Катихизис тритцать третий

КАТИХИЗИС
ТРИТЦАТЬ ТРЕТИЙ

Радуйтеся, Христоименитии людие, радуйся преславное христианское собрание и церковь Божия, в недре Его благости греемая! Вижу я много в свете собраний, но не вижу подобнаго тебе: вижу множество соборов, но таких, где Божия нет присутствия, и нет благочестия. Зрит в тебе мой дух Бога внутрь царствующа, Духа Божия над тобою носящася, истинное благочестие, прежеланную души радость и спокойство. Ты еси Царица, представшая одесную Бога, в ризах златых одеяна и преиспещрена, и вся слава твоя внутрь. Блажен еси ты, Израилю! а Израиль есть тот, которой и разум свой богомыслием, и сердце любовию очистил. И до сего-то Израиля надлежит оное преславное Валаамово пророчество. Как проклену, говорит Валаам, егоже не кленет Господь? Кто изследит семя Иаковле, и кто изочтет сонмы Израилевы? Да умрет душа моя в душах сих праведных, и буди семя мое, якоже семя их. Господь Бог его со Израилем, слава царская на нем. Бог изведый его из Египта, якоже слава единорога в нем. Коль добри доми твои, Иакове! и кущи твоя, Израилю! яко дубравы осеняющия, яко сады при реках и яко шатры поставленные от Господа, и яко кедри при водах1. Сие похваление и величание по толику праведно, поелику самая вещь преясно его свидетельствует. Понеже, что от Бога ни дано, что ни обещано, то не Израилю ли, не церквили? Где бо более, так сказать, обитает Сам Бог, Его милость, Его царство, Его сила? где Христос, Его смерть, благодеяния, вера, оправдание, тайны, надежда, воскресение, вечный живот? где живое и спасительное слово, и Его другим неиспытанная высота, как не в церкви Божией, христианском благочестивом соборе? Овцы гласа моего слушают, и проповедь Христова, по учению Павлову, в погибающих есть сокровенна2. Так, Слушатели, толикие вам от Бога приносимые дары отвергнете ли; вам бо есть обетование и чадом вашим. Приимите проповедуемое вам слово, в котором различная Божия благодать различными образами себя являет. Да и комуж иному проведывать? или нам итти с словом Божиим в те страны, где Христово ненавидится имя? Или тем евангельская благодеяния предлагать, которые ими гнушаются? Но христиане! держите сие титло, и таковаго преимущества не лишайтеся: тако бо вам подается пространный вход в вечное царство Господа нашего Иисуса Христа. А я за благодатию Его не престану вас путеводствовать, пока скажется нам: до сего дойдеши, и не прейдеши. Так предлагаемому теперь учению с радостною надеждою явите себя внятными.

По толковании некоторых таин, следует приступить к одиннатцатому Символа члену, которой так читается: чаю воскресения мертвых: а сего члена вкратце такая сила: С верою несумненною ожидаю, что не только душа моя, скоро по изшествии из тела, к главе своей Христу преселится; но и сия моя плоть силою Христовою возбудившися, паки с душею моею соединится, и прославленному Христову телу сообразна будет. Или просто: ожидаю, что в последний день все умершия в первом своем теле оживут (Лук. 16, 22. Филип. 1, 21. Иов. 19, 25, 26. Иоан. 5, 28).

Вопросишь: Безсмертна ли душа, или с телом вместе умирает? Отвечаю: Сей вопрос сему месту приличен. Воскресают бо мертвые, но не по душе, которая есть безсмертна; но по телу: да ктомуж служит еще, чтоб (1) Протолковать некоторыя из с. писания места, которыя, по видимому, сему вопросу противны. (2) Ко отвержению Епикурскаго и Саддукейскаго мнения, воскресение мертвых не приемлющаго; також и тех, которые (2 Тим. 2, 18) сказывали, что воскресение уже мертвых зделалось. Подтверждается убо безсмертность души не только из богословии, но и из философии; а именно (1) Согласием всех почти народов хотя и диких, и писанием общим языческих авторов; отсюду бо произошли мнения о Элисейских полях. Вот как о сем пишет Цицерон: О преславный оный день, когда ко оному душ месту и собору пойду, и из здешняго смятения и нечистоты преселюся3. (2) От свидетельства совести, которая радуется о добресодеянных, печалится о злосодеянных, а сие для того, что надеется после смерти за добрыя дела быть награде, а за злыя казни. (3) Действиями душевными, которыя совсем духовны и невещественны, как напр. Высокая проницательность и дальновидность во всех науках, тонкия и далекия отвлечения, многочисленныя и различныя изобретения, искуств различных удивительность и пр. А что наипаче, глубокия богомыслия, вера восходящая на небо, испытующая тайны Божия и сокровенная. Что все доказует душу быть духовную; а что духовное, то безсмертно. (4) Ежели бы иначе, то отсюду последовала бы в житии безпечность, и на всякия беззакония развязанность, и человек беднейшее бы скотов имел состояние.

А священное писание преясно пишет: (Псал. 48, ст. 18, 19) Егда умрет, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его, яко душа его в животе его благословится (Матф. 10, 28. Марк. 12, 26. Филип. 1, 23. Лук. 16, 9). Отсюду же следует, что и те не право мудрствуют, которые думают, что души по разрешении от тела до страшнаго суда спят, или в некоем содержатся месте, а не в небе и в аде: но противное утверждает священное писание (Лук. гл. 23, ст. 46). В руце твои предаю дух мой. (Иоан. гл. 11, ст. 25. 2 Кор. гл. 5, ст. 8). Дерзаем же и благоволим паче отъити от тела, и внити ко Господу. И Лук. 16, 22. Лазарь тотчас после смерти относится в недро Авраамле, а богачь на место мучения.

Паписты выдумали, что души из тел отходят во огнь чистительной, которое место, говорят, есть среднее между адом и небом, в котором, де, души грешныя огнем довольно будучи наказаны, иныя позже, иныя скоряе преходят оттуду к небу. Но сие есть один вымысел; понеже священное писание кроме двух мест никаких не признает, то есть, неба и ада; и не огнь какой, или другое что, но едина кровь Иисуса Христа в сей жизни избавляет нас от всякаго греха.

Скажешь против безсмертности душ; из Екклес. Един случай сынов человеческих, и случай скотов: якоже смерть того, тако и смерть сего, и дух един во всех, и что излишше имать человек паче скота? Ничтоже4.Отвечаю: Сие должно разуметь о случаях смерти, и о том, что при смерти видимо делается; в разсуждении бо сего не разнствуют люди от скотов; все бо они неотменно умирают, и по случаям разным, и не инако издыхают как и люди: но не тот же случай человеческой и скотской, что касается до состояния после разрешения от тела. А что говорит един дух во всех, то чрез дух разумеется животность и движение, что обще и скотам. Так же, когда пишется в псалме 113, 25. Не мертвии восхвалят тя, Господи, ниже вси снизходящии во ад. И: еда повесть кто во гробе милость твою и истинну твою в погибели?5 То не заключается отсюду смертность души: Давид бо здесь говорит о мертвых снизходящих во ад, которые, известно, что не прославляют Господа.

Вопросишь: Что есть воскресение мертвых?

Отвечаю: Воскресение мертвых иногда значит воскресение духовное от грехов (Колос. гл. 3, ст. 1). Аще убо воскреснусте со Христом. Но здесь воскресение мертвых есть возстановление существа тел наших по смерти из той же материи, из которой ныне состоят, и оживление их чрез туюже душу, имущее быть от Бога чрез Христа при конце мира, праведных убо в славу вечную, а нечестивых в муки вечныя. Таким образом воскресение состоит (1) в возставлении того же тела. (2) В соединении с тою же душею. (3) В прославлении верующих, и во осуждении нечестивых. О воскресении три были погрешности. (1) Одни совсем онаго не принимали, как Саддукеи, Епикурейцы и другие Философы (Деян. 17, 32). (2) Иные уступали безсмертность души, но не принимали воскресения телес; а воскресение толковали о отрождении в сей жизни; и такие кажется были Именей и Филет (2 Тим. 2, 17, 18). (3) Третии не соглашались, что те же тела востанут, но иныя от Бога тогда вновь имущия быть созданы. Все сие следующими разрешим вопросами.

Вопросишь: Откуду известно, что будет воскресение мертвых?

Отвечаю: О сем твердо из философии известиться не можно, для того, что в философии совершеннаго о Боге познания не находится. А в священном писании сие и твердо и преясно доказывается (Иов. 19, 25, 26). Вем, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити кожумою, терпящую сия (Даниил. 12, 2. Езек. 37, 12. Иоан. 5, 28. 1 Сол. 4, 14. Апок. гл. 20 и 21). А наипаче Святый Павел (1 Кор. 15, 13) многими доводами сию истинну подтверждает. Тоже доводят и резоны из священнаго писания взятые: (1) награды и наказания надлежат до всего человека, понеже весь согрешил. (2) Правда Божия требует, да восприимет кийждо, еже содела в теле своем, или добро, или зло (2 Кор. 5, 10) и милосердие Божие до всего простирается человека. (3) Христос воскрес, убо и мы воскреснем; понеже Христос для того воскрес, чтоб нас воскресить; и когда глава воскресла, то уды не могут во истлении пребыть: и Христос есть совершенный Спаситель, понеже всего человека соблюл, и не есть меньше силен ко спасению, нежели Адам к погублению. А Адам с душею и тело погубил. (4) Оброки греха смерть, так по уничтожении греха, и смерть уничтожится, и жизнь возставится.

Из сего следует и то, что те самыя тела востанут, которыя в сей жизни мы носили (Ефес. 6, 8. 1 Кор. 15, 53) подобает тленному сему облещися в безсмертие. По чему в церквах Африканских читали так: верую быть воскресению плоти сея. Праведно бо есть, чтоб плоть святых, которая с душею несла крест, та бы причастилася и славы. Скажет кто: плоть и кровь царства Божия наследити не могут (1 Кор. 15, 50). Так не сии, но другия тела востанут? Никак: понеже плоть и кровь здесь не есть существо самое человеческое, но плотское и мирское мудрование, и человек не отрожденный, но в естестве поврежденном пребывающий. Вопросишь: Кто воскреснет? Отвечаю: Все неотменно люди, сколько их от начала мира ни было, и сколько до конца его ни будет, какого бы ни были полу, возраста и состояния, и добрые и злые (Матф. 25, 32. Иоан. 5, 29). Но с различием таким, что сотворшии благая изыдут в воскрешение живота; а сотворшии злая в воскрешение суда и безчестия вечнаго (Иоан. 5, 29). Умершии же младенцами, или недорослыми, востанут в совершенном возрасте; для того, что совсем невероятно, чтоб на суд были поставлены такие, которые бы и себя не разумели; душа бо и в младенцах не меньше совершенна как и в больших, а тело их Бог, которой тогда всех тела возобновит, возрастит и поставит совершенными.

Вопросишь: Какия наши тела востанут? Отвечаю: Прославленныя, и прославленному Христову телу сообразныя (Филип. 3, 21), которое прославление в следующих от Павла сочтенных состоит дарах (1 Кор. гл. 15, ст. 42–44). Сеется в тлении, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное. То есть, дары тела прославленнаго суть: духовность, безсмертность или нетление, не страдательность, скородвижность, крепость или сила, светлость и красота. Будут тела (1) духовныя, не аки бы пременитись имущия в духовное существо, но понеже не будут жить по силе рождения плотскаго, ниже от вспомогательств пищи и пития, сна и покоя, не требующия ничего из сих; будут бо яко Ангели на небесех. (Матф. гл. 22, ст. 30) и сеется тело душевное, востает тело духовное. Тело душевное есть, которое чрез натуральныя души действия управляется и содержится: а духовное, которое духом без пищи и пития, сна и варения соблюдается. Христову телу наши тела будут сообразны не по количеству, но по качеству. А Христово тело по воскресении было и есть духовно; так такия и наши будут. (2) Будут безсмертны и нетленны, не по существу, но по благодати и славе, то есть, чрез блаженное боговидение. Понеже блаженныя как будут в добре утверждены, так и от всякой смерти вне опасности (1 Кор. гл. 15, ст. 42) сеется в тлении, и проч. Подобает тленному сему облещися в безсмертие, упразднится бо мертвенное животом. (2 Кор. гл. 5, ст. 4) и смерть ктому не будет. (3) Будут не страдательны, то есть, никаким страстям внешним и внутренним не подвержены. Нестрадательность сия состоит в выключении глада, жажды, плача, воздыхания, болезни, стужи, зноя и проч. (4) Скородвижны будут, то есть, возмогут себя поставить в скорое время на многих местах, так, что где захочет быть дух, там тотчас имеет быть и тело. Такое было Христово тело по Его воскресении. (5) Будут крепки и здравы; в самом настоящем растворении поставлены, никаким припадкам, никаким болезням, никакой старости, никакой сил слабости не подвержены, но в неповредимом здравии и крепости утверждены (1 Кор. гл. 15, ст. 43). Сеется в немощи, востает в силе. (6) Будут светлы, то есть, блистательны, на подобие солнца, какое было лице Моисеево, и лице Христово на Фаворе (Матф. гл. 13, ст. 43) Праведницы возсияют, яко солнце. (7) Красны и лепы, не имея никакого безобразия порока (1 Кор. гл 15, ст. 43). Сеется не в честь, востает в славе. И сии-то дары даны быть имеют телам в день воскресения их.

Вопросишь: Каким образом будет воскресение, и когда? Отвечаю: Будет явно и славно, не скрытно, не таким образом, как уже некоторые со Христом воскресли. Будет бо зрящим всем ангелам, людям, и диаволам, с великою благочестивых радостию и страхом нечестивых. Приидет же и Христос с неба окружен тысящами ангелов, в трубе и гласе Архангелове; а от сего все воставши изыдут из гробов, и предстанут пред праведным Судиею Иисусом Христом. Будет же воскресение мертвых на конце мира, в последний день: и аз воскрешу его в последний день (Иоан. гл. 6, ст. 44) и Марфа говорит: вем, яко воскреснет в воскресение, в последний день (гл. 11, ст. 24), а когда будет тот день, то ни ктоже весть.

Вопросишь: Чиею силою мертвые будут воскрешаемы? Отвечаю: Силою Божиею чрез Иисуса Христа. Приидет час, вонь же вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия (Иоан. гл. 5, ст. 28. Деян. гл. 17, ст. 31). Отсюду великая есть утеха верующим право во Христа. Плоть бо свою и уды своя не презрит, но воскресит к животу вечному, сего бо ради и плоть нашу принял, и нас искупил.

Вопросишь: На какой конец имут воскреснуть мертвые? Отвечаю: Конец настоящий воскресения мертвых есть слава Божия. В воскресении бо Бог откроет, и совершенно исполнит милость Свою в прославлении верующих; а правду, во осуждении нечестивых. И так объявит истинну Своих обещаний и угрожений. Второй конец ближайший есть спасение и слава верующих, а напротив казнь и отвержение нечестивых. Верующии бо воскреснут в живот вечный, нечестивии же в муки вечныя (Даниил. 12, 2. Иоан. 5, 28. Апок. 3, 21 и 7, 15. Матф. 13, 43 и 25, 41).

Скажешь: Апостол говорит, что Христово воскресение есть нашего воскресения вина, и воскресение наше есть действие и благодеяние воскресения Христова; а сия вина до нечестивых не надлежит: так они и не воскреснут? Отвечаю: Хотя та вина до нечестивых не надлежит, и они не воскреснут для того, для чего Христос воскрес; однако воскреснут для другой причины, то есть, ради праведнаго Божия суда. Так воскресения благочестивых вина есть Христа, как главы, воскресение; а нечестивых не воскресение Христово (понеже не суть уды Христовы), но правда Божия, и суд, и угрожений Божиих истинна. И сего довольно, что касается до сего члена; теперь остается поговорить о том, куда мы чрез сие воскресение преходим.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.