Мы сего Святаго Духа столько требуем, Слушатели, сколько мало в нас есть той святости, которая от присутствия благодатнаго благочестивому подается человеку. Благодать Духа Святаго есть известное христианства знамение, по которому Христианин показует себе, что Христос есть истинно его жених, понеже душа его истинно имеет благодати печать, которою обручилася Христу. Но в нас где тая печать? Где тое обручение Духа? Христианин слепый! к тебе я говорю, как некогда к фарисеям Христос, очищаешь ты внешния сткляницы и блюда, внутренность же имеешь наполненную хищением и неправдою: внутренность, которая должна было быть церковию Бога живаго, храмом Духа Святаго. Того ради покажу я вам теперь, Слушатели, и то, что мы не представляем себя такими, гдеб достойно Духу Святому жить, и то, что надобно стараться, дабы мы той святости в конец не лишены были. Дух Святый как сошел на Апостолов: то известно всем, как изобильно, как чудесно, и с каким в Апостолах успехом! Евангелист Лука описует, что тое, де, чудо зделалось почти при собрании всего мира. Какое зрелище было, видеть тогда тот шум, которой нечаянно взявшись с неба услаждал ученическия ушеса, протчих всех устрашал, тое ветра дыхание, приятностию доходящее до души, тот на пламенныя частицы разделенный огонь, играющий на Апостольских верхах, котораго сила касалась языка, давала им говорить разными языки величия Божия; проходила до ума, и Божественным светом его просвещала, пронзала и сердце; и от сего огня тот час возжигался огнь любви, огнь мира, огнь духовныя радости. Дивятся сему Апостоли; ропщет Духа того непричастный собор: начал богословствовать тем огнем возженной язык, таять противницы от лица того огня. Сие чудесное Духа Святаго сошествие было показанием того, что и мы примем Духа Святаго, и чудесныя Его действия и дарования, ежели в нас есть Апостольская душа. Понеже, смотри, когда Дух Святый на Апостолов сошел? Егда, де, пишет Лука, беша вси единодушно вкупе1. Что такое? было их всех близ ста и дватцати; а были все в единой душе, в едином мудровании, в едином благочестии. Есть ли в нас такое единодушие, такая согласная любовь? Когда есть; то есть и Дух Святый, которой в таком единодушии обитает, и такою любовию услаждается. Но нет! из плодов познается благодать. Плод духовный есть любовь; любви тамо нет, где один от другаго злобою снедается, пожирается от зависти, где ссоры, где не угождения другому, а угождение только себе. Что? Ежели мы свои разберем нравы, которые совсем повреждены то от злобы, то от безумия. Мы не приобыкли терпеть и малой досады; напр. ежели кто обидит нас словом, то тщимся усугубить напротив: так где тут любовь? Любовь долготерпит; а стерпевши и самаго того смирим, которой досаждает нам: а наипаче что мы называемся кроткаго и смиреннаго сердцем Учителя ученики. Как вдруг тебя гнев совсем восхитит: то удержи хотя ум, удержавши разсуди, что стерпеть добро, отмщевать худо; а наипаче что сим твоя с ним разорвется любовь; и чрез то недостоин будешь и присутствия благодати, и потеряешь христианское знамя. Мы еще очень часто чрез не здравыя споры разсекаем любовь, и теряем Духа благодать, а потому первее всего надобно вам блюстися, чтоб вы только таких держались разговоров, которыя бы служили ко утверждению оной. Спорят иные, какое Богу первое имя, четвероконечной ли, или осмиконечной держать крест; двоеперстным ли, или троеперстным сложением изображать крест; на север, или на полудне в церкви ходить; на коленах, или стоя молиться; на пяти, или седьми служить просфорах? О сих, говорю, вопросах до неба мы поднимаем крики, и сердцами от злобы разрываемся. Но не лучше ли бы стараться, чтоб угодить Богу и опасаться, чтоб такими несогласиями Духа Святаго не изгнать? Что? Ежели я Бога исповедую, чрез моего Искупителя от Него не оставлен быть надеюся, и благодатию Его, сколько могу, столько добро творю; то повредит ли мне тот, по мнению раскольников, не истинный троеперстный крест? Или что из того вреда, ежели я на коленах стоя, имею горе возносящееся сердце; а прямо стоя, имею накривленную душу? Опять, для тебя надобно седьмь просфор; да что сие седьмочисленное число тебе спасения принесет, ежели ты не с чистою совестию к священной приступаешь трапезе, и тела Христова недостойно причащаешься? Не лучше ли бы тебе церкви послушавши пять принять, нежели седьмь держа, от церкви отдираться, которым раздором сечется любовь, уходит благодать, наступает злоба, с которою вечно погибнешь ты. Не скрывает от тебя церковь ни Бога, которой хочет всякому спастися, ни Христа, в котором наше спасение состоит, ни смерть Его, чрез которую пред Богом дерзновенны мы, ни сердца твоего, которым ты тайно можешь служить Богу, и любить искренно брата твоего. Сие церкве приказание чисто есть чистым; а тем не чисто, которых осквернился и ум и совесть. Да пекутся, пишет Павел к Титу, веровавшии Богу прилежати к добрым делам; сия бо суть полезна человеком и добра. Безумных же споров и родословий и прений и сваров отступай: суть бо не полезны и суетны2. Как не суетны; когда тем лишаемся любви, а вместе и Духа Святаго и спасения. Должно такими беседами друг друга утешать, которыя не толькоб не были не полезны, но еще бы и Духа Святаго благодать призывали. Один из вас пусть говорит, что я прегрешен человек, и от Бога моего далеко отступил. Другой пусть скажет ему; что ты признавая свои грехи и сожалея об них изрядно свою руку простираешь к Богу, а вместе пусть представит Божию милость, которая ради Христовых заслуг превелика есть к нам. Третий когда станет удивляться богатству и величавоубранным людям; а тем самим своим состоянием не удоволившись пожелает большаго: то тотчас приступив скажи ему: прельщаешься, человече; когда тебе тое богатство так желательно кажется. Не больше ли с ним пропадают? Твое состояние гораздо спокойнее того: а вместе тут же скажи ему и Павлово слово: есть прибыток великий благочестие с довольством. Ничтоже бо внесохом в мир сей, то известно, что ниже изнести что можем3. Имеюще же пищу и одеяние сими довольни будем. Такия беседы ежели между вами прострутся; то Дух Святый невидимо другаго сердце к умилению приведет, и для сего свяжется душа его с душею твоею союзом благодати. Так ежели бы мы все поступали, и были бы, как Апостоли, единодушно вси вкупе; то нечаянно почувствовали бы внутрь себе сошествие Духа Святаго, когда бы утроба наша вся подвигнулась разливающуся Христову Духу в душах наших, возгорел бы в нас тот огонь, от котораго повсечасно желали бы неба, и никогда бы не подумали обидеть другаго. Правда, бываем мы часто многие вкупе: но за чем? Чтоб пиянственное составить зборище, чтоб единодушно всем обольстить кого, уязвить кого; чтоб единодушно всем делать то, что срамно есть и глаголати. Но тут не Духа Святаго, но диавольское есть присутствие. Смотрите, за чем были Апостоли единодушно вкупе? За тем, говорит Лука, что непрестанно пребывали в молитве и молении: сие-то их связывало; молитва бо простирается к Богу; Бог же вселяет единомысленныя в дом. Обыкновенно бо и мы содружаемся, ежели ты того же любишь, котораго и я. Апостоли, когда один молитвы возносит к Богу, другой к Нему же, третий не к иному, а и прочие все к живущему на небеси; то соплетаются в одно, и сильнейший делают моления подвиг. Когда так изрядно молитва их связала, то приходит Дух Святый, и находит Себе достойное жилище любовию украшенное, молитвами приготовленное. Мы ежели к чему, то наипаче к молитвам нетерпеливны, потому что не знаем, чем побуждаться к ней, и какия ея плоды. Знатныя к молитве побуждения суть сия: вопервых, ежели никогда из мысли не выпустим разсуждая, сколько от Бога облагодетельствованы, когда созданы милостиво, искуплены милостивее, до нынешняго дня и часа как дети различно снабжаемся от Него. Вовторых, ежели разсудим, сколько надобна нам помощь Божия, пока в мире живем, и совсех сторон ожидаем бед. А сия помощь призывается молитвами; и вкупе и Дух Святый приходит, который в щастии нашем не попускает нам надыматься гордостию, но простою душею благодетельствующаго Бога благодарить; а в нещастии утешает, и тем утешением настоящую жизнь весьма легко дает нести. О! когда бы мы единодушно предложили себе для всех наших дел Божию славу, и свое спасение: то неудивлялись бы древним святостию прославившимся мужам: все бо то и на нас благодать Божия устроить неотреклася бы. Нахожу же я в Священном Писании и другое к получению Духа Святаго средство. А оно есть прилежное и неразленяющееся слушание слова Божия, всегдашнее пребывание в Христианском учении, котораго держащийся Христианин также принимает изобильныя Духа Святаго дары. В Деяниях пишется, что Святый Петр по увещанию Ангельскому пришедши во Иоппию к Корнилию сотнику, как начал проповедывать им Христа, сказуя, что Христово имя есть одно, о котором человек всяк может оставление грехов принять, и как некоторыя о сем слова еще в Петровых были устах: то тогдаж, пишется там, нападе Дух Святый на всех слышащих слово4. Видите чудо; видевше познайте учения плоды. Скудно есть наше сие учение; но что? Ежели сию скудость Бог Своею исполнит благодатию: можно бо Ему и из сего камения воздвигнуть чада Аврааму. Обыкновенно Ему чрез малыя вещи великия содевать, и избирать безумных, да премудрыя посрамит. Так, Слушатели, молю вас, не будите, акибы вотще благодать Божию приняли. Не благодать ли сия Божия к вам, что вы Христиане от Христа, в котором спасение одном, что вам открыта воля Божия; а от других за их неверствие скрыта; вам вручено слово Божие, которому последуя можете достигнуть небеси. Вы имеете тысящу примеров Христоподражательных мужей. Вас как оградою оградил Спаситель Учительми веры; вы куды нипойдете, слышите Христово имя, небесное обещание; сия вся не благодать ли Божия? Так, смотрите, неявитеся вотще благодать Божию принявшими, и сия дивныя руководствия Божия непрезирайте. Я сие по долгу говорю, ибо горе мне, аще неблаговествую. Ты же, Душе Святый, внутренно вдыхай всегда, что нам и говорить и делать надобно. Аминь.
Сказывано Маия 17 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра