Не таким образом приходит человеческая премудрость, и не с такою успевает пользою; каким образом производится премудрость свыше сходящая, и какими она прилежащаго о ней обогащает плодами. Свышесходящая премудрость вопервых, как учит святый Иаков, чиста есть, кротка, благопокорлива, полна милости, и плодов благих, несумненна и не лицемерна1. Так наша премудрость вся, Слушатели, не в слове, но в деле; не в уме, но в добродетели; не в речи, но в вещи. Оставим мы другим не полезными себя обезумлять спорами, суетными вязаться словопрениями; пусть язычники дивятся высоким ума изобретениям; пусть мирския Философы всего света вещей изыскивают притчины, и любопытствуют натуру: мы небесной да держимся философии, которую нам открыл небесный Учитель Христос, и которая нас не многословцами но добродетельными делает, не древами, одними только листами шумящими, но плодами добродетелей обременяющимися. Что? Ежели мы умом своим ниже звезды считая, ниже других каких природы доискиваясь сокровенностей, истинным истиннаго Бога познанием философствуем, злое отвергая добраго держимся: то не обличим ли суету мирския премудрости, которая держащагося ея человека высокими некиими но безполезными наполняет мнениями; не делает, чтоб в его жизни и малыя какия премудрости оказывались следы? Праведно убо С. Павел говорит: телесное обучение в мале полезно есть, а благочестие на все полезно, имея обетование и сего и будущаго живота2. Обладала многих сердцами оная не полезная наружность: благочестие же на все полезное бедно презирается. Какое мы ныне видим старательство о том, чтоб и речь и поступки и вопросы и ответы какою-то управляемы были политикою, чтоб нога мерно знала ступать, рукаб дивным себя накривляла движением, главаб не знаю, как наклонялась, язык бы, да думаю и сердце, разными говорил языками? Но сие обучение телесное, и оно в мале полезно есть. Да для чегож благочестивая презирается наука? или она безумие? но миру и погибающим; а нам премудрость в сердцах царствующая, которая сколько более нас от высоких изысканий отводит; столько более к любви и добродетельному житию руководствует. Мы, Слушатели, смиренным духом Христовых касаяся ног, не преминем Его учением свою обогощать душу, чтоб отсюду не высокоумием каким возноситься, но смиренномудрию и любви обучиться во спасение. Что солнце без света? не шар ли простой? что учение без дел? не безплодная ли мысль? так теперешнему учению внятныя приклоните уши, и что добре начали, изрядно совершайте: Бог же, которой делает, чтоб мы и хотели добро и делали оное, благодать свою богатно излиет, и верно подвизающихся непреминет наградить. Сказавши о церкви, непосредственно следует говорить о предуставлении или предопределении: понеже ежели церковь есть избранныя из нечистаго мира люди, и Бог будущая, как настоящая, видит; то неотменно следует, чтоб одним предвечно в церковь и в живот вечный предуставленным быть, другим за свое от Бога предвиденное неверство из церкви и из живота вечнаго выключенным быть.
Вопросишь: Что есть предуставление?
Отвечаю: Предуставление есть дело Божие, по которому Он иных по милости своей, ради предвиденной их веры и до конца в ней пребывания, определяет в церковь здесь, а тамо в вечный живот; а иных по правде своей, ради предвиденнаго их неверствия и злобы конечной, выключает из числа церкви и отвергает на вечное осуждение.
Предуставления суть две части, то есть, избрание и отвержение; то надлежит до спасающихся, сие до погибающих, что доказуют сии Священнаго Писания свидетельства. (Матф. гл. 20, ст. 16) мнози суть звани, мало же избранных. (Иоан. гл. 15, ст. 16) не вы мене избрасте, но аз избрах вас. (Ефес. гл. 1, ст. 4. Деян. гл. 28, ст. 27, 28. Деян. гл. 13, ст. 48. Рим. гл. 8, ст. 30) их же предустави, тех и призва. (Матф. гл. 11, ст. 25) исповедаютися, Отче! Господи небесе и земли! яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. (Иоан. гл. 10, ст. 26). Вы не веруете, яко несте из овец моих.
Вопросишь: По одной ли только и простой воли Божией определяются иные в живот вечный, иные на осуждение вечное, или по некоторым причинам и под некоторыми договорами? Отвечаю: Не по одной и простой воли Божией: ибо (1) Бог есть праведен; но правда сия нарушилась бы, ежели бы по воли Его единой иные спасалися, иные погибали. (2) Бог всем хощет спастися: (Iезек. 33, 11. Иоан. 3, 16. Рим. 11, 32. 1 Тим. 2, 4. 2 Петр. 3, 9). (3) Христос умер за грехи всех, и за всех удовлетворил; так всех Бог хощет и принять, ежели бы все хотели приняты быть (Исаии 53, 6. Иоан. 2, 2. 1 Кор. 15, 22. 2 Кор. 5, 15). (4) Божия благость заслугами Христовыми снисканная чрез Евангельскую проповедь всем приносится и предлагается; (Матф. гл. 11, ст. 28) приидите ко Мне вси. (Матф. гл. 20, ст. 16) идите и научите вся языки (Матф. гл. 28, ст. 19. Деян. гл. 17. ст. 30). (5) Еще воля Божия хощет всем верою спастися (Иоан. 6, 40. 2 Сол. 2, 15. Иак. 2, 5. 1 Кор. 1, 21). Кратко: так Бог от века определил спасти, как во времени спасает; но во времени спасает верующих только.
Вопросишь: Ежели по сим средствам Бог хощет всякому спастися, то от чего делается, что не все люди самым делом спасаются?
Отвечаю: Понеже Бог хощет всем спастися, но так, чтоб чрез Евангелие в познание истинны приходить и истинною во Христа верою оправдаться (1 Тим. 2, 4) то от сего делается, что только верующие спасаются (Марк. 16, 16) и мало есть избранных3. Почему отсюду заключить надобно, что все те предуставлены в живот, которые Евангельское учение принявши веруют во Христа, и веру свою добрыми делами свидетельствуют: а те предуставлены на осуждение, которые Евангелия не приемлют, и веры не держатся; понеже во времени не инак делается, как предвечно определено. Вопросишь: Когда то праведно, что некоторые предуставлены в живот; а иные на осуждение: то сим учением не заключается ли то, чтоб одним, как бы они ни жили, в небе быть; другим, сколькоб они ни подвизались, в мучении быть? Отвечаю: Никак: ибо ежели бы предуставление оное по единой Божией воле делалось; то бы несколько сие следовало: но понеже, как сказано, Бог предуставляет только тех, о которых предвидит, что они по преднаписанным средствам поступят, то есть, будут истинно веровать, и до конца благодарными пребудут; то тем самим тот будет предуставлен на осуждение, которой не по предписанным от Бога средствам поступит.
Вопросишь: Когда Бог предвидит вся, то не следует ли из сего, чтоб одни по нужде доброе делали; а другие по нужде грешили? Отвечаю: Никак. Понеже не для того я добро или зло делаю, что Бог предвидел; но для того Бог предвидит, что я буду добро или зло делать. Почему сие предвидение Божие никакой нужды или необходимости и принуждения не наносит. Напр. врачь предвидит, что я завтра занемогу; но сие его предвидение не есть причина моея болезни. Так изрядно предвидение и предуставление уподобляется зеркалу, которое показывает тебя здоровым, ежели ты здоров; немощным, ежели немощен. Так Бог предвидел, что Иуда предаст Христа; но по нужде ли погрешил Иуда? Никак: понеже Бог предвидел, что он своевольно предаст Его.
Скажешь: Как то должно разуметь, что Апостол Павел к Рим. в главе 9 почти всей доказует, будто по одной только воле Божией нашему быть избранию, без всякаго предвидения веры и добрых дел. А имянно когда говорит: Егоже хощет милует: и егоже хощет, ожесточает и еще: Иакова возлюбих, Исава же возненавидех?
Отвечаю: На сие чтоб порядочно отвечать, то надобно знать намерение Павлово, которое он имел, пиша сию главу. Он тут речь возъимел о Израильтянах, дивясь об них, что столько Богом прежде будучи благодетельствуеми, потом крайне отверженными стали. Здесь он сам говорит: так, де, не лживо ли стало то обещание Божие, по которому Он обещался Израиля умножить, как звезды? Нет, отвечает сам себе; для чего? для того, де, что не вси сущии от Израиля, сии Израиль, то есть, здесь, де, мы думаем, что только тех должно называть Израилем, которые от Авраама и Иакова и прочих оное сродство ведут; но Бог не тех почитает за Израиля, которые от Авраама по телу родятся, но которыя вере Авраамовой последуя, его примером ищут оправдаться пред Богом: и такия суть духовныя Авраамовы дети, и истинной Израиль. А сие все туда клонит Павел, чтоб доказать, что люди спасаются по Божией милости, и чтоб Иудеев отвесть от своих обрядов, в которых они спасение свое полагали, а привесть к вере, и доказать, что ею только по Божией милости оправдаемся. Потом Павел доказывает, что только верующие суть истинные Авраамовы дети. Как? да обещание, де, свое Бог хотел исполнить на Исааке; а Исаак, что всем известно, совсем не плотской, как сказать, но духовной Авраамов сын был: понеже ни Авраам, ни Сарра не были уже способны к рождению, так его больше Божия сила и родительская вера, нежели плоть родила. А когда так: то уже видно, что в силе семени того от Бога обещаннаго должны только считаться те, которые от Авраама так родятся, как Исаак, то есть, по вере, а не так, как Измаил по плоти. Ежели же по вере: так по вере и Богу любезны; а не по делам и обрядам плотским, которыми вы, Иудее, хвалитесь. К сему Павел и другой пример приводит, для того, дабы показать, что Бог по милости своей спасает всех тех, которые веруют во Христа. Ревекка, де, Исаакова жена зачала двух, Иакова и Исава. Здесь, ежели бы по сродству и по делам благословение на Израиля приходило; то следовало бы Исаву более благословенну быть, нежели Иакову: но что Бог говорит? Иакова возлюбих, Исава же возненавидех: за что Иакова возлюбил? За сродство ли? Никак: за обрезание ли? Никак: за дела ли? Никак: так за что? За то, что предвидел его верна себе; а Исава не верна, то есть, предвидел, что Иаков верою будет постигать Его милость, а Исав будет жестокосердечен: для того Иакова возлюбил, Исава же возненавидел. Так скажет кто, не нарушает ли тем правду Бог? Никак: понеже когда вси согрешили равно, а Божия благодать нетерпела всем погибать; неотменно надобно было уже Ему по милости спасать, естьлиб только верою хотели спастися. И потому-то пишется: помилую, его же аще помилую, и ущедрю, его же аще ущедрю, (*) то есть, Бог когда нас милует, то по милости своей милует: а когда осуждает, то за нашу конечную злобу. Но почтож, скажет кто, ожесточил Фараона для того, чтоб свою показать силу? Никак? надобно знать, как Бог Фараона ожесточил: не так, чтоб от него совсем отнял силы, которымиб мог раскаяться. Но как? Фараон по своей собственной злобе был противен Богу. Бог по своей благодати долго терпел ему, хотя тем его умягчить; но он более тем ожесточался. Видит Бог, что Фараон совсем неисправен, и в злобе неумягчается, попускает праведным своим судом ему погибать в своей злобе, хотя так знатнаго грешника знатною наконец осудить казнию, чтоб показав тем свое могущество, всех грешных устрашить. И так праведно будет, что Бог, его же хощет, милует, то есть, по милости своей спасает, и его же хощет ожесточает, то есть, имеет полную власть, не раскаяннаго грешника погубить.
Кратче и простее о предуставлении так должно верить: Бог всем хощет спастися, Христа за всех предал, благодать Христову чрез слово всем предлагает: обещается чрез веру всех спасти. Так кто верит, что Бог по милости своей ради Христовых заслуг всем грехи отпущает, и веру делами утверждает; тот предуставлен в живот: кто так не поступает, тот предуставлен на осуждение; понеже не иное во времени делается, как что прежде век определено. И сего о предуставлении довольно.
Надобно еще здесь вместить о служителях слова, и о правительстве церковном.
Вопросишь: Что есть служительство церковное? Отвечаю: Оно есть звание от Бога в церкви уставленное, проповедывать слово Божие, и совершать тайны, по установлению Христову. Так, служители настоящия церкве те, которые законно будучи от Бога, или непосредственно, или посредственно чрез других служителей призваны, правильно поставлены суть, чтоб право проповедывать слово истинны, и правильно совершать тайны.
Сказал я, что служители должны призваны быть от Бога или непосредственно, и такия суть Пророки, Апостоли, которым неотменно должно веровать, или посредственно от Бога чрез служителей церковных по чину и правилам в слове Божием преднаписанным, и такия суть Епископы, пресвитеры, диаконы.
Вопросишь: Потребно ли призывание в служительство церковное? Отвечаю: Здесь надобно знать, что говорим мы о призывании в служительство такое, в котором поставленной человек может в собраниях церковных всенародно учить, обличать, увещавать, исправлять, с некоторым как бы преимуществом. Иначе не надобно тому призывания, которой по случаю будет другаго учить, исправлять, и пр. сие бо звание всех обще Христиан. Теперь Отвечаю: Неотменно потребно (Евр. 5, 4. Тит. 1, 5. Иерем. 14, 14) (1) понеже для такого звания надобно особливое от Бога избрание, или отделение (Деян. 13, 2 и 20, 28. Рим. 1, 1) (2) надобно особливое быть принимание так знатнаго и важнаго дела (Ефес. 4, 11. 1 Кор. 12, 5, 6). (3) Надобна особливая вера и охота (1 Тим. 4, 14). (4) Надобно, чтоб церковь та, которой определяется служитель, известна была о воли Божией, которая ей такого-то служителя определяет, дабы так по совести могла ему покоряться (Евр. 13, 17) (5) надобно, чтоб был в церкви порядок (1 Кор. 14, 40).
Вопросишь: Кто должен призывать в служительство церковное? Отвечаю: Призывание в служители церковныя в двух наипаче состоит, то есть, в избирании, и поставлении. Избирание надлежит собственно до той церкви, куда служитель требуется. Понеже служитель дается церкви как бы жених невесте; а избирание жениха собственно надлежит до невесты. А служители церковные Епископы, так, как родители невесты, должны стараться, чтоб изряднаго служителя им дать, советовать, доказывать, и показывать достоинство служителево. В противном случаи, ежели невеста такая будет совсем слепа и безумна: могут и должны Епископы, как родители, и сами определить достойнаго служителя. До избрания надлежит, знание, представление, истязание и пр. а поставление собственно надлежит до служителей церковных.
Вопросишь: Каким образом и при каких обрядах правильно призванные служители должны поставляемы быть и на сие звание определяться? Отвечаю: По образу Апостольскому, при всенародных молитвах с возложением рук от служителей церковных, как напр. от Епископа, публичное служения звание должно им препоручать (Деян. 6, 6 и 8, 17. 1 Тим. 4, 14). А сие для того, чтоб (1) сими благословения знаками служителево достоинство народу представить, (2) чтоб служитель так будучи поставлен известен был о своем призвании. (3) Чтоб знал, какая его должность. В постановлении обыкновенно три части считаются, молитвы, хиротониа, рукоположение, и хиротениа, рукопростертие, чем церковь подтверждала Епископов рукоположение.
Вопросишь: Можно ли самому просить служительства церковнаго? Отвечаю: Чтоб просить ради чести и ради пользы, то совсем не годится, и не христианское дело; понеже сие было бы торговать благочестием (1 Тим. 6, 5). А желать служительства, по рачению и ревности к созиданию церкве и к прославлению Бога, то сие благочестиво есть и похвально (1 Кор. 16, 15. 1 Тим. 3, 1). Да еще, кто признает себя быть способным к прохождению того звания: может не против совести церкви некоторой свое желание смиренно объявить (Исаии 6, 8) понеже Бог таких церквам приводит. А лукавством, или насилием влезать в церковь совсем злочестиво. Также кто подкупами, скверною подлостию, ласкательством, негодными заслугами, других прозьбою сего добивается звания: тот связывается грехом богопротивным симонии. Понеже старательство душ есть духовный Божий дар, от единаго Бога только достойным подаемой.
Вопросишь: Что надобно иметь тому, которой достойно призывается на такое служение? Отвечаю: (1) Должно быть чистое житие и такое, чтоб не только без всякаго было подозрения и соблазна, но и засвидетельствовано от церкви, или от самых неверных, что оно во всяких обхождениях оказалося честным и благочестивым (1 Тим. 3, 7). (2) Знание христианскаго учения, или искусство гораздо большее от простаго народа (2 Тим. 3, 16. 1 Тим. 1, 2) да еще знание и всего того, что касается до его должности (2 Тим. 2, 15). (3) Способность некая тое свое знание сообщать другим (1 Тим. 3, 2. 2 Тим. 2, 2) (4) охота всегдашняя к принятию и прохождению сей должности, которая охота должна быть не от недостатка какова, или от принуждения, или от желания чести, славы, богатства (1 Петр. 5, 2) но от любви и верности по Бозе (Иоан. 21, 15, 16, 17). Здесь видно, сколько те достойны своего звания служители, которые едва и читать умеют.
Вопросишь: Какая есть служителя церковнаго должность? Отвечаю: Сия (1) слово Божие без разделения чисто, и ревностно учить (2 Тим. 3, 16). А учение тое в сих частях состоит: (1) в учительстве, то есть, в толковании Катихизиса, (2) во обличении противящихся учению, (3) во исправлении грешащих, (4) в наказании, то есть, в показании средств к доброму житию, (5) во увещании заблуждающих, или грешников, (6) во умолении, то есть, в разсоветовании от злаго, (7) во утешении скорбящих и гонимых. (2) Таинства по уставлению Христову верно совершать, (3) во всем себя самаго в пример добрых дел во учении и нравов важности представлять (Тит. 2, 7) (4) порядок церковной по слову Божию тщательно блюсти. Вопросишь: В чем соблюдение сего порядка состоит? Отвечаю: В сих двух наипаче: (1) во власти ключей, (2) в старательстве о благочинии. Вопросишь: Что есть власть ключей? Отвечаю: Власть ключей есть, по которому служители церковныя по приказанию Христову грешных кающихся от грехов разрешают чрез благодать Евангельскую, не кающихся же от сообщения церковнаго выключают. Названа сия власть от подобия экономов, которые по данной себе власти от господ смотрят и наблюдают порядок дому, чтоб одним достойное дать, другим что-нибудь удержать. Сия власть есть двоякая, разрешающая и связующая, или разрешение, и изобщение (Матф. 16, 19). Вопросишь: Что есть ключь разрешающий? Отвечаю: Есть возвещение грехов отпущения от правильнаго служителя церкве истинно кающимся, Христовым именем, сказуемое.
Вопросишь: Что есть ключь связующий?
Отвечаю: Есть возвещение держания грехов чрез правильнаго служителя церкве, Христовым именем сказанное неверным и упорным и из церкви, пока покаются, выключение. Или яснее: заключается и отверзается Царство Небесное чрез учение церковное тогда, когда по приказанию Христову христиане, житием и учением христианству противные, по многом братском увещании от погрешностей и от беззаконий отступить не хотят, то представляются церкви, и служительству церковному: и ежели и сих увещанием не исправляются, то от них вопервых от употребления таин, потом из церкви, и из Царства Небеснаго выключаются. Но опять, ежели покажут исправление, и самою вещию явятся такими: то как Христовы и церкве уды принимаются.
Вопросишь: Чем церковныя люди одолжаются служителям церковным? Отвечаю:Одолжаются (1) им всяким почтением ради достоинства, на которое они от Христа поставляются, как бы вместо Его (Евр. 5, 2, 7. Рим. 10, 15 (2) должны их по премногу любить (1 Сол. 5, 13. Гал. 4, 14) потому, что чрез них великия Божия им подаются благодетельства. (3) Должны им быть послушны (Евр. 13, 17), (4) должны стараться, чтоб они всем тем довольны были, что надлежит до жизни и до содержания честнаго (1 Кор. 9, 11. Гал. 6, 6. Рим. 15, 27. 1 Тим. 5, 17). И сие снабдение или сообщение не токмо от любви, но и по правде подается: ибо все сие надобно исполнять, чтоб служителям охоты придать к прохождению своей должности. А наипаче те и почитаемы и снабжаемы быть достойны, которые трудятся в слове и учении.
Много еще здесь есть, о чем бы поговорить надобно было: но однак и сего довольно будет разсуждая по времени, а наипаче, ежели подумаем, что и сего проговорено не мало. Теперь нечто надобно сказать о том, какие священники должны быть и какие им поручаемые.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра