Катихизис дватцать четвертый

КАТИХИЗИС ДВАТЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЙ
В НЕДЕЛЮ ФОМИНУ

Что я могу вам приличнее сказать, О светообразная церковная чада! как не то, что наш смерти победитель Христос, после славнаго Своего воскресения в нынешней самый день, собравшимся вкупе Своим ученикам сказал: мир вам, то есть, ученики и братия Моя! Аз есмь, не бойтеся: не смущайтеся, пришедшу Учителю и Родителю к вам: вы расточенныя овцы соберитеся; вот Я пастырь ваш: вы сей горницы двери от страха не запирайте, и Моих учеников в тесном сем месте не затворяйте; Я хочу чтоб сими одиннатцатьми учениками вселенныя наполнились концы, небесная бы их вещанием загремела твердь; да еще так, чтоб от них в веру уловленная земля былаб одне уста, одно сердце, одна душа; чтоб мир Божий превосходяй всяк ум в их водворился сердцах. И сие сказал Христос, как уже растерзавши смертныя узы, и мертвое свое одеяние оставив во гробе, в одеянии света и во славе Отчей, как надлежало единородному Сыну от Отца, явился своим ученикам: возрадовашася же ученицы, видевше Господа, священные пишут Евангелисты. Возрадовашася ученицы, взыграла Апостольская душа, подвигнулись простодушных учеников сердца, видевше Господа: безвременным исполняется стыдом отверженное Иудейское сонмище, торжествует церковь в малом числе учеников состоящая. Возрадовашася ученицы, видевше Господа. Какой, думаете, надобно быть радости Петровой, которой видев прежде Учителя своего страждуща, несказанно душею мучился, и о отвержении своем плакася горко: теперь нечаянно видит Христа и светла и благообразна, и лицем дивным светящася, как возрадовался Иоанн любимой Христов ученик, каким веселием наполнилось Мариино сердце, оружием печали прежде прободенное! Возрадовашася ученицы видевше Господа. Буря прошла, наступила тишина велия, как Христос победивши последняго врага смерть, с подобающим победителю торжеством произшел из гроба, показуя преясно, что дело нашего искупления совершил, и что Он к тому не умирает, смерть им к тому не обладает. И здесь-то прилично нам, которые страхом смерти чрез все житие повинни бехом работе, сказать: где твое, смерте, жало! где твоя, аде! победа. Твое жало, которым мы уязвлены были в смерть, Христовым крестом притупилося: Твоя победа от славы воскресения Христова помрачилася. Печально есть наше в Адаме падение; но светлейшее чрез Иисуса Христа востание: страшно нечто было сходить на муки не имущия конца; но пресладко со Христом восходить на небеса, в скинию оную нерукотворенную, в которую путь обновил нам первосвященник Христос завесою сиречь плотию своею. Якоже бо единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение: такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни. Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся. Господь близ. Не стыдится бо братию нарицати нас: понеже Он есть плоть от плоти нашея, и кость от костей наших. Почему крепкая нам есть надежда, что тленныя наши сии тела некогда имут прославитися так, чтоб быть им сообразными прославленному Христову телу: яко же бо о Адаме вси умирают; тако и о Христе вси оживут. При главе жив и член, с воскресшим Христом совоскресаю и я. Иде же аз есмь, говорит Христос, тамо и слуга мой будет1. Таково бо возношение заслужило нам крайнее Христово снисхождение. О Божия благость ум превосходящая! о премудрость ни каким языком неизглаголанная! разсуждаю Божию благость, и всею внутренностию к Искупителю своему подвигнуться принуждаюсь: разсуждаю о Божией премудрости, и такое таинство молчанием велит мне почитать истинна. Что сей благости превосходнейшее? И что сей премудрости чудеснейшее? Из самых челюстей адских нас исторгает, и сие благость; чрез ходатайство Сына своего, и сие премудрость. Мы, Слушатели, всего того причастны, нам все то предложено, что Христос ни заслужил, какая бы благость к роду человеческому чрез Его заслуги ни проистекала: так что своему Искупителю в благодарение принесем, или, истиннее сказать, что принесли? Что, ежели я вам скажу, Христос воскресе; вы мне, воистинну воскресе, не лживо и истинно сказать можетели? Понеже в том Христос воистинну не воскрес, которой в благословенныя сия дни в пиянстве себя погружал, роскошствовал, в блудодеянии осквернялся. В том Христос воистинну воскресе, которой принявши в мысль толикое благодетельство, от благости Божия нам даруемое, духом от радости волнуется, для того, что сердце для такой радости тесно находит: от чего то в слезы прорывается, то с слезами руки к верху взносит, и благодетеля благодарит, то в воскликновения возносится: поим Господеви, славно бо прославися: восклицает же то сердцем вопия: Авва Отче! то устами хвалу воздая Богу, яко избави душу его от смерти, очи его от слез, и ноги от поползновения. Но все сие так умеренно производит, что показав из вне некоторыя только радости знаки, а всея ея изобилие во внутренности сокрывает; почему он работает Господеви, но со страхом, и радуется Ему, но с трепетом. Мне, Слушатели, испытывать человеческия добродетели, или не исправности не возможно, мне, имея в пример милостиваго Господа, надобно на свою вечерю звать и достойных и недостойных, приимите и возмите награду и те, которыя уже в одиннатцатой час пришли. Сойдемся, братие, и в духовное нам брашно предложим паки Христа, первее страдавшаго, а теперь преславно воскресшаго: да не разленимся в сем духовном делании, которое человека благочестиваго повсечасно более возжигает. Так помолимся воскресшему Христу, чтоб нам, как некогда двум в Еммаус идущим ученикам, отверз ум разумети писания, по которым как научились о страдании Христовом, так бы научиться и о воскресении Его.

Поелику уже четвертой член, как и сколько надобно было, окончили; следует теперь толкованием коснуться пятаго члена.

Вопросишь: Как читается пятый член веры?

Отвечаю: И воскресшаго в третий день по писаниям.

Вопросишь: Что в себе сей член содержит?

Отвечаю: То, что Христос по истинной своей смерти и по погребении в третий день, по телу, которым страдал, умер, и погребся, истинно воскрес, то есть, по возвращении души к телу, принявши славу, юже имел прежде, неже мир бысть, истинно представил себя живым, как пред учениками, так и пред другими многими.

До сих пор со третьяго члена говорили мы о умалении Христовом: теперь следует говорить о Его славе, которую возымел воскресши от мертвых: не так, чтоб ее тогда не имел, но для того, что принятием рабия образа и умалением крайним оную сокровенну имел, как бы солнце облаками (Рим. 6). 10. И сему умалению Ходатаеву не должно всегда быть, но довольно единожды пострадать и умереть: а действию Его и силе в соблюдении благодеяний вечно пребывать надобно.

Что Христос воскрес, то у верных ни мало не сумнительно; неверныя же хотя верят, что Христос умер, но не верят, что воскрес от мертвых. Мы их в сем не иначе можем уверить, разве поступая с ними, как надлежит с обращающимися к Христианству. А верных, довольно удостоверят свидетельства из Священнаго Писания, которыя везде почти разсеяны. (Деян. гл. 2, ст. 32). Сего Иисуса воскреси Бог; ему же вси мы есмы свидетели. (1 Кор. гл. 15, ст. 20). Христос воста от мертвых начаток умершим бысть: аще же Христос не воста, всуе убо проповедание наше; тща же и вера ваша, еще есте во гресех ваших. (1 Кор. гл. 15, ст. 14, 17). И аще в животе сем точию уповаем во Христа, окаяннейшии всех человек есмы.

Вопросишь: Как Христос воскрес?

Отвечаю: (I) Истинно воскрес, а не привидением, то есть, истинно душа к телу возвратилася, и истинно из гроба изшел; сие явственно из того, что когда при явлении Его ученикам, подумали они привидение быть; то Христос обличивши их за то, Своим телом, на котором были еще язвы мучительныя, доказал, что Он Сам есть тот, которой и умер: и сие рек, показа им руце и нозе (Лук. гл. 24, ст. 40). [II.] Воскресло тоеж лице, тот же Иисус Христос, которой умер, и по естеству тому, по которому и страдал, т. е. по человеческому, и по истинному, в том же существе состоящему, и при тех же свойствах; только прославленному, от всяких немощей избавившемуся: (Лук. гл. 24, ст. 39) видите руце и нозе мои, яко аз сам есмь: (Рим. гл. 6, ст. 9) ведяще, яко Христос воста от мертвых, к тому уже не умирает, смерть им к тому не обладает: (2 Кор. гл. 5, ст. 16) тем же мы отныне ниединаго вемы по плоти: аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне к тому не разумеем. [III.] Воскрес своею властию и силою, то есть, сам отогнал от себя смерть, оживил тело мертвое, и возвратил себе житие блаженное и прославленное, по Божественной Своей силе (Иоан. 2, 19. 10. 18. 5. 21).

Скажешь: На многих местах говорится, что Бог Отец воскресил Его из мертвых (Деян. 2, 32. Рим. 8, 11).

Отвечаю: Бог Отец воскресил только так, что не выключая и лице Сыновне, Егоже сила обща есть со Отцем. Почему на многих местах так говорится, что и Сам Себя воскресил. (Рим. гл. 14, ст. 9). И на сие умре, воскресе, и оживе, и пр. Якоже бо Отец творит, сия и Сын такожде творит (Иоан. гл. 5, ст. 19). А что по большой части сказуется Христос воскрешен быти от Отца; то для того, что здесь под именем Христа разумеется человеческое Христово естество, которое будучи умерщвлено и погребено, требовало, чтоб от Бога воздвигнуто было: и так, понеже второе С. Троицы лице самое было то Ходатаево лице, то изрядно Христос сказуется воскрешен быти от Отца; понеже, как Христос умирая предал душу Свою Богу Отцу: так праведно в воскресении Своем оную приемлет от Отца, и воскресает. Кратко: Христос воскрес по общей святейшия Троицы силе; только собственно и прилично должно сие приписуемо быть Отцу. (IV.) В третий день воскрес: сии три дни не были полныя, но два дни полныя; а третий день только начался; понеже Христос воскрес в утро после субботы; почему изрядно говорим, что Христос воскрес в третий день. А что негде говорится, Христу надлежало в земли быть три дни и три нощи, по силе проображения Ионина: то здесь не должно разуметь три дни совершенно прошедшия; но два дни, а третий наступивший, которой третий полагается за целыя сутки, взята будучи часть за целое: наприм. говорится, создал Бог человека в день шестый; да не во весь день создал, а сие разумение Сам подтверждает Христос, когда на многих местах говорит: что в третий а не в четвертый день воскреснет.

Воскрес Христос в третий день, по писаниям: под именем которых разумеются все пророческия предречения, и проображения, по силе которых Христу в третий день воскреснуть надлежало. И так, что Христос воскрес в третий день: то прилично было, (1) чтоб исполнить и пророчества и проображения; какое было Ионино: (2) дабы известны были о истинней Его смерти, (3) для того, что прилично было Ему умерши в пятницу воскреснуть в следующий по субботе день: понеже суббота, был определенной от Бога день, в которой как Сам Бог от Своих дел опочил, так повелел и человеку упокоением от всякой работы оную почитать: которое узаконение много в себе имело духовнаго: понеже телесным тем от работы упокоением, проображено было души нашей упокоение от грехов и от той работы, которою мы служили диаволу и греху: а понеже таковаго покоя датель есть един Христос, и Он, пришедши на землю, и совершивши наше спасение, покой душевный нам возвратил: то Христос для сего изволил воскреснуть в следующий по субботе день, показуя, что уже совершилось то, что субботою проображаемо было. И отсюду-то праздник Христианский неделя, в честь Христова воскресения, нам истинной покой даровавшаго.

Вопросишь: Для чего Христос воскрес?

Отвечаю: Вопервых для того, чтоб показать, что Он есть Сын Божий, истинный Бог, который и самую смерть победить может: понеже от самаго того времени, как родился, от всех почти за простаго человека почитаем был, для онаго рабия образа, которой ради нашего спасения принял: а как сему Христову умалению всегда пребывать не надлежало; [надобно бо было понесши наша за нас, некогда нам и свое дать:] то для сего всячески, по смерти, Христос и воскрес, чтоб показать, что он только на время оное умаление принял; что и зделалось, как скоро после смерти востал силою, единому Богу приличествующею: и отсюду Павел говорит (Рим. 1, 4) Иисус Христос показал себя Сыном Божиим. Так же здесь то прошение исполнилось, которым просил Он от Отца себе прославления (Иоан. 17, 1). Вовторых: что Он есть Сам воскресение и живот (Иоан. 11, 25), а самому животу умереть совсем не льзя. Он был в себе праведный человек, и за наши грехи смертию удовлетворил; почему не было причины ему держану быть от смерти: еже бо умре, греху умре единою и пр. (Рим. гл. 6, ст. 10). Ещеж Он есть наш Ходатай, которому надобно пребывать во веки: и царствию Его не будет конца: (Лук. гл. 1, ст. 33) ты еси Священник во век: (Евр. гл. 5, ст. 6). А сие для того, что Ходатаю нашему не довольно за нас умереть, но еще и благодеяния смертию тою приобретенныя всегда церкви своей подавать, то есть, правду, Духа Святаго, и живот вечный: до Ходатая бо надлежит, и заслужить и подать: но каким же образом все то праведно быть могло, ежели бы Он не воскрес? В третиих: для нашего оправдания: предан бысть за прегрешения наша, и воста за оправдание наше (Рим. гл. 4, ст. 25). Воскресение бо Христово делает, чтоб смерть Христова свое в нас имела действие. Понеже когда Христос воскрес, то известны бываем, что Он совершенно за наши грехи удовлетворил; иначе и един бы грех Его в смерти удержал. В такую бо темницу ввержен был, из которой не был бы выпущен, ежели бы и последний не заплатил кондрант? но изшел: так видно, что все заплатил, и по сему воскрес: воскресши благодеяния Своя к нам прилагает, и седши одесную Бога Отца, вечно за нас ходатайствует. И так, понеже воскрес, то известны бываем, не только, что заслужил, но что еще заслуженное может и подать: воста за оправдание наше, то есть, ради того, чтоб подать и приложить нам правду. И до сего надлежит, что Павел говорит: аще Христос не воста, всуе проповедь наша и пр. (1 Кор. гл. 15, ст. 14). В четвертых: для того воскрес: чтоб и наши тела в последний день воскресить, и всех благодеяний, царства и славы своея причастниками зделать (Иоан. 11, 25 и 14, 3. 1 Кор. 15, 21. Рим. 8, 11) понеже: (1) Христос глава наша, мы Его члены: надлежит убо до славы главы, чтоб и члены Его славны были. Иначе была бы глава без членов: Царь без царства: (2) ежели Христос воскрес; истребил грех наш: то и смерть. (3) Как первый Адам получил от Бога вся благая как себе так и нам всем, и их погубил как сам так и для всех: так Христос вторый Адам взял живот и славу для Себя и для нас, того ради живот и вся благая нам сообщит. Кратко: понеже Христос воскрес, то показал себя Сыном Божиим, и зделал, чтоб мы веровали, чрез Него быть оправданны, и чтоб надеялися будущаго в славу воскресения. Для сих убо вин Христу надобно было воскреснуть, то есть, чтоб душа Его с телом паки совокупилася. Воскресение бо ничто иное есть, как того же тела с тою же душею совокупление.

Вопросишь: Понеже Символ объявляет, что Христос воскрес в третий день по писаниям; что свидетельствует и Павел (1 Кор. 15, 4) то, где те в писаниях места, в которых предсказано воскреснуть Христу в третий день?

Отвечаю: Под именем Писания здесь должно разуметь не только пророческия о Христовом воскресении предсказания; но и проображения, Христово воскресение чувствительным некоторым образом представившия. Свидетельства из писания наипаче суть сии (1) (Быт. гл. 49, ст. 9). Скимен львов Иуда, от леторасли, Сыне мой, возшел еси: возлег, уснул еси, яко лев, и яко скимен, кто возбудит его? Здесь говорится о Христе, и имянно о Его силе, по которой Он уподобляется сильному льву, которой на свою силу надеяся спит, не опасаяся, чтоб криком других испужан был: почему столько спит, сколько ему надобно: а другия безсильнейшия звери опасаются на яву спать, но сокрываются в норах, чтоб во время сна от сильнейшаго зверя не пожерты были. Христос, будучи Бог и человек, безопасно умирает, и не опасается от смерти задержан быть: почему столько опочивал во гробе, сколько ему было надобно: а мы имея смерть сильнейшую нас, всегда имели страх от нея, чтоб на веки ею удержаны были. И для сегож Давид говорит: что воста Христос, яко спя, [яко от сна] яко силен и шумен от вина, и сие первое: (2) (Псал. 15, 10), что в деяниях приводится от Петра 2, 27. (3) (Исаии 53, 11) и хощет Господь рукою своею отъяти болезнь от души его, явити ему свет: и пр. (4) (Осии 6, 3) исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем, и живи будем. (5) Все те места, в которых говорится, что Христос церковь никогда не оставит, вечно в ней будет царствовать. Еще Матф. 12, 21 из Исаии. Также не мало было и проображений сие воскресение его показывающих.

Первое знатнейшее было на Ионе, которой в ките бывши, в третий день от него изблеван был, как часто Спаситель упоминает сие (Матф. 12, 40) ради Иудеев, которые с лестию приходя, просили от Него знамения с небеси, чтоб можно было потому как нибудь оклеветать. Христос отказывается такое негодное желание исполнить; сказуя, что довольно уже было знамений, из которых Его, не по своей злобе, могли бы познать; почему обещается дать знамение, но такое, которое более будет служить к их обличению, когда воскреснет силою своею в третий день. Между Ионою и Христом такое было подобие: Иона послан был проповедать покаяние Ниневии; Христос всему миру: Иона своевольно ввергается в море, чтоб утолить волнование; Христос также предал Себя за всех на смерть: Иона от кита поглощается, и держится чрез три дни; Христос, во гробе опочив, в третий день воскресает.

Второе было то, что Адам, от наведеннаго сна возбудившись, обретает при себе жену, и узнает, что она взята из плоти его: (Быт. 2, 21) так вторый Адам проснувшись от сна смертнаго, обретает при себе церковь, которая есть тело Его.

Третие было на Исааке, нечаянно от ножа отча похищенном (Быт. 21, 12).

Четвертое было на Иосифе, из рва изведенном и потом прославльшемся (Быт. 41, 14) и прочия.

Вопросишь: Каким образом воскресение Христово учинилось?

Отвечаю: Таким образом: некоторыя благочестивыя жены, видевше, как и где Христос погребен был, возвратились домой, и уготовили Ароматы, которымиб Его помазать. Сие, понеже делалось уже в вечеру поздо, то в тот день не могли оне того исполнить; а в следующий день, как бы великаго праздника, так же ничего делать не можно было; то с превеликим желанием ожидавши дня, которой по субботе следовал, весьма рано побежали на гроб, чтоб последнюю своему любимому Учителю отдать почесть. Тут идя жалеют, что не возможно им будет камня онаго отвалить. Но пришедше увидели отвален камень; не ведая же произшествия, ниже обретше телесе Господа Иисуса бежат назад к Петру и Иоанну, говоря: яко взяша Господа от гроба. Апостоли тотчас текут к гробу, и находят там одни только ризы и сударь. Чему так же удивляясь с сумнением возвратились. Мария Магдалина и прочия пришедше опять ко гробу, плачут: но вдруг усматривают двух Ангелов в блещащихся ризах, которые им объявляют, что Христос воскрес, и оне бы Его между мертвыми не искали, но возвестили бы сие и ученикам. Устрашенны видением и купно обрадованы вестию паки текут скоро к ученикам: но на пути встретил их Господь говоря: радуйтеся. Они увидевше Его припадают к Его ногам, и хотят Ему служить, как и прежде смерти; радуяся только, что Он оживши опять с ними станет жить: но Христос говорит начальной из тех жен Марии: не прикасайся мне, то есть, со мною прежняго обращения не будешь иметь: и повелевает сиеж возвестить ученикам. Они идут: идущим же им, приходят и стоявшие при гробе воины к Архиереем, и возвещают вся бывшая. Архиерее, видя находящую беду, довольно денег им давши, научают сказать, что Он украден нощию от учеников: но не могли зделать, чтоб сие Божие дело совсем скрыто было.

Жены убо те нашедши учеников, возвещают им о воскресшем Христе: но ученики безвременным неверствием одержимы, их весть за лживую почитают.

В тот же самой день два ученика шли в некоторое место, называемое Еммаус, и в шествии своем разговаривали о Иисусе, дивясь, что такой муж по обещанию своему в третий день не востает. В сию их беседу нечаянно взошел Иисус, котораго они за простаго путешественника почетши удивлялись, что Он того не знает, что зделалось в Иерусалиме. Но Христос обличивши их к вере косное сердце, приводит им свидетельства изовсего Ветхаго Завета, которыми предсказано как о смерти, так и о воскресении Мессиином. Между тем, пришед в оное место, возлегли по обыкновению на вечери. Христос, приняв хлеб, благодарение воздал Отцу Своему, и как преломивши начал делить им, то в ту самую минуту они узнают Его; но Он невидим стал: после чего от радости, не зная что делать, побежали к прочим ученикам, и возвестили им то, что видели. Но скоро по сем, в тот же самой день в вечеру, когда все ученики вместе в Галилейской горе собраны были, Христос явился им; говоря, мир вам. Они от сего приятнаго приветствия во смущение пришли и устрашились, думая привидение быть; а наипаче для того, что взошел нечаянно, и когда двери были заперты. Христос кроткое давши им обличение, еще, хотя показать, что Он Сам есть, обнажает Свои и ноги и руки, на которых гвоздинныя язвы были, и еще для удостоверенияж, что Он не дух, нечто из пищей вкушает: притом не преминул, им несколько из Ветхаго Завета и свидетельств привесть. Чем как их неверствие преломил, и привел в уверение свое; то опять говорит: мир вам: и якоже посла Мя Отец; так и Я теперь, по данней уже Мне власти на небеси и на земли, посылаю вас, и определяю вас Апостолами, чтоб вы шедши, во всю вселенную, проповедовали Евангелие, что только в единаго Меня вера спасает, неверствие погубляет; хотящаго же приступить к Евангелию крещением прежде очистите, предлагая ему веру в единаго Бога, в Тройце лиц почитаемаго. Между тем, понеже их определял на такое великое звание, дал им довольное на то подкрепление: дунув бо на них сказал: приимите дух свят: то есть, такую духа благодать, по которой вы, как бы некия боги, возможете вселенную и вязать и решить. И сие первое Христово к ученикам Своим явление.

Потом, понеже Фома в сие время не был, а Апостольским речам не верил, то Христос паки в восьмой день ученикам является и в той же горнице, и также при заперти дверей, и обычное слово сказав, мир вам, приступает к Фоме, и показывает ему и руки и ноги гвоздьми уязвленныя, и ребро прободеное. Фома уверивши сему, с удивлением возопил, называя Его истинным своим и Богом и Господем.

Напоследок паки явился Христос по утру ученикам рыбу ловящим; они Его и здесь не познали: но как Христос приказал им закинуть мрежи, и они премножество уловили рыб, то первее Иоанн узнавши сказал Петру: Господь есть. Петр стыдясь, тотчас рубашкою, вместо того, чтоб ее надеть, опоясался и кинулся в воду, а Христос для большаго удостоверения, приказал обед зделать. Во время обеда вопрошает Петра, требует от него к Себе любви, котораяб была свидетельством изряднаго душ Пастыря; Петр охотно обещается: Христос вручает ему, а в лице его всем пастырям церковь. И сие было третие явление. Такия явления продолжались чрез сорок дней, при которых, и ина многа знамения сотворил, но для их множества не могли написаны быть в книгах Евангелистов. О прочем в будущую неделю.

Вопросишь: Так что будет, веровать во Христа воскресшаго в третий день по писаниям?

Отвечаю: Веровать (1) что Христос истинно тую душу в тело возвратил, и тоеж тело ожило, но прославленное, и немощей свободившееся, потому, как Бог прежде век определил, и чрез пророков давно предсказал: (2) веровать: то есть, крепко надеяться, что мы всякое добро можем чрез Христа получить, и что Он нас некогда воскресит, и снаследниками своего царствия зделает.

И сего довольно.

Теперь, чему бы отсюду научиться, посмотрим.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.