За обыкновенное паки принимаемся дело, Слушатели; паки с тем же я выхожу орудием, паки той же взыскую земли, на которой бы свое совершать делание, и чистейшия благочестия сыпать семена. Вознегодует ли кто из вас в том на нас, что пред вашим лицем с одним и тем же всегда появляемся учением: так и мы найдем, что ему напротив сказать: а что? Да за чем же и он с одним и тем же на добро приходит сердцем, почто завсегда новую сюда не приносит душу? Для чего является здесь таким, которой не пользою и спасением движется, но от любопытства подстрекаемь, как Афиняне, всегда слышать хочет что нибудь новое? Ежели в ком сего нет, т. е. ежели кто здесь принявши талант, тотчас его здает с своих рук, ожидая между тем гораздо умноженной возвратить; тот, с готовыми руками пришедши сюда, не скажет, что одно и тоежде предлагается учение. Он знает, из одного учения различныя вывесть ко спасению средства. Но кто и один взявши талант, зарывает в землю, и не збывши его, приходит сюда; тот неотменно услышав здешнее учение, скажет: что слышит он всегда одно и тоежде. А сие для того, что он еще первое с себя не збывши бремя, когда видит, что другое от нас налагается, так то принужден будет жаловаться. Но не принимаешь ли ты, скажем мы такому, обеда за то, что такой тебе и ныне предлагается, какой вчера и третияго дня? Отвергаешь ли ты солнце за то, что и ныне в таком же, как и вчера, показало себя блистании? Нет! Слушатели: сии слова суть болезнующия души, которой и самая сладость горькою кажется. Правда: одно и тоежде всегда мы преподаем учение; одно для того, что не разногласное, что не противное, что единообразное. Но не одно, ежели дивнаго сего состава прекрасныя разобрать части. Так напр. один человек; но ежели сие едино изрядное сложение разсмотрится по частям, ежели особливо глава, и то, что в главе, особливо сердце, и то что в сердце, особливо жилы, и то что в них; то сколько наши глаза удержит у себя, сколько ум наш удивит, и нас сколько подвигнет. Мы единаго всегда проповедуем Христа: да когож нам более носить на языке? Кого неупуская, держать в сердце, как не Его? Мы все наше учение, все наши слова растворяем Его заслугами, Его смертию: да о чем же нам Христианам с Павлом более и хвалиться, как не о кресте, то есть, как не о смерти Господа нашего Иисуса Христа, и сего распята? Я хочу, чтоб вы, все прочее позабывши, и в сердце напечатали, и устами повторяли бы смерть Христову, заслуги Христовы. Но что я тружу моего Слушателя, которой, уже всю надежду в смерти Христовой положивши, ни о чем так не жаждет слышать, как о смерти Христовой? Так, Христе наш, кровию Твоею окропленных рабов наставляя, и моя прошения, и слушателево желание не презри.
Вопросишь: Как уже прежде начато учение и повествование о Христовом страдании; то каким образом до конца оно происходило, и как совершилось?
Отвечаю: Страдание сие, по описанию Евангелистов, так происходило: за два дни до праздника Иудейскаго, называемаго Пасха, которой тогда прилучился в праздничной же день, то есть, в субботу: почему Иоан. (гл. 19, 31) пишет об оной субботе, бе же велик день тоя субботы: Христос убо за два дни, т. е. в четверток, в разсуждении Пасхи, которая имела случиться в субботу, посылает двух своих учеников, чтоб Ему приготовили место великое, пространное и постланное, где бы с ними отправивши церемонию ветхозаконныя Пасхи, окончить закон, а не посредственно после того Евангельский благодатный уставить: что и зделано, как пишется (Лук. 22, 8) и пр. По взошествии же Христос с Своими учениками в горницу, возлег с ними; а седше во время вечернее начали есть, по закону, пасхальнаго Агнца, как преднаписано (Исх. в гл. 12). По съедении Пасхальнаго Агнца другая некая предложена была вечеря: по совершении и тоя вечери, уставляет новую церкви своей Пасху, которая Сам есть Христос, т. е. предает им и нам таинство преславныя Евхаристии: и сия вечеря потому лучше от прочих, что Христос предлагая ее, первее сказал: желанием возжелех сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук (Лук. гл. 22, ст. 15). Сего желания не иная причина была, как та, что Христос, уставив и предав церкви своей сие таинство, законныя обряды уничтожает, а церкви своей полагает основания: к томуж, понеже сия тайна была точным представлением Христа имущаго абие принестися на кресте, и как нам соединяться со Христом: то Он, как для сего и пришел, радовался, что давно желанную сию и последнюю вечерю с ними уже яст. Та вечеря таким образом происходила: прием Господь наш Иисус Христос в пречистыя Свои руки един хлеб, благодарил Отцу Своему, что уже преславное Его посольство к концу приближилось, и что Он уже подаянием того хлеба уставляет новое таинство необходимое уставляемой им церкви: поблагодаривши, и славу воздав, раздробляет тот хлеб, и дает ученикам своим, говоря: приимите, ядите, сие есть тело мое: также и чашу с подобным ко Отцу Своему благодарением принявши, дает пить говоря: пийте от нея вси, сия есть кровь моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая. Между тем напоминая, чтоб они всегда, до втораго Его пришествия, в собраниях своих отправляли в Его воспоминание (Лук. 22, 19). Понеже, де, ядением сего хлеба, и питием сея чаши, смерть Моя возвещается (1 Кор. 11, 26); после сей вечери сказал: яко отселе не имам пити от сего плода лознаго до дне того, егда его пию с вами ново во царствии Отца Моего (Матф. гл. 26, ст. 29.
По окончании всего того востает от вечери, полагает ризы Своя, приникает лентион, и препоясавшись им, умывает ноги ученикам (Иоан. 13, 4). А сие делает для того, чтоб нас, как уже научил благочестию чрез преданное тое таинство, еще научить благочестивому и Христианскому житию, Сам первым в сем предъидя образом: которое христианство, умовением ног показал, что состоит в том, ежели любовию всякаго за большаго от нас будем вменять, и друг пред другом истинное смирение иметь: образ дах вам, да, якоже аз сотворих вам, и вы творите (Иоан. гл. 13, ст. 15). По умовении же тот час удалился Иуда диаволом отведенный, уловившись сребролюбием, и пришед к старейшинам Иудейским просит несколько денег, чтоб неоцененнаго продать.
По изшествии Иуды оставшимся прочим ученикам, гораздо в ночное время, начал им последнее Свое предлагать увещание, как прилично было такому, которой на смерть отходил, и много после себя духовно рожденных оставлял детей, как описывает его святый Иоанн, начавши с гл. 13, с стиха 31, оканчивает в начале главы 17, то увещание кратко состояло в том. (1) Чтоб они и все в Него верующие любовно между собою жили, и так бы друг друга любили, как Он их возлюбил; и чтоб сия наипервейшая Христианам была заповедь. (2) Чтоб они не смущались, и не печалились, что Он от них отходит, понеже, де, мое отшествие сие вам полезно, и обещает послать другаго утешителя Духа Святаго, которой, де, в ваши вошед сердца, во всех скорбех действительно вас будет утешать. (3) Чтоб они Его ученики, во всяких своих нуждах, и злоключениях молилися Отцу Небесному, и во имя Его, т. е. чрез Него дерзновенными бы были к Богу (16, 23) и так бы прилеплялися к Нему, как ветвь к древу, как член к главе (15, 4). Окончавши сие увещание со благоговейнством молится Отцу Своему, в которой молитве наипаче содержится то, что Он Сын Его уже дело ходатайства совершает, и время умаления окончал; чего ради просит, чтоб все дело преславным Его смерти концем увенчал, притом, чтоб после Него остающихся и детей и учеников во имя Его соблюл и сохранил.
По совершении всего сего, что, кажется, простиралось до полуночи на пяток, выходит в гору Елеонскую, в место нарицаемое Гефсимания, где оставив Своих учеников, берет трех избраннейших (Матф. 26, 37). И здесь-то уже пред ними начал скорбеть и болезненно тужить наш Страдалец, начиная чувствовать всю тяжесть гнева Божия, и предвидя безчестныя и невинныя себе смерти приуготовление; отступив от них яко вержением камене, начал прилежно и в великом подвиге молиться, так что пот как капли кровавыя из Него проистекал (Лук. 22, 44), моляся же сии слова повторял:Отче мой! аще возможно есть, да мимо идет от мене чаша сия: обаче не якоже аз хощу, но якоже Ты (Матф. гл. 26, ст. 39). А сие принужден был говорить от чувства гнева, ради нас, на него изливаемаго, [смотри о сем в предидущем Катих.] и трижды принимаяся молиться, те же слова повторил, с великим подвигом, так что уже Ангел с небеси укреплял и утешал Его (Лук. 22, 43) ученикам между тем спящим; но, как пишет Лук. 22, 45 от печали. К которым двукратно возвращаяся, двукратно жаловался, что они мало времени не могли с ним без сна пробыть: по третьей же молитве возвратясь, говорит им: востаните, идем отсюду: се приближися предаяй мя (Матф. гл. 26. ст. 46).
Еще сия Христу глаголющу: се Иуда предатель, и с ним народ мног, со оружием и с дрекольми, и со свечами. Иисус им выходит на встречу, показывая, что Он вольно идет на смерть, и спрашивает, кого ищете? Объявляет, что Он Сам есть, кого они ищут. Но не могли на Него руки простреть, как бы ужасом некиим одержими. Напоследок по третичном, что Он есть ими искомый, вопрошении и ответе берут, связывают Его (Иоан. 18, 12) и отводят первее к Архиерею Анне. Христос жалуется на такое наглое их нападение, представляя, что Он всегда между ими находился, уча их в церкви (Матф. 26, 55). Ученики все, кроме Петра, разбегаются (Матф. 26, 56). Один некоторой юноша шел по Христе в одну епанчу одет; но и тот, как его поймали Жиды, оставивши одежду свою, сам нагой убежал (Марк. 14, 51). Однако Петр пошел за Христом, но там будучи признаваемь за ученика Иисусова, с клятвою Его отрекся. Христа же с наругательством и досадами приведши к Архиерею (Лук. 22, 63), ставят пред его судом, где ищуще свидетелей на неповиннаго не обретают, кроме некоторых лжесвидетелей, которые представили три наипаче вины: (1) Что хотел их церковь разорить, и большую воздвигнуть; (2) что нарицает себя Сыном Божиим и льстит народы, закон разоряя: (3) что себя называет Царем Иудейским: и за сию последнюю вину по многом безчестии отсылают к Пилату, как бы погрешившаго против Кесаря (Матф. 27, 2).
Приведен будучи Иисус пред Пилата властителя Римскаго в Претор, спрашивается, Он ли есть Царь Иудейской: Он отвечает, что Мое царство не мирское, но небесное. Далее будучи изыскиван, молчал (Иоан. 19, 9), и так во смирении Его, суд Его взятся. После сего Пилат, не признав во Христе никакия вины, отсылает Его к Ироду, которой наругавшись Ему молчащему, и одевши Его во смех светлою одеждою, паки отсылает к Пилату: и от того, де, времени Ирод и Пилат помирилися, имевши до тех пор между собою вражду (Лук. 23, 12). Пилат опять представляя народу о Его невинности, хощет Его отпустить для праздника, в которой надобно было одного осужденника уволить: но побежден будучи криками Жидовскими, а наипаче тем, что ты, де, отпуская Того, которой себя делает Царем, не сохранишь честь Кесареву, предает Христа, да распнется, отпустив Варавву разбойника.
Тогда воини Пилатовы поемше Иисуса, начали Ему ругаться как лживому Царю: понеже наподобие Царя и хламиду на Него надели, и венец терновой наложили, и трость, вместо скипетра, в руку дали, которою тростию по главе Его били, и закрывши глаза ударяли, смеялись и плевали. И как уж от таких биений все тело Иисусово стало быть одна язва, и не стало ему ни вида, ни доброты: то повели на распятие на Голгофскую гору. А крест, понеже уже не возмог Он нести, то на некотораго Симона бремя сие наложили; приведши распяли, руки и ноги пригвоздивше ко Кресту, в час шестый дне, около полудня, и с ним ина два злодея по обе стороны. На кресте воини, по приказу Пилатову, положили надпись, содержащую вину Его: Иисус Назарянин Царь Иудейский, на трех языках; чтоб все, возмогши читать, узнавали вину распятаго, и судию Пилата не обвиняли бы. Которой надписи, как весьма истинной, Жиды просили Пилата, чтоб не быть, но Пилат, остерегая себя, не послушался.
Здесь распеншуся Христу, от часа шестаго, в полудне, солнце меркнет, чтоб показать страшное и неслыханное дело, Бога висяща на кресте, что продолжалося до девятаго часа. После сего Иисус вопиет: Боже мой, Боже мой! вскую мя еси оставил? И еще, крови Его совсем оскудевшей, возопил: жажду: и тот час напоевается оцтом с желчию смешенным; чего как вкусил, сказал: совершишася, показуя, что все, что ни надобно было ему по предсказанию страдать, пострадал (Иоан. 19, 28). И так окончав уже всю страсть, и велиим гласом возопив: Отче! в руце Твои предаю дух мой (Лук. гл. 23, ст. 46), преклонь главу умирает. При сем страшныя последовали чудеса: завеса церковная разодралась, в знак того, что законное служение прошло, или того, что то, что закон в себе сокрывал, уже открылось: земля трясется, распадываются камение, от ужаснаго на кресте совершившагося позорища: и некоторыя мертвецы востают, для того что Христос умер, чтобы все ожили (Матф. 27, 53).
Иудеи понеже уже вечер пятницы наступал, в котором им надобно было Пасху праздновать, а заутра самой имел быть праздник Пасхи; то весьма спешили, чтоб наутрее не остались телеса на кресте: чего ради просили Пилата, чтоб распятым сокрушить голени, для скорейшаго их умерщвления. Что как позволено, то двум оным разбойникам, понеже еще живы были, то учинили; приступив же ко Иисусу и увидев Его мертва, отменили пребитие, но вместо того един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода: которым назначились два имеющия быть знатнейшия таинства, то есть, крещение и Евхаристиа: а что вода совокуплена была с кровию, то тем показано, что крещение силу имеет омовения кровию Христовою. Что же и голени не сокрушились, и что в ребра прободен: то было в исполнение пророчеств, из которых первое говорит: кость не сокрушится от Него, что делано было на агнце пасхальном: второе: воззрят нань, Его же прободоша (3ахар. гл. 12, ст. 10).
И сии то были Христу, по описанию Евангелистов, страдания, и таким образом происходило Его распятие: почему теперь можно разуметь оныя в Символе положенныя слова: распятаго же за ны при Понтийском Пилате, и страдавша; однако еще некоторыя предложим вопросы, которыя до сего учения касаются.
Вопросишь: Христос по человечеству, или по Божеству пострадал?
Отвечаю: По человечеству только, душею и телом. Божественное бо естество есть непременяемо, нестрадательно, безсмертно, и самой живот, которой умереть не может (Петр. 4, 1). Христос пострада за ны плотию (Иоан. гл. 10, ст. 18). Имам власть положити душу мою, и паки взяти ю. Однако, понеже страдало и умирало лице такое, которое есть Бог, хотя не по божеству: то заслуги Христовы и смерть плотию подъятая, есть безконечной цены; и потому-то пишется (Деян. 20, 28), что церковь Бог искупил кровию своею.
Вопросишь: Какая движущая вина была, чтоб Бог на толикия мучения Сына Своего предал?
Отвечаю: (1) Любовь к роду человеческому: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть (Иоан. гл. 3, ст. 16). (2) милосердие к падшим во грех и смерть: по милости своей спасе нас (Тит. гл. 3, ст. 5).
Вопросишь. Есть ли что вящшее, что Христос не иною смертию умер, разве крестною?
Отвечаю: Поистинне вящшее: отсюду бо известен бываю, что проклятие, которое мне закон налагал, он на себя снял: понеже смерть крестная проклята была от Бога (Гал. 3, 13. Втор. 21, 23. Иис. Нав. 10, 26). Крестная смерть была самая безчестная, так, что на нем повешеннаго тотчас, как умрет, велено в земли скрывать, как бы проклятаго, то есть, как бы такова, которой Богу мерзок. Христос убо, когда такою смертию умер: то видно, что проклятие наше снял на себя и изтребил, быв по нас клятва, да во языцех благословение Авраамле будет (Гал. гл. 3, ст. 13).
Здесь надобно примечать, что такая тяжкая и безчестная смерть везде почти в Писаниях означается чрез крест: так Павел ни о чем ином не хотел хвалиться, как только о кресте, то есть, о крестной смерти. Еще: слово крестное погибающим убо юродство есть1: т. е. проповедь о безчестной Христовой смерти от жестокосердечных за безумие почитается, и обще мы говорим: крестом Твоим, Христе! хвалимся, то есть, безчестною Твоею смертию. И о сей смерти Сам Христос предсказал: егда вознесен буду, вся привлеку к себе2.
Вопросишь: Какая нужда была Христу умалить себя даже до смерти, смерти же крестныя?
Отвечаю: [Об этом уже довольно везде говорили: но понеже сего вопроса сие есть настоящее место, то несколько сказать надобно:] Для того, что правде и истинне Божией никаким образом не возможно было удовлетворить, как только смертию Сына Божия: да смертию упразднит имущаго державу смерти ( Евр. гл. 2, ст. 14). (1) Ради правды: понеже грех есть зло, относящееся до безчестия самаго безконечнаго добра Бога: то по суду правды Божия подлежит безконечной казни: оброцы греха смерть (Рим. гл. 6, ст. 23). Христу убо, приявшему на себе наше лице и наши грехи, надлежало претерпеть смерть. (2) Ради истинны, понеже Бог сказал: воньже аще день снесте, смертию умрете. И для того надобно было удовлетворить правде и истинне Божией смертию, смертию же Сына Божия.
Вопросишь: Для чего в Символе прибавлено, при Понтийстем Пилате?
Отвечаю: Не один может тому дан быть резон. (1) Для того, чтоб нам известным быть, что Господь Иисус есть истинный Христос, которому должно было прийти тогда, когда бы уже скипетр Иудов уничтожился, и наступило бы владение языческое, что и зделалось, когда Он от Римскаго судии осуждается. (2) Чтоб мы известно знали то, что Христос неповинно пострадал и распят был по суду Понтийскаго Пилата, которой пред всеми Его объявлял неповинность, (3) чтобы мы не думали, аки бы Христос не истинно умер, слыша, что Он на смерть по суду Пилатову осужден был.
Вопросишь: Для чего Христос пострадал по расправе суда Пилатова, и по суду на смерть осужден?
Отвечаю: Чтоб будучи неповинно от гражданскаго судии осужден, нас от яростнаго Божия суда, которой всех ожидал, избавить, т. е. (1) чтоб мы знали, что Христос, будучи на том суде осужден, за нас суду Божию удовлетворил, дабы нам на страшном Его суде не осужденным быть. (2) Чтоб получить ему свидетельство от самаго того судии, от котораго Он осужден; и тем показать, что Он не за себя, но за нас страждет, и чтоб мы знали, что сей Иисус осужденный от Пилата есть Христос, и что мы чрез Него от грознаго суда Божия свобождены. Здесь заметить должно, что слово положенное при конце пятаго члена сие, по писаниям, надлежит и до сего члена, и показывает, что Христос и страдал, и распялся, и погребся, и воскрес, так, что давно уже о том в Писаниях пророческих предсказано.
Вопросишь: Где в Писаниях предсказано, что Христу надобно пострадать и умереть?
Отвечаю: На многих местах, и вот некоторыя из них: Быт. 3, 15. гл. 22. 18. гл. 49. 10. 4. Моис. 21, 9. Псал. 21 и Псал. 68. Исаии 50, 6 и гл. 53, 3.
Вопросишь: Почто Христос пострадал, распялся и умер?
Отвечаю: Чтоб святою и честною Своею кровию и Своим неповинным страданием и смертию меня погибельнаго и осужденнаго человека искупить, от всех грехов, от смерти и от власти сатанины и осуждения вечнаго избавить.
В прочем, ежели что осталось: то дополним в будущую неделю, когда с Божиею волею постараемся сей член окончить; теперь, чему нам отсюду учиться, посмотрим.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра