Катихизис дватцать седьмой

КАТИХИЗИС
ДВАТЦАТЬ СЕДЬМОЙ

Евангельское слово сколько есть действительно, и как проходит до разделения души и тела, членов же и мозгов; то, я думаю, вы благочестивые Слушатели, на своих дознали сердцах. Мне не обо всех речь: довольно, что несколько есть таких, которыя пред лицем Божиим суть, как злато искушенное в огне, и как искры по стеблию текут. Что бо есть и церковь самая? Не всякое зборище людей, но избранные из других люди, из нечистаго мира гласом Божиим вызванный собор, выйди, говорит Аврааму Бог, из земли твоея и из городу твоего, и из дому отца твоего, и иди в землю, которую я тебе покажу1. Сииж самыя речи Божественная благодать употребляет на то, когда кого призывает в собор церковной: выйди, говорит она умилившейся душе, выйди из земли твоея, которая никакого не имеет участия с небом, из роду твоего, которой весь грехом заражен, и из дому отца твоего, в котором нет Божией отеческой любви, и иди в землю, которая прямою дорогою ведет до неба, в землю, которую я тебе покажу. Сия земля поселившемуся на ней, точит мед сладости слова Божия и млеко благодати, которым напаяемый растет во спасение, пока приидет в мужа совершенна, в меру возраста Христова. На сей земли посажденная ветвь отвергнет ли, разсудите, напоение, без котораго в самом корени может изсохнуть? Разве захотела бы посечена и ввержена быть во огнь. Аз есмь лоза, говорит Христос, а вы розги, или ветви привитыя к лозе2. Ветви, по глаголуж Христову, не могут плода сотворить, ежели не будут на лозе3, то есть, ежели того же с древом не причастятся соку. Христиане, я вам говорю; вы благодатию Божиею привилися к лозе Христу, не природныя будучи тоя лозы ветви: о сем пишет Павел: ты, говорит он к тому, которой от язычества пришол в Христианство, будучи дикая ветвь, прицепился как природная ветвь, и зделался причастником корени и соку той лозы: так смотри; не высокомудрствуй, но бойся. То есть, не думай о себе, что уже ты тем до конца спасен, что крещением сочетался Христу, а после крещения во всю жизнь тот договор позабывши, служишь своим прихотям. Нет, де, некоторыя и природныя ветьви за неверствие отломилися, как-то Иудеи: то кольми паче ты; ежели верою не будешь на той утверждаться лозе4. Я хочу, чтоб вы сии слова приложили к себе, и подумали, сколько нужно Христианину Христианское учение: понеже слово Божие есть как бы златой канал, чрез которой к нам изобильная благодати Христовой точится струя. Все знают Бога, но многие по своему мнению: все исповедуют Христа, но не по преднаписанному от слова Божия образцу. О! когда бы вы сюда приходили с жадными устами, и все из своей мысли о себе мнения изгнавши, простыми бы себя представили младенцами: то удобнее сие учение, как не лестное млеко, приняли бы, и не такой бы мы увидели благочестивых людей собор. Но благодать Духа Святаго в ваша да вселится сердца, и да сотворит, чтоб мы некогда первое свое отвергши своевольство, ни за чем бы так не гнались, как за словом Христовым. Ты же, Душе Святый и благий Утешителю! нам о тебе имущим беседовать, довольные к тому подаждь силы.

Вопросишь: Как уже окончили то, что о Искупителе Христе говорить надлежало; то о ком и о чем теперь говорить следует? Отвечаю: О Духе Святом и о нашем освящении.

Здесь приметить надобно, пока еще самой вещи не коснемся, что Символ разделяется на три части, (как уже негде сказали) первая есть о Боге Отце и о создании нашем, что содержится в одном первом члене. Вторая о Боге Сыне, и о нашем искуплении; и сие заключается в шести членах, от втораго до осьмаго. Третия часть о Духе Святом, и о нашем освящении, что содержится в пяти последних членах. Где, когда Богу Отцу приписуется создание, Сыну искупление, Духу Святому освящение, то разуметь надлежит, что сии свойства не так одному лицу приписуются, чтобы уже другому не приличествовали; никак: всем трем лицам те свойства приличествуют, но не по одному порядку и образу. Напр. Христу приписуется искупление; не так, чтобы и Отцу тож не приличествовало: и Отец есть Искупитель: но как? Поелику дал Сына Своего за нас. А Сын Искупитель почему? Потому, что Он непосредственно дело искупления совершил, и Он един сотворился избавлением за грехи наши, и Он един удовлетворил на кресте за нас. И для сего-то особливо Христос есть Искупитель, и Ему собственнее искупление и оправдание наше приписуется. Также и Духу Святому приписуется освящение, (а чрез освящение разумеется вся та святость, которую во оправданном человеке Дух Святый производит чрез сохранение веры, и чрез успех в добрых делах) не так, чтобы Отцу и Сыну тож не приличествовало: и Отец, и Сын есть Освятитель: но как? Отец потому, что Духа Святаго дает верным на освящение; Сын потому, что Своими заслугами заслужил нам благодать Духа Святаго, и освящение Его. И потому Христос бысть нам святыня от Бога (1 Кор. гл. 1, ст. 30). А уже Дух Святый потому Освятитель, что по дару Бога Отца и по заслугам Христовым нас непосредственно освящает, гнездяся в нашем сердце, и благодатию Своею освящая.

Две части Символа уже окончаны, а именно: в прошедшую неделю о Христе и избавлении нашем. Не так, чтобы о Христе в следующих членах не говорить: никак: все дары Духа Святаго, которыя в следующих членах содержатся, хотя действуются от Духа Святаго, но чрез заслуги Христовы: да и все Христианское учение понеже утверждается на вере, а вера утверждается на Христе; то без Христа обойтиться не может. Но как собственно уже окончили о лице Христовом, и нашем чрез Него оправдании и искуплении; то Вопросишь: что есть веровать во Иисуса Христа, Искупителя и Ходатая нашего, ради нас и умалившагося и прославившагося? Отвечаю: Веровать (1) что един Иисус Христос Ходатай наш мог нас искупить, и искупил, гневу Божию удовлетворивши за наши грехи, чрез безценныя Своя смертныя заслуги, и зделал, чтоб мы пришли из тьмы в свет, из гнева в милость. Веровать (2) есть, всю надежду на Него положить, что Он меня как спас, так и спасет, и будет спасать, здесь в истинной вере соблюдши, с Собою некогда вселит в вечном животе. Так твердо надеюся. Теперь приступим уже к осьмому члену веры?

Вопросишь: Как читается осьмой член веры? Отвечаю: И в Духа Святаго Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Вопросишь: Что в сем исповедуется члене?

Отвечаю: То, что Дух Святый есть третие святейшия Троицы лице, истинный и безначальный Бог, един по существу со Отцем и Сыном, но различен по лицу; происходит же, то есть, имеет себе сообщенное естество образом исхождения, или дыхания от единаго Отца, а не и от Сына; равночестен по всем свойствам Божеству приличествующим со Отцем и Сыном. Он собственным некиим образом и не посредственно разныя человекам дает дары, и внутренния чрез естественныя движения; из которых знатнейшее было то, что пророкам чрез внутренния движения открывал и открывает таин Божиих разумение и будущих знание.

Дух Святый двояко разсуждаем быть может: первое, поелику есть Бог и особливое святейшия Троицы лице: потом, поелику есть вина нашего освящения, и делитель даров. Теперь о первом, потом о другом.

      Вопросишь: Что значит сие имя Дух? Отвечаю: Разныя имеет значения: (1) значит всякое существо духовное, безтелесное, не видимое, безколичественное. И по сему-то говорится, Бог есть Дух (Иоан. гл. 4, ст. 24), также называются Ангели и добрыя и злыя, духи: творяй Ангелы своя духи5. И душа человеческая: в руце Твои предаю дух мой6. И движение сердца: дух прав обнови во утробе моей7. (2)Полагается и за ветр: дух, иде же хощет, дышет8; и за волнение ветра: духом бурным сокрушиши9. (3) Страсти человеческия, и духовныя внутренния движения и добрыя и злыя. И по сему-то говорится: дух целомудрия, терпения, дух любве, смирения; дух празности, празднословия, сребролюбия. (4) Дары Духа Святаго. И тогда полагается вина за дело: духа неугашайте (1 Сол. гл. 5, ст. 19) и прияша Духа Святаго10:приимите Дух Свят11. (5) Собственно и настояще значит третие святейшия Троицы лице, от Отца происходящее, единосущное и равночестное со Отцем и Сыном. И сие означение именно до нас надлежит. К которому имени наичастее прилагается сие имя, святый. Называется же сие лице, Дух, (1) потому, понеже есть духовное существо, безтелесное, не видимое. (2) Понеже от Отца образом дыхания несказанно происходит. (3) Понеже вдохновения, или духовныя движения непосредственно действует в благочестивых сердцах: почему и сила Вышняго называется. Называется же и Дух Святый. (1) Понеже Сам в Себе и по Своему естеству свят есть. (2) Понеже есть Освятитель, непосредственно избранных освящающь.

Вопросишь: Для чего сказываешь: верую и в Духа Святаго? Отвечаю: Для того верую, что познаю, что Он есть третие лице Божества, прежде век происходящее от Отца, а потому и истинный Бог; в котораго единаго должно веровать, и единаго призывать.

Вопросишь: Откуду доводится, что Дух Святый есть Бог? Отвечаю: Из Священнаго Писания: (1 Кор. гл. 3, ст. 16) невестели, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (Деян. гл. 5, ст. 3, 4) почто сатана исполни сердце твое, яко солгал еси Духу Святому? Не человеку солгал еси, но Богу. Крещаемся во Отца, и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19). Еще, везде свойства Божественныя приписуются Духу Святому: всемогущество: словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их (Псал. 32, ст. 6). Вся же сия действует един и той же дух, разделяя властию коемуждо, яко же хощет (1 Кор. гл. 12, ст. 11). Всеведение: Дух вся испытует, и глубины Божия (1 Кор. гл. 2, ст. 10). Неизменность: подобаше исполнитися писанию, еже предрече Дух Святый (Деян. гл. 1, ст. 16). Гнев за грехи. А хулившему на Духа Святаго не оставится (Матф. гл. 12, ст. 31). Также и все дела Божия приписуются Ему: как наприм. Чудеса (1 Кор. 12, 4). Звание Апостол и Пророк (Деян. 20, 28), откровение таин Божиих (2 Петр. 1, 12), предвозвещение будущих (1 Тим. 4, 1), избрание церкве (1 Кор. 12, 13). Просвещение ума (Иоан. 14, 26), отрождение (Иоан. 3, 5), управление жизни благочестивых (Рим. 8, 14), утешение в искушениях (Деян. 9, 31), отпущение грехов (1 Кор. 6, 11). Даяние живота вечнаго (Рим. 8, 11). Сие все твердо доказует, что Дух Святый есть истинный Бог.

И сюда надлежат те в Символе положенныя слова: Господа животворящаго: которыми означается то, что Дух Святый не есть какий служебный дух, каковые суть Ангели (Евр. 1, 14), но Сам Господь; не посылаемый, но по Своей власти разделяющий дарования, Ему же хощет. Нарицается же еще и для того Господь, что Господствует в благочестивых сердцах управляя ими (1 Кор. 3, 14). Елицы духом Божиим водятся, сии суть Сынове Божии (Рим. гл. 8, ст. 14). А что называется животворящий, то сие надлежит до звания Его: и сие помянем там, где будем говорить о Его звании.

Вопросишь: Чем доказуется, что Дух Святый есть святейшия Троицы лице? Отвечаю: Священным Писанием: (Матф. 28, 19. Иоан. 14, 16) умолю Отца, и другаго утешителя пошлет вам (1 Иоан. гл. 5, ст. 7) три суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух. И везде Священное Писание о Нем сказует, как о лице, как напр. что учит, наставляет на всяку истинну, утешает, раздает дары, якоже хощет, призывает и посылает Апостолов, глаголет чрез пророков. и пр. Чего, ежели бы Дух Святый по мнению еретиков дар Божий только был, никак бы сказать было не можно. Отсюду же должно подтверждать, что Дух Святый по лицу иный есть от Отца и Сына, и что единосущен Отцу и Сыну. Ежели бо Дух Святый истинный Бог, и един только у нас Бог; следует, что Отца, Сына и Духа Святаго едино есть Божество. Однако единосущие и Божество Духа Святаго подтверждается еще тем, что Евангелие и Символ сказуют Духу Святому происходить от Бога Отца.

Понеже ежели Дух Святый происходит от Отца: (а происхождение Духа Святаго есть сообщение Божественнаго естества, по которому третие лице Божества от единаго Отца, образом исхождения или дыхания, приемлет Себе тоеж и целое естество, которое имеют Отец и Сын) то, понеже имеет тоже существо, которое и Отец и Сын, есть истинный Бог: а поелику не раждается, как Сын; ниже Сам от Себя, как Отец; но происходит от Отца; то не есть Сын, ниже Отец, но Дух, С. Троицы лице.

Вопросишь: От единаго ли Отца Дух Святый происходит, или и от Сына?

Отвечаю: От единаго Отца. Сие из многих два наипаче доводы подтверждают. 1.) Что Христос Господь словами простыми и ясными, как бы нарочно, так описал начало происхождения Духа Святаго (Иоан. гл. 15, ст. 26) дух истинный, иже от Отца исходит. Не умолчал же бы о Себе, ежелибы Дух Святый и от Него исходил; так, как нигде не умолкал, что Дух Святый пошлется чрез Него, то есть, по силе Его ходатайства дастся верным. 2.) Что сия ересь Римская началась уже при окончании осьмаго века; так чрез 800. лет, как Апостоли, так и учители исповедовали единогласно происходить С. Духу от единаго Отца. Сих доводов довольно: понеже мы образ сего происхождения понять никак не можем; веруя слову Божию, веруем, что Дух Святый происходит от единаго Отца; а каким образом? То здесь свое незнание разумно исповедуем.

Папистическия против сего доводы удобно опровергнуться могут. (1) Говорят они, что Дух Святый глаголется Христов Дух (Рим. 8, 9. Гал. 4, 6). Но что из сего? следует ли, что происходит и от Сына? Никак. Дух Святый есть Христов Дух, 1.) понеже тогоже с Ним существа. 2.) Что Он заслужил церкви своей Его, и по силе ходатайства Своего делает, чтоб Дух Святый верных освящение совершал. И потому кто Духа Христова не имеет, то есть, Духа Святаго чрез дары своя Христом заслуженныя в нем живущаго: тот несть Христов. (2) Говорят, что Сын дает Его вместе со Отцем: приимите Дух Свят: (Иоан. гл. 20, ст. 22. Иоан. гл. 15, ст. 26). Правда, дает и Сын Духа Святаго, но происходящаго от Отца; дает по силе заслуг Своих: посылает же по силе ходатайства своего. Дает; когда все дары Дух Святый по заслугам Его вливает нам. Но для чего и от Сына не происходит Дух Святый, то о сем вопрошать безумно и дерзновенно. Кто уразуме ум Господень? После сего в Символе следуют сии слова: иже со Отцем и с Сыном спокланяема и сславима, которыя слова так могут яснее сказаться: которой Дух Святый вместе со Отцем и Сыном равным и тем же благоговеинством, поклонением, и призыванием, яко Бог, должен почитаем и прославляем быть. Понеже ежели крещаемся и в Духа Святаго; то тем самим обязуемся служить Ему как Царю своему, верою, надеждою и любовию по силе благочестия.

Вопросишь: Что сии слова значат: глаголавшаго пророки? Отвечаю: То; что Дух Святый пророкам открывал тайны Божия, и будущая предвозвещал и вдыхал им чрез внутренняя движения, что им писать надобно было. Почему Дух Святый ими как свирелью играл, употребляя гортань Пророческую и Апостольскую вместо орудия; Сам же был в них глаголющий (2 Петр. 1, 20. Матф. 10, 20) и для сего-то книги Пророческия и Апостольския, си есть, Ветхий и Новый Завет, единственно называются слово Божие, Священное Писание, писание Богодухновенное, слово жизни: и на нем-то все утверждается Христианство. А сие помянуто в Символе для того, чтоб доказать Божество Духа Святаго. Будущее бо предсказывать так, чтобы и не ложным то всегда подтверждалося збытием, свойственно единому Богу.

Вопросишь: Сказавши, что касалося до лица Духа Святаго; чтож еще надобно знать и о должности Духа Святаго? Отвечаю: Духа Святаго должность есть освящение наше, которое непосредственно совершается чрез Него по заслугам Ходатая Христа. Должности тоя начальныя части суть сии: призывать, учить, отрождать, соединять со Христом, управлять, утешать, а именно.

(1) Дух Святый призывает всякаго человека в веру и к добрым делам (Апок. гл. 3, ст. 2. 2 Тим. гл. 2, ст. 15. Иоан. гл. 6, ст. 44) никто же может приити ко мне, аще не Отец мой привлечет его. Понеже ниже неверный обратиться, ниже грешник покаяться может без внутренняго благодати призывания. Почему от богословов называется благодать предваряющая, призывающая, возбуждающая и пр.

(2) Учит и просвещает ум, чтоб знать должное и право разуметь (Иоан. гл. 14, ст. 26. Иоан. гл. 16, ст. 13). Наставит вас на всяку истинну. Так не ученых Апостолов научил в день пятьдесятницы, возжег в мыслях их новый свет, и тайных разумения. И сего ради называется в писании Дух премудрости, откровения, Дух разума, совета, ведения12.

(3) Отрождает нас, вливая новыя движения в сердца, новыя склонности, то есть: производит в нас веру и обращение (Иоан. 3, 5. Матф. 3, 11). Крещение бо бываемое чрез Духа Святаго от Христа есть наше обновление.

4) Соединяет нас со Христом, дабы были Его удами, от Него оживотворялись бы, и всех Его причащались бы благодеяний (1 Кор. 6, 11. 1 Иоан. 3, 24. 1 Кор. 12, 3).

5) Управляет нас: а управляемым быть от Духа Святаго, есть наставлятися советом в добрых делах, склоняться к последованию праваго и к любви Божией и ближняго (Рим. 8, 34). И здесь все добродетели Христианския заключаются.

6) Утешает нас в бедах и в теснотах. Апостоли прежде будучи боязливыми, принявши Духа Святаго, радовалися шедше с собора (Деян. 5, 41. Иоан. 14, 16).

И сии-то суть должности Духа Святаго части; по силе которых называется Дух Святый (1) дух сыноположения: (Рим. гл. 8, ст. 15) понеже нас извещает о отеческой Божией к нам милости; и чрез сего-то Духа вопием: Авва Отче! (2) обручение и печатьнаследия нашего (2 Кор. гл. 1, ст. 22), (3) дух жизни: (Рим. гл. 8, ст. 2), (4) огнь, (Матф. гл. 3, ст. 11) (5) источник воды живыя, (6) Дух молитвы (Рим. гл. 8, ст. 26), (7) утешитель (Иоан. гл. 14, ст. 16), (8) дух истинны. И для сих всех Дух С. в Символе называется животворящим.

Все дары Духа Святаго заключаются в сих седьми от Исаии 11, 2, 3 вычтенных, и в Апокалипсисе 4, 5 воспомянутых свойствах: и почиет на нем, пророчествует Исаиа о Христе, дух Господень, дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия, и исполнит Его дух страха Божия.

Вопросишь: Каким образом мы Духа Святаго можем принять, удержать, и не погубить?

Отвечаю: (1) Правильным употреблением таин (Ефес. 4, 11), а противным образом погубляется. (2) Непрестанным во учении пребыванием, и с рачением успеть в нем (Псал. 1, 2. Кол. 3, 16). А небрежением о сем теряется (1 Тим. 1, 6), (3) непрестанным покаянием, и опасением грехов против совести (Матф. 13, 12. Ефес. 4, 30) так, как разслаблением плотским и повержением себя в грехи прогоняется. (4) Непрестанным и сердечным Бога призыванием (Матф. 17, 21. Псал. 50, ст. 13) духа твоего святаго не отъими от мене. А презрением молитв отступает. (5) Употреблением даров Божиих в пользу церкве (Лук. гл. 19, ст. 13) делайте, дондеже прииду. А употреблением на зло опечаляется (Матф. гл. 4. ст. 25) от неимущаго, и еже мнится имети, возмется от него. А сколько надобен Дух Святый, то из сих свидетельств можно познать (Рим. 8, 9) аще кто духа Христова неимать, несть Его (2 Кор. гл. 3, ст. 5). Несмы довольни помыслити что от себе, яко от себе. (1 Кор. гл. 15, ст. 50).

Вопросишь: Откуду может познать человек, что живет в нем Дух Святый?

Отвечаю: Знаки обитания Духа Святаго вычитываются от Павла сии (Гал. гл. 5, ст. 22, 23) плод духовный есть, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: то есть, не боязнь смерти, веселие в бедах, твердое намерение стоять в вере, воздыхание, и горячия со слезами молитвы, и чистое исповедание Христианства.

Вопросишь: Что убо есть, веровать в Духа Святаго? Отвечаю: Веровать вопервых, что Он есть истинный и единовечный со Отцем и Сыном Бог, от единаго Отца образом дыхания происходящее лице. Потом верую, что Он и мне дарован, чтоб меня чрез истинную веру, Христа и всех Его благодеяний причастником зделать, чтоб меня утешать, и со мною вечно пребывать. И сего довольно.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.