Из двух вещей сложил человека Бог, Слушатели, то есть, из души и тела; однако из сих толь неподобных и не согласных частей всемогущая Божия рука могла сотворить толь прекрасное сложение, человека. Не должны ли мы тут ужаснуться, когда видим, что преславное сие Божия руки создание, и вражеская злоба, и нашей необузданной воли на зло склонность, пребедно разрушают, опровергают царской дом, и Божий образ уничтожают совершенно. И отсюда-то последовало то, что мы ныне видим во вселенней зло. Из сего-то источника проистекает, что мы ни видим на земли нечистое, неправедное, богопротивное, душепагубное. От сей-то причины мы прямою дорогою понеслися на худое, вместо того, что были всегдашними любителями добра. Что говорить? и самое, нам поднесенное, отвергаем врачество; и самых спасительных средств, как смертоноснаго чего, обегаем. Слово, де, Христово мною проповедуемое, Павел говорит, некоторым зделалась воня смертная, то есть, зараза смертоносная1. Чему не почудиться не льзя, ежели сравним с душею тело, в котором мы и малую болезнь тотчас чувствительно слышим; и наперед промышляем, чтоб как тая искра все не запалила тело. Правда, сему причина есть целое совсем ослепление ума, полное сердца ожесточение, и совершенное умерщвление души; от чего произойти чему нибудь доброму не возможно. Но что? Когда по такой глубочайшей ночи пресветлая Христова ходатайства возсиявает луча? По таком злосостоянии пресладкий Христовой благодати приводится порядок, и вся в прекрасное паки возвращаются благочиние? Что ежели и здесь мы, как бы в какой нечувствительности лежа, свою не подымаем главу, и о таких благодетельствах не радуемся? Когда, говорю, премилостивый наш Спаситель, обещается отнять от нас сердце каменное, и дать сердце плотяное, дать законы своя в мысли наши, и на сердцах наших написать их; вместо того, чтоб нас другие учили, обещает сам быть нашим учителем, то чрез слово свое, то внутрь вливая нам горячия к Богу желания; мы ежели при открытии толь спасительнаго к небу пути чтолибо плотское будем мудрствовать, сими призываниями будучи неподвижны; то уже здесь нам пресекается Божия милость, оставляемся в своей погибать злобе, и вступает уже неумолимое Божия правды исполнение. Почему и я, до сих пор говоря о Божией милости к нам чрез Сына своего оказуемой, теперь имею представить вам некое не точное изображение того от начала мира уготовленнаго, а при конце мира явитися имущаго позорища, которое составит оный суд, где должно предстать всем, оный престол, пред которым река огненная клокощущи течет, оный Судия, который яростию будет обличать, и гневом наказывать. Сего суда бойтеся вы, которые до сих пор в нечувствительности живучи не знали, что есть Христос, и как-то Его милость превратится на суд, и хотя сим ко учению Его увещевайтеся. А вы радуйтеся, которые чрез Евангельское учение познавши Христовых заслуг силу, по благости Его одесную стать веруете. Однако, и для тех, чтоб некогда исправились, и для вас, чтоб в добре не ослабели, и еще, понеже тож и Символ предлагает нам втораго пришествия надежду быть не напрасну, будущаго суда некоторую вам преднапишу икону.
Вопросишь: Как читается седьмой член веры?
Отвечаю: Так: и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым; Егоже царствию не будет конца.
Вопросишь: Что в сем содержится члене?
Отвечаю: Второе славное Христово пришествие, и будущее Его безконечное с верными Своими царствование; чтоб по правде своей общий и вселенский произведши суд веровавших и возлюбивших Его, своей причастниками зделать славы, а не веровавших в Него, и свою жизнь по заповедем Его не располагавших осудить на муки прежестокия и неимущия конца, и таким бы образом окончать и благочестивых людей бедное в сей жизни странствование и нечестивых не покаряющуюся Богу и нестерпимую своевольность; а вместе бы и самый сей мир совершить, и избавить от работы тления, каким сам Он знает образом.
В сем члене три вместе сходятся места: о втором пришествии Христовом, о конце мира, и о последнем суде: о всех сих купно будем говорить, понеже между собою соединяются, да и мало бы нам пользы было помышлять о втором пришествии Христовом, ежели вместе не будем разсуждать и о том, за чем приидет.
Вопросишь: Будет ли суд страшный оный и последний, на котором вся тварь пред Судию Христа должна предстать?
Отвечаю: Вопрос сей надобен; понеже Писание предсказало, что в последния времена настанут ругатели, которые сей догмат почтут, де, за баснь (2 Петр. 3, 4), говоря: где есть обетование пришествия Его? и пр. Правда: несколько можно и из ума доказать, что будет суд: понеже кто сего не примет, что добрым доброе, а злым злое когда нибудь должно последовать? И не вероятно быть кажется, чтоб на такия бедности, какия в сем мире случаются, от Бога человек, столь знатная тварь, создан был: однако в таком случаи на свой ум, как весьма слабой и непостоянной, без свидетельства Божия не льзя положиться. Понеже сия маленькая ума искра скоро может потемнена быть от той тьмы, которая целым завладела человеком. Того ради здесь должно прибегать к Священному Писанию, и оттуду почерпать свидетельства, а они суть следующия.
1) Даниил. 7, 9, 10. зрях, дондеже престоли поставишася, и ветхий деньми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ: река огненная течаше, исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему. Видех во сне нощию, и се на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше, и даже до ветхаго деньми дойде, и пред Него приведеся: и тому дадеся власть, и честь, и царство, и вси людие, племена, языцы, поработают Ему: власть Его, власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется. Также проповедь Христова о сем, описанная наипаче от Матфея в 24 и в 25 главе, и Апостолов Деян. 17, 31 уставил есть день, воньже хощет судити в правду (1 Сол. 4, 16. Евр. 9, 27) определено есть человеком единожды умрети, потом же суд. Да и причину дает Павел (2 Сол. 1, 6). Но и совесть всякому тоже подтверждает, как видно на Феликсе, о котором говорится в Деян. гл. 24, ст. 25, другия доказательства для множества умалчиваю; и не из сих только доказуется истинно быть суду; но и из других тож определяющих.
(2) От правды Божия, которая требует всякаго грешника и за всякой грех казнить мукою безконечною; а наипаче тех, которые имея такую Божию милость, чрез Христа всем предложенную, пренебрегали, и по похотям своим до конца ходили: (Рим. 2, 4. 2 Сол. 1, 4. Лук. 16, 25). Чадо! помяни, яко восприял еси благая в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же той утешается, тыже страждеши.
(3) Подтверждается еще от того конца, на которой мы созданы и искуплены. Ежелибо неправедно и не истинно есть, чтоб человека Бог создал на такое пребедное состояние, в кое он чрез грех впал: как-то показало само збытие, когда Сына Своего послал, чтоб нас от того избавить. А притом когда и по таком избавлении видим мы, что не совсем здесь имеем блаженное житие: то неотменно должно верить и надеяться, что некогда избавленнии здесь чрез Него в вечное пренесутся блаженство, а презревшии тое блаженство осудятся (Ефес. 5, 26. Тит. 3, 7 и 2, 13. Колос. 3, 4). И отсюду явствует то, что истинно будет суд, и праведное мздовоздаяние: не льститеся, Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тоже и пожнет (Гал. гл. 6, ст. 7).
Вопросишь: Что есть последний суд?
Отвечаю: Сей суд может совершеннее познан быть, ежели разсудим мирскаго суда состояние. На сем суде не надобны будут свидетели и доносители; понеже Судия будет сам сердцеведец Бог (1 Кор. 4, 5). Только будут судимые, закон, по которому будет судить, решение и определение. Последний убо суд будет откровение сердец, и отверстие всего того, что человеки зделали; также разведение и разделение праведных от неправедных, имущее быть от Судии Бога чрез Христа, и произношение определения о всех, и исполнение определения по силе учения законнаго и Евангельскаго, что будет совершенное избавление церкве, и отвержение нечестивых и диаволов в вечныя муки.
Все сие взято из С. Писания 1). будет откровение всего: тогда бо отверзутся книги (Апок. гл. 20, ст. 12 и 1 Кор. гл. 4, ст. 5) 2). будет разделение праведных от неправедных. (Матф. гл. 25, ст. 32) якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. 3). Будет же сие разделение от Самаго Бога, почему преправедное. (Рим. гл. 3, ст. 6) аще есть Бог неправеден, како судити имать миру? Чрез Христа: (Иоан: гл. 5, ст. 22). Отец несудит никомуже, но суд весь даде Сынови. 4). Будет произношение определения: стоящим одесную: приидите, благословеннии и пр. (Матф. гл. 25, ст. 34) стоящим же ошуюю: идите от мене проклятии и пр. (5). Будет исполнение определения: идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный. 6). Что будет по силе закона и Евангелия: понеже определение праведных в живот будет настояще по Евангелию, которое всем истинно верующим обещает вечный живот; а подтвердится от закона потому, что истинно верующии и закон, сколько могли исполняли, и тем засвидетельствовали свою веру (Марк. гл. 16, ст. 16) иже веру имет, и крестится, спасен будет и (Рим. гл. 8, ст. 1). Ниедино ныне осуждение сущим во Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу.
А определение грешных во ад произведется настояще по закону, которой за всякой грех проклинает и осуждает в конец (Второз. 17) проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней (Рим. гл. 2, ст. 12) а подкрепится Евангелием, в которое они не веровали, чтоб спасени были: (Марк. гл 16, ст. 16) а иже не имет веры, осужден будет (Иоан. гл. 5, ст. 45). Почему известно, что грешные за свои дела злыя, а наипаче за неверствие осудятся, праведные же по Божией милости чрез Христа, и по той вере, которую они добрыми делами засвидетельствовали, оправдятся; как сами скажут: Господи! когда Тя видехом алчуща? И пр. назовутся бо благословенными ради того семени, о котором благословляются вси языцы.
Вопросишь: Кто будет судия? Отвечаю: Судия будет Христос, то самое лице, которое есть Ходатай наш. Отец бо весь суд даде Сынови, и власть Ему даде и суд творити (Иоан. гл. 5, ст. 22, 27), однако сим не выключается Отец, и Дух Святый; сие бо дело, что касается до определения, до согласия, и власти, есть обще не раздельной Троице. Сам бо Ветхий денми (то есть Бог Отец) сел на суде (Даниил. 7, 9). И Дух Святый обличит мир (Иоан. 16, 8) но понеже Христос в Своем человеческом естестве явится, и определенное от С. Троицы, в Своем лице видимо произнесет и решит; то по сему Христос веруется быть судия. А судящу ему, Сам Бог судит, не только, что Сам Он есть Бог, но что чрез Него и Отец судит (Деян. гл. 10, ст. 42). Той есть нареченный от Бога судия живым и мертвым. И Деян. гл. 17, ст. 31. Хощет судити в правде о муже, Его же предустави. И так суд будет всея не раздельныя Троицы, по определению и власти; Христос же, по видимому действию, объявлению, и исполнению определения.
Но для чего Христос имянно будет Судия: то причина тому следующая: (1) надобно, чтоб чрез того же Ходатая Бог хотел прославленной быть церкви, чрез котораго искупил, оправдил, и живот вечной обещал. (Матф. гл. 26, ст. 64). Отселе узрите Сына человеческаго и пр. последний бо сей суд ничто иное есть, как совершенное и последнее Ходатаево к церкви Своей благодеяние. (2) Для утешения тех, которые в Него веровали, и надеялись чрез Него живота вечнаго. Понеже когда судиею будет наш Искупитель и глава наша; то не осудит тех, которых кровию Своею искупил, и сподобил быть Своими удами. Веруяй в Сына имать живот вечный; и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот и 14, 3. И аще пойду и уготовлю место вам, паки прииду и пойму вы к себе. (3) Для обличения нечестивых, которые Его не приняли, и за лестца почитали. Тогда бо возрят нань, Его же прободоша.
Скажешь: Христос говорит просебя, яко не приидох, да сужду мирови, но да спасу мир? Отвечаю: Здесь говорится о первом пришествии; что и праведно. Также сему месту не противно, что пишется, яко и Апостоли будут судить (Матф. 19, 28), а Павел говорит, яко и все святые, да не только грешных людей, но и самих Ангелов (1 Кор. 6, 2). Будут бо судить не властительски, яко же Христос; но похваляя праведный Христов суд, и своею верою, которую они имевши спасаются,
Вопросишь: Откуду и куда приидет Судия? Отвечаю: С неба ожидаем Судии нашего Христа по оному: наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем (Филип. гл. 3, ст. 20), откроется Господь с небеси со Ангелы силы Своея (2 Сол. 1, 7). С неба убо сойдет Господь видимо на сию страну воздушную: такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. гл. 1). Сей суд произведется на земли, а вероятнее на воздухе; возхищени бо будем на облацех в сретение Господне навоздусе (1 Сол. гл. 4, ст. 17), но где именно, то не известно: довольно бо знать, что иде же будет труп, тамо соберутся орли.
Вопросишь: Как имать приити?
Отвечаю: Приидет (1) истинно, видимо, и местно; а не привидением. Такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. гл. 1, ст. 11), (2) приидет во славе Отчей и в боголепном величестве (Матф. 26, 64) с неизчислимым множеством Ангелов, с гласом и трубою Архангельскою, то есть с силою такою, которая воздвигнет мертвых от гробов, а живых во мгновение изменит в безсмертность; приидет же в виде огненном, седя на Престоле молниеносном, неудобьстерпимом, так что всю тварь потрясет, и устрашит (Матф. 24, 30) грешникам издыхающим от страха (Лук. 21, 26), (3) приидет нечаянно, нечестивым нечающим: так бо приидет, яко же бысть во дни Ноевы. Егда рекут, мир, мир, тогда внезапу найдет на них всегубительство (1 Сол. гл. 5, ст. 3).
Вопросишь: Кого будет судить? Отвечаю: судить будет всех людей как живых, так и мертвых, как добрых, так и злых, да еще и самых Ангелов (2 Петр. 2, 4 и Иуд. 6) чрез живых разумеется, которые при самом суде живыми осталися; прочие все называются мертвыми, которые тогда воскреснут: живыя изменятся в своем составе от тления в безсмертие, что им вместо смерти будет: и тако вси явимся пред судищем Христовым.
Скажешь: Веруяй во Христа на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот? (Иоан. 5, 24). Отвечаю: Веруяй не приидет на суд осуждения, но на суд избавления: обыкновенно бо суд полагается за нечто строгое и осуждающее; на таковой суд не приидут верующии, как Сам Христос толкует (Иоан. 5, 29) таким же образом должно разуметь и Давидово слово: не воскреснут нечестивии на суд2: или лучше: не устоят нечестивыи на суде. Ниже так же противно, что князь мира уже осужден есть (Иоан. 16, 11) и не верующии уже само-осужденными называются (Иоан. 3, 18). Осуждени бо и теперь они, но (1) определением Божиим, (2) словом учения Христова, (3) своею совестию. (4) Начатием уже казни внутрь себя. А тогда так осудятся, что уже ничего против Бога и церкве ухитрить не возмогут.
Вопросишь: Каким образом будет производим суд, определение, и решение? Отвечаю: (1) Властию и силою Божиею Христовою, и Его гласом зделается воскресение мертвым. Вси бо сущии вогробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Иоан. гл. 5, ст. 28). Живущии же вскоре изменятся. Глас бо Архангелов и труба Божия ничто иное означает, как силу Христову из мертвых воздвизающую. (2) Чрез Ангелов вси и живые и воскресшие представятся пред судище: чрез Ангелов бо, как чрез жателей оных, соберет Христос от всюду людей, не понужде, но по власти, показывая себя быть Ангелов Господем. (3) Будет разделение праведных от неправедных, и обоим решение: нечестивых осудит по закону, назвав их проклятыми, которое проклятие обещано в законе. А благочестивых оправдит по Евангелию, назвав их благословенными, которое благословение дается чрез Христа. После чего тотчас последует определения исполнение. Идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный, и тако всегда с Господем будем.
И сюда то надлежат те в члене положенныя слова: Его же царствию не будет конца, которыя значат то, что Христос совершивши тот суд и осудивши нечестивых, поймет с Собою блаженных в Небесное Царство; где такому Его царствию конца не будет. Не так, чтобы Христос до тех пор не царствовал: царствовал в церкви на земли; но яко Царь мужественный, произращая церковь, защищая ю от врагов, делая их подножие ногам Своим: жезл силы послет ти Господь, и Господствуй посреде врагов твоих. И сему царствию есть конец: а тогда будет царствовать царством спокойным, успокоивши церковь в своем блаженстве, где блаженные едино почти со Христом ставши, не будут иметь ни печали, ни плача, ни воздыхания. И такому Христову царствию не будет конца.
Скажешь: Пишется (1 Кор. 15, 24), яко Христос предаст царство свое тогда Богу Отцу? Отвечаю: То царство, которым царствовал здесь в церкви: предаст же Его, то есть: представит церковь изрядно от Него управленную, и такое царство тогда не будет надобно.
Сего суда день будет последний в мире, и тогда будет скончание века; то есть, наступит вечность. Сего дня некаким образом ожидает самая нечувствительная тварь, как Рим. 8, 19, понеже когда еще церковь странствует на земли, телом обременившись; гладом, жаждею, болезньми, немощами озлобляется; и как сим человеческим недостаткам должна послужить тварь: то некоим образом тогож нещастия причащается; почему как бы ждет и воздыхает, чтоб по избавлении нашем и самой ей избавиться от работы тления. Сие твари избавление будет чрез огнь; когда, как Петр говорит, небеса жегома разорятся3. То есть, чрез огнь обновятся и в лучшее состояние приидут, земля же успокоится. Что тогда на земли сей будет, то не известно; а испытывать не можно, да и не пристойно.
Вопросишь: для чего надобно быть суду, уже из предъидущих поизъяснен: сего бо требует правда Божия, чтоб непокаряющиися Ему осудилися некогда; и милость Божия, чтоб тех, которые прибегают к ней, спасти во веки.
Вопросишь: Когда будет страшный суд?
Отвечаю: Будет суд при конце веков, или мира. Понеже три части пребывания сего мира, прежде закона, в законе, и в благодати. Сия третия часть называется конец мира, конец века, время последнее, последняя година (1 Иоан. 2, 18). Так можно сказать, что не будет столько времени между первым и вторым пришествием, сколько было от начала мира, до перваго пришествия. Нам последния сии дни достались; а наипаче, когда видим повседневно знамений имущих быть пред судом исполнение.
Первейшее знамение Христова пришествия, есть Антихристово пришествие: (2 Сол. гл. 2, ст. 3) да никто же вас прельстит, ни по единому же образу; яко аще не приидет отступление прежде, и откроется человек беззакония. И пр. чрез Антихриста разуметь можно всех тех, которые Христу противятся житием, а наипаче учением, или тех, которые позабыв все вооружаются на церковь и на Самаго Бога; Христианское учение станут стараться опровергнуть, и по своим похотям будут жить, кратко: тогда будет Антихристово время, когда вселенная отступит от веры, истинну Христианскую поправши, а своя лживыя и пагубныя предания за святое держать предаст; когда будет житие скверное, богомерское, когда вся почти земля превратится, никакой святости и следов не станет, любовь изъсякнет. Все сие как исполнится, то приидет Спаситель, и такия плевелы сожжет огнем. Сии Антихристы всегда были. Тайна бо беззакония издревле деется (2 Сол. 2, 7 и 1 Иоан. 2, 18).
Вопросишь: Для чего нам надобно знать о суде? Отвечаю: (1) Ради нашего утешения, чтоб знать, яко некогда сие наше состояние переменится. (2) Да удержим себя в страсе Божии, и должности своей (Лук. 21, 26. 2 Петр. 3, 12).
Вопросишь: Для чего день того суда от нас скрыт? Отвечаю: (1) Чтоб в нас действительнейшею зделать веру и надежду. (2) Чтоб не зная единаго дня, на всяк бы день готовы были. Бдите, яко невесте, когда Господь приидет4.
Вопросишь: Для чего суд так продолжает?
Отвечаю: (1) Чтоб избранных своих в церкви собрать. (2) Чтоб всем дать время на покаяние. И Господа нашего долготерпение, спасение непщуйте (2 Петр. гл. 3, ст.15).
Вопросишь: Что убо будет, верую во Иисуса Христа, паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца? Отвечаю: Несумненно надеюсь, что во свое время мой Спаситель приидет со славою боголепною, и учинивши со всею тварию суд, иных оправдит, а других осудит: где, уповаю крепко, яко и меня по своей благости от сих бед избавивши, вечно с Собою сподобит царствования.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра