Дух Святый, Егоже сошествие днесь празднуем мы, есть источник всякия святыни. Все таинства, коими мы освящаемся, Им совершаются. Он возобновляет нас в крещении, укрепляет в причащении, разрешает грехи в покаянии. Им Пророки просвещаются, священники освящаются, пастыри наставляются, учители умудряются, венчаются мученики, и, да с церковию воспою: Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется священнотайне. И потому Он по различным действиям своим, различными именами почитается. Называется Дух животворящий, Дух утешитель, Дух святыни, Дух свободы, Дух премудрости, разума, ведения, совета, крепости, благочестия, Дух страха Божия.
Все сии и другия многия Духа Святаго действия, называются дарами Духа Святаго, яко не по заслугам какимълибо нашим они преподаются нам; но по единой Его благости и изволению, мудростию управляемому. Ибо ведает Он, какой дар кому пристоен, полезен и вместителен. Оставив объяснять все сии дары, не столь по краткости времени, сколько по недостатку моего понятия, желаю по возможности приступить к единому истолкованию печати дара Духа Святаго.
Известно Христианам, что по крещении все отраждаемые по уставу Церкве помазаются святым миром, с приглашением сих слов: печать дара Духа Святаго. Какая бы нужда была в сем помазании? Не довольно ли едино крещение к совершенному освящению нашему? Ибо слово Божие точно оному присвояет наше спасение. Иже веру имет и крестится, спасен будет (Марк. гл. 16, ст. 16). Конечно так: ибо крещение подает жизнь духовную; а человек, доколе есть мертв, в течение устроения Божия вступить не может. Но довольно ли, чтоб человек получил токмо жизнь? Нет: ему тотчас нужны силы телесныя и душевныя. Ибо чрез жизнь вступает он в подвиг, в коем, дабы успеть и оный счастливо окончать, потребна великая крепость.
В крещении получает человек духовную жизнь, и тотчас самая сия жизнь обязывает его вступить в подвиг великий. Великий поистинне и многотрудный; ибо вступает он в брань противу плоти и крови, противу духов злобы поднебесных, противу всех страстей, искушений и грехов, противу всех козней диавольских, противу насилия мира и гонений его, противу всех несчастий и страданий, и выходит на сие славное и страшное ополчение до конца жизни, обнаженный. Сие, кроме того, что слово Божие ясно и премного о том подает свидетельств, сие и примером своим утвердил Спаситель. Он не имел нужды в крещении; ибо был безгрешен, не имел нужды в подвиге; ибо вся Ему покорна. Но и крестился, и по крещении тотчас, говорит Евангелие, изведен был в пустыню, искуситися от диавола (Матф. гл. 4, ст. 1). Таковым своим Божественным примером восхотел Он уверить нас, что Христианин тотчас по крещении должен вступить в подвиг искушения и борьбы.
Сказали мы, что он вступает в сие страшное ополчение обнаженный. Велико поистинне, что он крещением отродился, что из мертвых ожил, и из ничтожества взошел в пакибытие. Но что, когда он при всем том наг? Что, когда он еще не укреплен, не ополчен, ничем не вооружен? Разсуждая брань толико страшную, подвиг толико трудный и продолжителный, неприятелей толико сильных, и никогда воевать не престающих, и яко лев, рыкающих и ищущих, кого поглотити (1 Петр. гл. 5, ст. 8): разсуждая все сие, какое потребно укрепление, какия оружия, какое искусство, какое мужество духа! Сие-то все ведая благодать Божественная, соблаговолила нас, в подвиг сей вступающих, укрепить печатию дара Духа Святаго. Крестился Господь, и абие отверзшимся небесам, снизшел на Него Дух Святый, и укрепил Его к подвигу духовному. В Деяниях пишется, что многие Апостолами крещены, и тотчас по крещении снизходил на них Дух Святый, и тем ожившему духовно чрез крещение, подавал оружие на ополчение противу всех врагов невидимых.
Но почто сие над крещаемым совершается помазанием вещественнаго мира? Сие уставлено единственно для того, дабы сие наружное тела помазание было видимым знамением невидимаго помазания души Духом Святым. Ежели догадке может здесь быть место, то при установлении сего наружнаго обряда, едва ли Отцы не имели мысленнаго отношения к оным в древности славным Олимпийским подвигам. Известно, что там выходящие на борьбу все тело мазали маслом, дабы оно и в борьбе было скороподвижнее, и меньше подвержено прицепкам противоборника.
Но достойно испытания, почему сие действие помазания называется печатию. Сие слово много содержит в себе Божественной сокровенности. Печатию обыкновенно утверждается какоелибо важное пожалование, или свидетельство: и сие служит к несумнительному уверению жалуемыя милости, или вида и свидетельства. Подобным образом и в крещении полученная великая благодать сим помазанием утверждается, и крестившийся приемлет чрез то верное свидетельство своего отрождения Духом. Печать еще употребляется к сохранению драгих вещей, дабы их никто не похитил, или к сокрытию тайны, дабы никто другой узнать того не мог. Так и крещаемому прилагается печать помазания дара Духа Святаго, дабы сокровище духовныя жизни было цело, и от всякой опасности предохранено; и тайна Царя небеснаго верной душе порученная, от всякаго другаго таин не причастнаго, была сокровенна. Печать еще служит и к тому, что по оной узнаем, кто как именуется, какова чина и достоинства, рода и племени. Так и печать дара Духа Святаго, крещаемому прилагаемая, служит к тому, что верный по оной тотчас познавается от всех рабов Божиих и от Ангелов небесных. Они узрев сию печать, признают его за сына Божия и снаследника Христова. И потому его любят, служат ему и благоговеют пред ним.
По сей-то причине в книгах святых пишется, яко избранные Божии запечатленны именем Агнца; и в последний день суда и обновления мира, Ангелы узрев на них сию Христову печать, отлучат их от грешников, якоже разлучает пастырь овцы от козлищ, и поставит их одесную Бога; а беззаконники, имеющие на себе печать антихристову, осудятся на вечное от Бога отлучение.
Но еще остается нам нечто сказать о сей печати таинственной. Дух Святый Павлом Апостолом называется, Дух обручения (2 Кор. гл. 1, ст. 22). Обручаемые взаимную между собою любовь свидетельствуют ношением перстней. Перстень сей есть тоже, что печать. Ибо известно, что у древних перстень и вместо печати употребляем был. Когда убо Дух Святый называется Духом обручения; сие потому, что Он вернаго душу избирает себе в невесту, и сам становится ея женихом, и в знак таковаго с нею духовнаго обручения и любви жаркия и святыя, дает ей перстень, дает ей печать дара своего, дабы она нося его, хранила свято сей союз священный.
Теперь сколько нибудь выразумев, и помазание духовное, и силу печати дара Духа Святаго, видим, что нам предлежит подвиг, да и что мы получили довольныя силы к сопротивлению и к побеждению.
Здесь, кажется, место помянуть и о помазании Царей, почто они, сверх общаго всем Христианам помазания, еще особо помазуются? Из сказаннаго уже видимо, что для того, дабы выходя на великий подвиг царствования, новыми укреплены были силами. И как их подвиг есть отменный: ибо кроме общаго всем Христианам, возлагается на них важное звание управлять многими народами; то по тому и потребна для них особая благодать, и оная подается им чрез священное помазание, и укрепляется печатию дара Духа Святаго. И для того слово Божие говорит о Давиде, что егда помазан он был на царство, и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне, и потом (1 Цар. гл. 16, ст. 13).
Слышите убо, Царие, и разумейте: работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Псал. 2, ст. 10, 11).
Да и все мы, благословеннии Христиане! вступим в подвиг спасительный мужественно. Велик подвиг, но и велика дарована благодать. Сильная брань, но и оружие крепкое, еже есть печать дара Духа Святаго. Бодрствуйте, мужайтеся, укрепляйтеся, поспешайте к венцам, да яко победители увенчаны будете. Аминь.
Говорено в Чудове, 1798 года, Маия 16 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра