есть, когда
оставляем тело: то не наги еще обрящемся, не совлечемся; но вместо худаго одеяния
приимем славную ризу, достойную небеснаго чертога. Вам ли, христиане, бояться
смерти, которые столько от Христа обнадежены, и которым обещано прейти от смерти
в живот; когда самые язычники, хотя от не точнаго совести уверения, а однако
о смерти очень здраво и спокойно разсуждали? Послушайте, как один язычник о
смерти пишет. Ежели бы какой бог мне даровал, говорит он, чтоб я в
моей старости помолодел, и в колыбелях плакал; я бы очень отказался: ибо не
желательно мне, протекши как бы все поприще, опять к тому месту возвращену быть,
откуду я течение свое начал. Понеже сия настоящая жизнь что имеет пользы? Не
более ли трудов? Но пусть имеет. Однако по крайней мере имеет или сытость, или
умеренность. Ибо не хочу я оплакивать сию жизнь, как многие ученые люди часто
делали; и не жалею о том, что жил, понеже так жил, что не думаю, будто
я
напрасно родился. И из жизни сей выхожу, как из гостинницы, а не как из дому.
Понеже натура нам дала сей мир на время постоять, а не жить. О преславный тот
день! когда я ко оному душ месту и собору прейду и из здешняго смятения и нечистоты
преселюся6. Что и христианин
святее сего сказать может? Не стыдно ли нам думать, что будто чрез смерть мы
лишаемся всего, когда язычники смерть почитают за дверь к блаженству? А наипаче,
когда нам слово Божие непрестанно твердит, что блажени умирающии о Христе7,
и смерть христианам есть сладкой сон. Принимает Христос за руку умершую девицу,
и говорит, не умре девица, но спит8.
Про Лазаря ученикам своим объявляет, что Лазарь друг наш успе9.
Стефан первый почтенный мученическим венцем сказал: Господи! не постави им
греха сего, и сия рек успе10.
Так сна ли страшимся мы? А истинно христианская смерть совсем подобна сну. Понеже
как мы, лажася спать, скидаем с себя одежды: так и умирая бремя телесное отлагаем,
и легко летим в небесный покой. Опять, как сон бывает желаннее и сладчае,
ежели
многим трудом отяготилися, и от зною солнечнаго утомилися: так и трудившиися
о Господе приятно успокоеваются от трудов своих. Понеже чрез истинное покаяние
и веру во Христа иго греховное их сотесняющее отлагают, Христа, живота начальника
и смерти победителя, истинным сердца упованием объемлют, и житие свое так устрояют,
что грядущую смерть спокойным и веселым встречают сердцем. Еще, как сон занимает
только тело и внешния чувства, а между тем душевныя действия не останавливаются:
так и в смерти тело только разрушается, а душа в недро Авраамле относится, и
наслаждается утешением вечныя жизни. Чрез сон душевныя и телесныя силы возобновляются,
так, что человек поутру веселее и бодрее на первое дело возвращается. Так и
смерть благочестивых есть как бы некое обновление, и возвращение всех сил, чтоб
Христу правды солнцу в последний день веселейшими и охотнейшими явиться, и изыти
в сретение Господне на воздусе. Сон не есть всегдашний какой покой, но во известное
время опять востаем: так и мы не всегда пребудем в смерти: но грядет час, егда
вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут. Спящии удобно
пробуждаются, ежели чьим голосом будут позваны: так и мертвыя Христо
вым
гласом преудобно возбудятся, и никто из нас так легко не разбужает спящаго на
постеле, как Христос лежащаго во гробе. Опять, воставши от сна одеваемся: так
и благочестивые воставши от мертвых одеждою безсмертия украсятся. Подобает бо
тленному сему облещися в нетление, и смертному сему облещися в безсмертие. Еще,
как не знаем, как мы от сна пробужаемся; так не знаем, как будет и воскресение.
Как пробудившись от сна думаем, что не много часов спали: так и в последний
день воскресшим от мертвых весьма коротко покажется то время, которое между
смертию и воскресением прошло. Вот смерть пресладкий сон, желанный покой в земли,
как в матерних недрах. Но смерть такая только тем, которые никаких мирских печалей
в сердце своем не имеют: напр. не сладок тем сон, которые в какойнибудь находятся
беде, или какой ожидают казни. Так и смерть тем не спокойна, томительна, страшна,
которые в мирских заботах себя сокрушали, в собирании богатств потели, в искании
честей себя мучили, а о смерти никогда и не думали: сим, говорю, смерть не сладка,
но паче начало смерти вечныя. Относят бо с собою из сей жизни грызущий совести
червь, и трепещут мстительной Божией руки. Но мы, Слушатели, положим наде
жду
в смерти Христовой, чтоб над нами ничего смерть не могла; положивши, с радостию
да ожидаем того часа, в которой пришедши смерть ничего нам не зделает, как только
что легко наши закроет зеницы, чтоб они перестали смотреть на суету мирскую.
Аминь.
Сказывано 28, Июня.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра