Катихизис тритцать первый

КАТИХИЗИС
ТРИТЦАТЬ ПЕРВЫЙ

Всякая вещь по многом употреблении во омерзение приходит, Слушатели! Сие познаем мы из того, что люди новостию паче меры услаждаются, предпочитая ее всему тому, что хотя было дражайшее, но много употребляемо. Таковая поступка сколько праведна, то нет теперь времени о том говорить: довольно для нас того, что из сего как бы общаго правила выключается как всякое учение полезное, так наипаче учение Христианское, душеспасительное, которое сытости в себе не имеет, и на подобие огня приложением дров более разгарается. Не воспоминаю я здесь язычников, из которых многие, отрекшись всего, в едином учении все житие проводили; иные и умерли, держа книгу в руках. Нам да предстанет божественный Давид с духовными своими гусльми, на которых он играя припевал: пою Богу моему, дондеже есмь1: и разсуждая, что в сем услаждении нет конца, сказал: всякой вещи видех конец; но, О Господи! широка заповедь твоя зело2.

        В сих святых поучениях пребывали пророки, никакими прещениями не будучи удержаны; подвизались Апостоли, не устрашившись различностию и лютостию смертей; в те божественныя богомыслия углубившись мученики, мучения за легкое вменяли, и ничем к тому не были приведены, чтоб Христов закон пред своими не иметь глазами, чтоб слово спасительное из их изтребилось сердец; в сем чтоб день и нощь безпрепятственно пребывать учении, святые мужи, духом Божиим осененные, уклонялись всенародных сожитий, бегали от градских молв, преселялися в удаленныя места и от мирских забот свободныя, чтоб спокойно чрез богомыслия Священнаго Писания с Самим беседовать Богом, разсматривать всю тварь, а от сего приходить в удивление Божия и благости и премудрости, и очищать свой ум, как бы некиим преждевременным преселением на небо. А сих до самой смерти не преставающих услаждений причиною есть то, что когда читается в Священном Писании о обещаниях небесных, о животе вечном, о сожитии имущем быти с Богом, то ум все то понимая, и на небо возлетая, как бы уже самою вещию ими услаждался. Мечтается ему рай с ликами веселящихся Ангел, в которых содружестве мыслию поставляет себя: представляет себе неизглаголанную небесных благих красоту и изобилие, которое некаким образом вкушает, по оному Давидову и Петрову слову: понеже вкусисте, яко благ Господь3. И неправедно ли все сие, Слушатели? Кругом нас обходят беды; надобно тут иметь крепкий дух: а он в слове Божием сокрывается. Нас сильно пленяют страсти, надобно здесь известное противление; а сия сила находится в читании священных книг. Нам часто сей мир великую наносит скуку; для сего надобна действительная утеха: а она получается от довольнаго познания христианскаго учения. Так, Слуш. имеем мы Христо-подражательных мужей, которым в сем случае последовать очень праведно. Непрестанем же убо учиться, пока телесныя наши не закроются зеницы, а умным очам представится со славою Христос. Покой трудами покупается. Последуйте убо мне молитвами и благосклонным слушанием, а я обязательство мое с вами буду исполнять.

Прежде говорили мы о тайнах вообще: теперь имянно к некоторым приступаем. А первая тайна, как сказали, есть крещение, о котором имянно десятой член веры предлагает.

Вопросишь: Какая сего десятаго члена сила: исповедую едино крещение, во оставление грехов?

Отвечаю: Такая: чтоб мы признавали, и за самую истинну почитали то, что есть в церкви от Бога определенная тайна, крещение, при котораго употреблении нам чрез веру подается оставление как первороднаго греха так и прочих собственных наших грехов; и сия тайна единожды приемлется. Или инак: исповедую и утверждаю, что Христос уставил внешнее водою омовение с сим обещанием, что я так его кровию и духом от скверн душевных, то есть, от всех моих грехов омываюся; как водою от вне омылся, которою скверны телесныя омываются (Матф. 28, 19. Марк. 16, 16. Деян. 8, 38. Иоан. 3, 3. Матф. 13, 11. Рим. 6, 3. 1 Петр. 3, 21. Марк. 14, 22–24. Лук. 3, 3).

Вопросишь: Что есть крещение?

Отвечаю: Крещение, по Гречески называется, ваптисмос, и ваптисма, которое имя значит тож, что погружение, обливание, обмачивание, то есть, всякое омовение видимое каким нибудь образом. Как напр. (Марк. 7, 4) обмывание сосудов и чаш называется крещение, и (Лук. 11, 38) негодует Фарисей, что Христос сел за столом не крестившись, то есть, не умыв рук: а наше Руское слово крещение произошло от сего имени, крест; для того кажется, что крещающимся тотчас дается крест. Мы в толковании сей тайны будем последовать значению Греческаго имени. Имя сие крещение не одинаким образом употребляется. Означает вопервых крещение водное (Иоан. 3, 16. Матф. 3, 2). Во вторых крещение осенения, или изливание даров Духа Святаго (Матф. 3, 2. Деян. 1, 5). Вы же имате креститися Духом Святым и огнем.В третьих крещение кровию или мученичества (Матф. 20, 22). Мы здесь крещение водное разумеем, еже есть тайна отрождения, в котором так тело от вне измывается, что душа внутри очищается от всех грехов.

Сия тайна различными чествуется от Святых Отец именами: понеже (1) называется отрождение (Иоан. 3,5) омовение святое. (2) Погребение, или тайна погребения Христова (Рим. 6). А называется так для того, что чрез омовение как бы грехами погребаемся и востаем в чистоте душевной. (3) С. Епифаний называет великое обрезание. (4) Называется просвещение ко Евр. гл. 6, почему крещенные называются просвещенными. (5) Нарицается печать завета и договора Божия (Рим. 4), (6) называется очищение, сращение (со Христом), крест Христов, дверь церкве, ключь небесный, благодать, дар, таинство, овчая купель и пр. Все сие объяснив, теперь отвечаем на вопрос: крещение есть таинство духовнаго отрождения из воды и духа в глаголе (Иоан. гл. 3. ст. 5. Ефес. гл. 5. ст. 26). Или яснее: крещение есть действие от Бога уставленное, в котором Бог при внешнем водою омытии и при произношении слов определенных, оставляет ради Христа наши грехи, нас усынотворяет, и наследниками всех благ небесных делает.

Понеже сказано прежде, что всякая тайна должна иметь вещь видимую и не видимую, телесную и небесную: то для того следующая из вышереченных заключаются примечания.

(1) Вещь видимая, или материя в крещении есть вода настоящая и естественная (Иоан. 3. Деян. 8 и 10. гл. Ефес. 5. Евр. 10, 23). Уставил Христос воду для некотораго сходства и подобия с вещию означаемою; понеже вода имеет силу отрождающую, обновляющую, плодотворящую, омывающую; что изрядно означает действия Духа Святаго чрез сию тайну подаваемыя (1 Кор. 6, 11. Ефес. 5. Тит. 3, 5. Гал. 3, 27). А вода должна быть, как я сказал, настоящая, не смешенная с другими какими вещьми, словом: совершенная, освященная.

При сем погрешили древние еретики Манихеи, Марциониты, которые воду, как и все вещи телесныя, отвергали; также якобиты, которые вместо воды знамение креста на челе разженным железом начертывали, не уразумев должным образом и в истинном смысле оных слов: (Лук. гл. 3, ст. 16) той вы крестит Духом Святым и огнем; где огнь значит чудесную некую и действительную силу Духа Святаго.

(2) Вещь невидимая, или небесная есть сам Христос нас своею кровию и духом омывающий и очищающий грехи. (Гал. гл. 3, ст. 27) Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. А дух значит действие Духа Святаго во оправдании и во освящении состоящее, подаемое чрез Христа.

(3) Вид, или совершение видимое сея тайны есть погружение, или и обмовение и обливание, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Действительно есть крещение и чрез погружение и чрез обливание совершаемое, для того, что надобно в крещении, чтоб только было каким нибудь образом омовение; а оно и в обливании есть: да ктомуж часто называется крещение и банею, а баня бывает обливанием. Да и пророчества не меньше говорят о погружении, как и об обливании (Иезек. гл. 36. ст. 25) излию на вы воду чисту. И пр. (Псал. 50, ст. 9) окропиши мя иссопом и пр. Хотя между тем, можно сказать, погружение есть древнейшее и лучшее обыкновение. Погружение же сие, как я сказал, бывает при произношении сих слов: крещается раб Божий, Имярек, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и сия форма речей лучшая и смиреннейшая, нежели та Латинская, крещаю тя и пр. а креститься во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ничто иное есть, как крестившемуся обязываться к познанию, вере, почитанию, упованию, чести и призыванию сего истиннаго Бога, которой есть Отец, Сын, и Святый Дух; как напр. Павел (1 Кор. гл. 1, ст. 13) говорит: еда во имя Павлово креститеся? Как бы сказал: того вы должны быть, на котораго вы имя в крещении присягнули, и обязались.

Скажешь: Апостоли, пишется, крестили во имя Христово: (Деян. 2, 38, 10 и 11).

Отвечаю: Там не о форме речь есть, но о уставителе крещения Христе; также о силе и о действии крещения, которое бывает от единаго и чрез единаго Христа, то есть: Не так, чтоб в погружении одно имя Христово поминалося, но понеже крестили по повелению Христову для отпущения грехов, которое бывает о имени Христовом, так как Павел пишет, что мы крестились в смерть Христову4.

(4) Внутреннее и невидимое совершение сея тайны есть омовение души от греха первороднаго и прочих кровию и духом Христовым. Омовение кровию Христовою есть прощение грехов, или оправдание ради излиянной Христовой крови. А омовение духом есть обновление и освящение, или переменение склонностей злых в добрыя, силою Святаго Духа во уме и в сердце (Евр. 12, 24. 1 Петр. 1, 2. 1 Кор. 6, 3. Кол. 2, 21. Гал. 3, 27). Так видно, что внешнее крещение водою не есть самое грехов омовение: понеже едина кровь Иисуса Христа очищает нас от всякаго греха (1 Иоан. 1, 7).

Вопросишь: Почто убо называется крещение водное банею отрождения и омовением грехов? Отвеч. Называется так по обыкновенному и много употребляемому в Священном Писании образцу, то есть, когда знамение принимает себе имя вещей означаемых ради некотораго подобия: напр. обрезание есть Завет Божий, агнец есть прехождение Божие, камень бе Христос; жертвы Левитския суть очищение грехов: так и крещение омывает грехи. Называет убо Дух Святый крещение отрождением и омовением грехов, чтоб нас сим священным знамением и залогом уверить, что мы так истинно от грехов наших внутренним омовением омываемся, как внешнею и видимою водою омылися; во время бо внешняго омытия подается нам духовное.

Вопросишь: На какой конец уставлено крещение, и что подает?

Отвечаю: Сей вопрос из преждереченных известен: однако порядочнее здесь разрешим: (1) уставил крещение Христос на то, чтоб утвердить веру, и засвидетельствовать истинну свою в том, что Он по обещанию Своему чрез употребление крещения омывает нас Своею кровию и духом, то есть, дает нам оставление всех грехов, свобождает от смерти и диавола, принимает в Свой завет, дарует Духа Святаго, освящающаго в живот вечный. Сей есть конец и плод святаго крещения; что из сих мест доводится (Марк. 16, 16. Деян. 22, 16. Рим. 6, 3. Кол. 2, 12. Тит. 3, 5). Отсюду явствует, для чего крещение не повторяется? Для того, что крещение есть тайна принятия в благодать и в договор Божий; которой всегда кающимся остается действителен: то есть, обыкновенно делается, что ежели договор от одной стороны нарушается: то надобно, чтоб она тое нарушение чем нибудь исправила; а не чтоб новой делала договор. Почему грехами нашими хотя завет Божий нарушается; но покаянием паки в него принимаемся. Еще и для того, что единожды только мы раждаемся; а крещение есть духовное рождение. Да ктомуж и обрезание не повторялося. (2) Чтоб было засвидетельствованием нашея должности к Богу, или обязательством нас и церкви к благодарности, то есть, к вере и покаянию: к вере: чтоб единаго Бога, Отца, и Сына, и С. Духа, в Его же имя крестихомся, признавать за истиннаго Бога, Его единаго почитать, призывать, уповать и благодеяния Христовы верою принимать. К покаянию: чтоб во всю жизнь наше крещение воспоминающе, от благодарности нам во обновлении жизни ходить (Рим. 6, 2, 3, 4). Для чего бо в нашем крещении повелевается, чтоб мы отреклись мира и всего того, что в мире, и отца, и матери, и сродников и самих себе? то есть: крестившемуся верному надлежит Христа предпочитать паче всего. (3) Чтоб означить Христианския во искушениях подвиги и скорое от них упокоение, то есть, что крещающиися погружаются во искушения, но скоро из них выходят: понеже мы хотя погружаемся, но не потопляемся. И для того беды называются крещением (Матф. 20, 22). (4) Чтоб означить единство церкви. Един Господь, едина вера, едино крещение (Ефес. гл. 4,ст. 5) единым духом все мы крестихомся (1 Кор. гл. 12, ст. 13).

Вопросишь: Кого должно крестить?

Отвечаю: Единых людей и возрастших и младенцов. Что касается до возрастших, то не всех, но только тех, которые основаниям веры первее не худо научилися, по оным Христовым словам: шедше научите вся языки крестяще их (Матф. гл. 28, ст. 19). И пр. Матф. гл. 28. и: иже веру имет, и крестится (Марк. гл. 16, ст. 16). Почему в первенствующей церкви особливые были для сих учители, а обучаемые называлися оглашенными, катихуменами. Лицемерно крестившиися внутренняго очищения не получают, пока в притворности стоят. А что надлежит до младенцов, то должно различить между младенцами неверных вне церкви раждающихся, и Христианскими в церкви раждающимися: сих единых крестить должно; других ни как.

О младенцах вне церкви родившихся не наше дело разсуждать. Судяй бо их Господь есть (1 Кор. гл. 12). А что верных младенцов надобно крестить, то подтверждается сими доводами. (1) Вcех тех должно крестить, которые надлежат до Завета церкви Божия: но младенцы надлежат до церкви Божией (Быт. 17, 7. Матф. 19, 14. Деян. 2, 39 и 3, 25. 1 Кор. 7, 14. Рим. 11, 16) (2) подобием обрезания (3) читаем, что Апостоли крестили целые домы (Деян. 16, 15 и 18, 8. 1 Кор. 1, 16) (4) подтверждается еще от времен Апостольских начал.

Скажешь: Христос велел крестить верующих? Отвечаю: Сие разумеется о возрастших: а младенцам довольно вместо веры и то, что родились от Христиан и в церкви. О младенцах изрядно Августин говорит: им мать дает иных ноги, чтоб притти; иных сердце, чтоб верить; иных язык, чтоб исповедать. Истинно младенец может в колыбели увенчан быть, и гербы царскаго достоинства принять: должность же самую по возрасте проходить: не разумеют младенцы, что с ними в крещении делается, но разумеют после: как Христос Петру сказал: еже аз творю, ты невеси ныне, разумееши же по сих (Иоан. гл. 13, ст. 7). Ниже следует, что Христос явственно не повелел крестить младенцов: не повелел бо явственно и жен; довольно, что повелел церковь, а в церкви щитаются и младенцы.

Опять не противно то, что дети Христианския называются святыми (1 Кор. гл. 7, ст. 14) здесь бо не разумеется святость внутренняя и в самой вещи состоящая, но церковная, которая ничто иное есть, как некоторое внешнее преимущество, по которому детям христианским приступ ко крещению ближайший и безпрепятственный.

А что младенцы верных умирают и без крещения, то не совсем должно заключать о их погибели; могут бо спастися, по оному общему церковному глаголу: не лишение, но презрение тайны осуждает. Только ежели родительским небрежением и виною сие зделалось: то не могут они извиниться от тягчайшаго греха, яко Божие установление превратившии.

Из сего явствует, что изрядное обыкновение в крещении быть восприемникам, чрез которых уста младенцы веровать в Бога, и служить ему обещаются, чтоб им, так как родителям, наиприлежно по возрасте их растолковать тое таинство, которое они чрез них получили, наставлять их в вере и страхе Божии, и обучать честности нравов.

Вопросишь: Кто должен совершать крещение? Отвечаю: Порядочно всякой служитель церковной: а сверьх или кроме того порядка, приватно, а не публично и не всегда, но во время крайния нужды, можно и всякому простому только с наблюдением установления Христова. Впрочем должно также, кроме крайния нужды, в церковном всенародном собрании крещение совершать. А что касается до времени, дни и часа, то свободно христианам во всякое время совершать; только безопаснее на долго не отлагать.

Вопросишь: Что было Иоанново крещение?

 Отвечаю: Иоанново крещение было некоторое приуготовление ко крещению Христову: потому что надобно было, чтоб те, которые имели притти ко Христу, признавали первее свои грехи, к чему Иоанн приводил. И хотя Иоанново крещение подавало отпущение грехов (Лук. 3, 3), поелику он крестил верующих во грядущаго на смерть Христа: однако пишешся, что Иоанн крестил водою, Христос же Духом Святым5; для того что Иоанн сам чрез себя ничего не подавал, как только омовение водою, служитель бо был: а Христос Сам чрез Себя подает Духа Святаго: Бог бо есть. И для сего Апостоли перекрещивали крестившихся от Иоанна, чтоб показать видимым Духа Святаго подаянием, что Иоанн сам чрез себя Духа Святаго не подавал, хотя невидимая благодать чрез Христа и в Его крещении подавалася.

Вопросишь: Почто при Апостолах на крещающихся Дух Святый видимо сходил с подаянием различных даров? Отвечаю: Сие надобно было для растения церкве, чтоб показать и силу Христову и истинну веры. Иначе трудно было бы обращать в веру без таких чудес, когда еще в малейших т. е. в малом числе верующих Христос познавался. А когда уже церковь по всей вселенней разпространилась и основания твердыя положились, и многие народы уверовали: то сия церковь самая так умножившаяся стала быть ко обращению других вместо чуда того. И сего довольно о крещении.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.