Катихизис дватцать третий

КАТИХИЗИС
ДВАТЦАТЬ ТРЕТИЙ

Прежде нежели к нашему Катихизису приступим, хотел бы я знать, с таким ли всяк сюда приходит намерением, какое взыскуется от человека Христианина, к слушанию слова Божия приходящаго, и спасение свое за последний конец предполагающаго; или безразсудным неким восторгом будучи побужден, и слепым как бы водим случаем сюда приходит не для того, чтоб послушать и научиться тому, чего в свете дражайшаго нет, и что едва с трудностию инде можно найти. Многия, мне кажется, приходят сюда, чтоб только послушать, а не чтоб научиться. Но какоеж тут вещей превращение! и как они доброе наше намерение отводят далеко! Так мы для таких принуждены будем молчать, усматривая, что нам нет дороги по которой бы до желаннаго достигнуть конца. Ибо для таких сколько бы мы ни говорили, только не возможем их уверить в том, что сие мое и ваше учение есть такое, которое Христианину неотменно надобно, не хотящему быть Христианином не надобно. Мы сим их столько движем, сколько надобно таких, которыя наше учение за нечто презренное и приличное отрокам и простому народу наставление почитают, а своими учительми едва и Ангелов быть удостоили бы. Что делать с такими, Слушатели? одебеле бо сердце людей сих, ушами своими тяжко слышат, и очи свои сжимают, да не когда узрят очима, и ушами услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся и исцелени будут. Я говорю про таких, которые, зная несколько мирских наук, сей нашей священной науки и единаго не разумеют члена: однако здесь нашего собрания и богоугоднаго и душеспасительнаго стыдятся и презирают и безразсудно гордятся. Так здесь, Слушатели, не Христовы ли обновляются чудеса? Сей наш небесный Учитель когда присутствовал на земли и спасительную свою сеял проповедь: то вы знаете сами, какия на Его учение собирались слушатели, и которыя тем возгнушались? Архиереи Иудейские, разширяя своих воскрилие риз, лучше захотели убить сего Учителя, нежели чтоб показать, будто и они что нибудь не знают. Народное старейшинство, на свою безумную седину надеяся, думали, что они столько лет живя, не имеют уже чему учиться. Честное благородство, по природному своему высокомерию, за безчестие себе вменяли, ежели бы от того повидимому не благороднаго человека стали наставления просить. А прочий народ, которой ничего такого о себе не предпринимал, и имея ничем не занятую душу, охотно притекали к Христу, сидели при сем источнике небесных таинств, слышанием уши свои наполняли, неразлучно Его держались стоп: почему столько их лучшими зделались, сколько лучше быть угодным Богу; нежели человекам. Вы, Слушатели, которых я охоте дивясь о непременности тоя молю, имеете изрядной случай, по которому Богу благодарить одолжаетеся. Их падением, надобно так нам говорить с Павлом, спасение нам, отломишася ветьви, да аз прицеплюся. Вам Господь Иисус Христос, как некогда не многим Своим ученикам, говорит: не бойся малое стадо; зане Отец благоволи вам дати царство. Приимите от меня проповедуемаго Христа, и тою песнию, благословен грядый во имя Господне, стречайте Его. Только представлю я вам Его не на осляти едуща, но со креста во гроб по толиких страданиях опочить идущаго. О когда бы и наши души изволил в жилище себе. И так да отрыгнут уста моя слово благо: уши же ваши да услышат глагол благовествующий.

В прошедшую неделю, довольно, сколько можно было, сказавши о страдании и о смерти Искупителя нашего, обещались мы и то доказать, чтобы до того учения надлежало; так теперь, хотя то исполнить, заметим, что слово положенное на конце пятаго члена, а именно сие: по писаниям, надлежит не только до пятаго, но и до сего четвертаго члена, и показывает, что Христос сколько ни страдал, и как ни страдал, что распят был, что погребен и воскрес, то так, как уже в предвечном совете Отчем определено было, и как то определение давно уже чрез Пророков предсказано было (Деян. 4, 28. Лук. 24, 26) то из сего такой выходит

Вопрос: Где в писаниях пророческих предсказано, что надобно Христу пострадать и умереть?

Отвечаю: На многих местах: вот из многих некоторыя: Быт. 3. 15. 22. 18. 49. 10. 4. Моис. 21, 9. Псал. 21 и Псал. 68. Исаии 50, 6; 53, 3. Даниил. 9, 26 и пр. и Деян. 4, 28, которыя и в прошедшем Катихизисе нами были упомянуты. Здесь надобно воспомянуть и то, что сия спасительная миру страсть не только предсказана была чрез Пророков, но и проображена чрез некоторыя чувственныя вещи и обряды Христово страдание представляющия. Между тем вообще зная, что проображение есть знак чего нибудь будущаго, или имущую быть вещь с ея околичностями сколько нибудь представляющий,

Вопрос: Какия были в Ветхом Завете проображения или Типы, Христову страсть, смерть и силу прообразующия?

Отвечаю: Следующия: Первое знатнейшее проображение было Иудейская Пасха и первейшее их таинство, на место котораго наступила у нас преславная Евхаристиа. Сия Пасха точным почти была Христа на кресте в жертву Себе принесшаго представлением: почему Апостол (1 Кор. 5, 7) Христа называет Пасхою.

Пасха Иудейская есть празднственное агнца ядение, от Бога Израильтянам чрез Моисея преданное. Уставлена была сия Пасха в то самое время, как Бог умилосердившись на Израильтян жестокою работою от Египтян угнетаемых, по многом Египтянам наводимом мучении восхотел последнею уязвить казнию, то есть, избиением всякаго первороднаго, а их таким образом избавить от тоя Египетския железныя печи (Исх. 12, 12).

Определения сей Пасхи два полагаются конца: (1) чтоб кровь пасхальнаго закланнаго агнца на дверьных подвоях и порогах помазанная служила к тому, дабы убивающая Божия рука, умерщвляя всех первородных Египетских, проходила те домы, которыя кровию означены были (Исх. 12, 22). И будет кровь вам в знамение на домех, в них же вы будете тамо: и узрю кровь, и покрыю вы, и не будет в вас язвы, еже погибнути, егда поражу землю Египетскую. (2) Чтоб тая Пасха, по изшествии из Египта, была воспоминовением чуднаго того Ангелова прохождения, и спасительнаго из Египта избавления; почему повсягодно праздновать оную им повелено (Исх. гл. 12, ст. 14). И будет вам день сей в память, и празднуйте той праздник Господу во вся роды ваша: законно, вечно празднуйте Его.

Празднование той Пасхи таким образом происходило: агнец или младый овен однолетный, непорочный должен взят быть из стада, не только в котором овцы, но в котором и козлы, в десятый день перваго месяца Нисан; сохранен же будучи чрез четыре дни, в вечеру 14 дня должен заклан быть: и отсуду кровию надобно было покропить четыре вкруг дверей бревна, самаго же агнца всего без сокрушения кости испекши огнем есть и то спеша, при употреблении хлебов пресных и горьких трав; а ядя стояли бы подпоясавшися по чреслам своим, обувшись и опершись на жезлы. Сие приказано Иудеем, чтоб всякая семья, на одно место сошедшись, праздновали вкупе: пришлаго иноплеменника не позволено было допускать, разве ежели прежде обрежется (Исх. 12, 18–48). Сия Пасха, не льзя сказать, недивясь Божией премудрости, как точно представляла и человеческое осуждение и Божие искупление и Христовой жертвы силу и церкве устроение, и каким образом Христианину поступать надобно и проч.

Сие все как прообразующее сравним с вещию прообразуемою, то узрим великое в том таинство.

Египет, разумей ад: чрез фараона, мучителя диавола и грех: чрез мучения наводимыя от Египтян разумеются нам грешным различныя и тяжкия по падении наступившия казни. От такого мучения никому не можно было избавить, как только тому, которому не возможно ничтоже. Здесь понеже искупление наше от такой смерти зделалось чрез пролитие крови Христовой, то сие подлинно означилось на агнце Иудейском.

(1) Агнец от стада: Христос истинный человек. (2) Чистый и непорочный: Христос без греха: (Исаии 53), (3) должен заклан и испечен быть: Христос пострадал и умер (1 Кор. 5, 7), (4) без сокрушения костей: подобно и Христос (Иоан. 19, 33). (5) По вечеру: наконец веков (Гал. 4, 4 и Евр. 9), (6) должны быть кроплены Его кровию двери: Христово удовлетворение нам долженствует вменено быть (Рим. 3). (7) Дабы мимо проходил убиватель: да избавимся вечныя смерти (Евр. 2). (8) Чтоб ядóм был, да и то во всяких фамилиях: усвоение Христовых заслуг всякому чрез веру (Иоан. 6) (9) весь: по всем членам веры (2 Тим. 3) (10) без кваса: без скверности греховныя (1 Кор. 5). (11) С травами горькими: с несением терпеливно креста (Матф. 10, 22). (12) Спеша и наподобие прохожих: с рачением к совершеннейшему успеху, и нетерпеливным ожиданием небеснаго отечества (Матф. 13. Евр. 13). (13) есть одним обрезанным: одним отрожденным, и имущим от злобы обрезанная сердца (Иоан. 6. Евр. 13. 1 Кор. 11) (14) стоя, препоясавшися и обувшеся, и опершися на жезлы: что пребывание в вере и добрых делах; охоту к исполнению закона Божия, от злаго пути опасение, и утверждение упования на слове Божием, прекрасно означает (Ефес. 6, 14).

Еще точно сюда приходят и те два Пасхи конца: Христос бо наша Пасха пожреся подлинно для того, чтоб от убивающей Божией руки и на смерть осуждающей избавить человека того, которой бы кровь Его, то есть, заслуги Его верою истинною к себе прилагал (Рим. 3. Гал. 3), к томуж, уставленная от Христа священная Евхаристиа ничто иное есть, как от Бога Христианину преданный праздник, в которой воспоминание творил бы Христовой смерти, его от смерти вечной искупившей, и сие творя на лучшее поступал бы (1 Кор. 11). Сия Пасха окончилась, как Христос в последний раз пред смертию оную отпраздновал, на место ея уставив таинство Евхаристии; совершил же тую Пасху, когда себя на кресте принес. И сие есть первое и знатнейшее проображение.

Второе. Проображение было медная на столпе повешенная змия (Числ. 21, 9). О сем говорит сам Христ. (Иоан. 3, 14) между змиею медною повешенною, и Христом распятым, изрядное было сходство: (1) Иудеи прошедше море в пустыню пришли, где надобно было им от змиев умирать: нас по крещении, как и Христа, различныя окружают искушения и гонения. (2) Иудее смотря на змию от угрызения оживали: мы взирая на распятаго на кресте Христа, от искушений облегчаемся, от грехов избавляемся. (3) Змия на древе: Христос на кресте: (4) змия будучи медная не имела яда: Христос будучи Бог и человек не имел греха: (5) змия угрызение змиев исцеляла: Человек Христос нас человеков избавляет (Числ. 21, 9).

Третие. Проображение было распростертие Моисеовых рук на горе, от чего Израильтяне могли лютаго Амалика победить (Исх. 17, 11) еще камень водоточащий, таже гл. 1 Кор. 10.

Четвертое. Было возношение от Авраама сына своего Исаака на жертву на горе (Быт. 22).

Пятое. Были все ветхозаконныя священническия обряды, различныя различных животных на жертву приношения, заклания, кропления, и чрез то грехов отпущения; как содержится во всей книге Левитстей. Все сие было проображением Христовой смерти, чрез которую одну все мы спасение получаем, как пишется (Евр. 9, 22–23). Сии все проображения за тем уставлены были от Бога, чтоб всегда людем не без известно было Христово искупление, в познание котораго чрез те знаки приходя веровали бы в грядущаго Ходатая, и чрез него бы спасение искали.

Вопросишь: За всех ли Христос умер?

Отвечаю: За всех: что свидетельствует С. Писание (1 Иоан. 2, 2. Евр. 2, 9. 2 Кор. 5, 15. 1 Тим. 2, 6) давый себе избавление за всех.

Скажешь: Так для чего на многих же местах говорится, что Христос умер за многих, за избранных, за церковь: (Иоан. 17, 9. Матф. 20, 28 и гл. 15, 24. Матф. 1, 21. Матф. 26, 28) кровь Моя Новаго Завета, яже за вы [по Луке] и за многия изливаемая во оставление грехов (Евр. гл. 9, ст. 28. Ефес. гл. 5, ст. 25).

Отвечаю: Христос за всех и не за всех умер, по различному разсуждению: за всех потому, что Его смерть сама по себе так сильна и важна, что всех людей, или хотяб и еще несколько миров было, могла спасти: не за всех же потому, что сия смерть хотя всем спасительна, но тем всем, которыя верою сердечною тую смерть к себе прилагают, и чрез Христа спастись хотят. А понеже есть, которые не веруют, и Христа не принимают по своей злобе: для того смерть Христова хотя сама по себе и совершенна, но своей действительности в таких грешниках не получает. Почему Христос только за тех умер, т. е. смерть Христова тем только пользует, которые во Христа сердечно веруют. Веруяй в Сына Божия имать живот вечный (Иоан. гл. 3. ст. 36).

Вопросишь: Что убо теперь будет: верую во Иисуса Христа распятаго за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и пр?

Отвечаю: Веровать во Иисуса Христа распятаго за ны и пр. и страдавша есть, во первых за истинное, не лживое, несумненное почитать и признавать, что Христос наш Ходатай пострадал, то есть, еще от самаго рождения начала всякаго рода бедности претерпел; наипаче в последнее жизни своей время при Понтийскаго Пилата суде все, какияб ни были, наижесточайшия мучения и телом и душею претерпел, и страшный Божий гнев выдержал самою безчестною умерши смертию, чтоб удовлетворить за грехи всего мира, и умилостивить Божий гнев на людей. Во вторых верую, то есть, все упование мое возлагаю на страсть и смерть Искупителя моего: я надежно в сердце заключаю, что Иисус Христос что ни страдал, то для меня страдал, что Он Своею смертию за мои грехи удовлетворил, и ставши за меня клятва от клятвы свободил, заслужил мне на всегда отпущение грехов, благодать Святаго Духа, и живот вечный: почему я в сердце моем говорю, чтоб мне живучи здесь, своих грехов отпущения чрез Него искать, и живота вечнаго чрез Негож надеяться. Здесь хочу я, чтоб всяк удобно мог найти, где в С. Писании, о силе Христовой смерти, пишется; то те места означаю: для того, что и С. Апостоли не о другом чем писали, и нам не другое что пред глазами должно иметь, как смерть Христову. Сие читатель может найти наипаче в Павловых посланиях, а имянно: Рим. гл. 3, 21 и гл. 5 и 8, все к Галатом послание почти все: и к Ефес. 1, 2 и третия глава: к Кол. 1 и 2 глава, ко Евр. 2, 5, 7, 8, 9 и 10 и так протолковавши слова: страдавша, и распятаго: поговорим и о погребении Христовом.

Вопросишь: Для чего Христос еще и погребен был?

Отвечаю: (1) Для того, дабы засвидетельствовать, что Он истинно умер: по тому что не живыя, но истинно мертвыя погребаются (Деян. 13, 29. Матф. 27, 59–60). Почему из Его погребения известны бываем о истинной Его смерти; из смерти же о истинном нашем искуплении: понеже в Его смерти, которыя свидетельство есть погребение, состоит наше спасение. (2) Чтоб последнюю своего страдания часть принять: понеже и погребение была некая наказания и безчестия часть, которую мы заслужили по оному: земля еси, и в землю пойдеши. (3) Захотел погребен быть, чтоб мы не устрашились гробов, но знали бы, что Он Своим погребением наши гробы освятил, и зделал, чтоб они уже нам не были гробы, но спокойныя на время ложа, пока потом силою воскресшаго из гроба, изыдем из них в живот вечный.

Здесь может разрешен быть тот вопрос, которым спрашивается; для чего бы мы умирали, когда Христос уже за нас умер?

Отвечаю: Христос умерши избавил нас от вечныя смерти, которую нам как вечную не возможно бы снести. А сия временная смерть не есть за наши грехи удовлетворение, но конечное греха уничтожение, и прехождение в вечный живот. И так, когда нам некогда надобно будет умереть: то сие определено для того, чтоб нашу испытать веру и доброе в ней пребывание: понеже, ежели бы тотчас по оправдании мы зделались блаженными, то не известно бы было большее одного пред другим желание и подвиги: к томуж и для того, чтоб мы всю жизнь со грехами боровшися имели бы и конец той борьбы и надежду награждения за наши подвиги: а сие окончим чрез смерть, когда всех немощей и всех противностей лишившись вечнаго сподобимся живота, плоть же наша посеянная с тлением и с безчестием востанет в нетлении и славе.

Вопросишь: Каким образом погребение Христово отправлялось?

Отвечаю: Таким образом: в вечер пятницы, скоро по умертвии, был некоторой человек знатной и богатой из града Аримафея скрытный ученик Христов, понеже боялся Иудеев явно так про себя исповедать; тот последнюю достодолжную хотя Учителю своему отдать честь, приходит, надеясь на свою знатность, к Пилату и просит, чтоб ему дано было на погребение тело Иисусово, сокровище, которое всего мира было дражае. Пилат, много дивившись, что так скоро умер, отдает ему тело. Радуется душею Иосиф, живоносное тело испросив, течет ко кресту, извлекает мучительныя те из рук и ног гвозди; пристает к сему Богоугодному делу другой благочестивой человек Никодим, благоговейно оба около того служат тела, честное готовят погребение; мажут все тело богатыми ароматами; обвивают Его в чистую плащаницу или одеяло; кладут в новой из камени изсеченной гроб, которой гроб близко был того места, на котором распялся, и для близости, чтоб не умешкав в том месте погребсти, погребают; а гроб, понеже по обычаю тогдашнему не осыпаны были они землею, но в подземельных вертепах хранены были; то в таком вертепе положивши гроб Иосиф и Никодим, великий в проходе в тот заклеп привалили камень. Иудеи в субботу поутру и праздником не удержавшись, но совестию мучими, приходят к Пилату и просят, чтоб приказал запечатать гроб, и приставить кустодию, то есть, стражу, до третьяго дня. Пилат, по промыслу Божию, повелевает и запечатать, и приставить несколько воинов, чтоб таким образом и славнейшее и достовернейшее было Христово воскресение. Что и зделано. И так сим толкованием совершенно окончан четвертой член веры; после праздника, ежели Бог похощет, о живоносном Христовом воскресении говорить будем.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.