Сей день приводит на память нам бывшее отечества нашего несчастие.
Но можем мы оное предать уже забвению: ибо по благому устроению Промысла Божия,
течение вещей совсем переменилось. По прошествии оной бури, с самаго того времяни
наступило прекрасное ведро. Слава России, хотя постепенно, но быстро, начала возрастать,
и дотоле возвышалась, доколе
взошла ныне на высочайший верх свой. Но и соседственная страна, толико враждовавшая
нам, от праведныя судьбы восприяла отмщение; да и в едино с нами тело чудным образом
соединилася.
Но зрите еще и большее чудо. Самая та Царская отрасль, от злоковарныя руки увядшая, что и всем бывшим преобращениям подало случай; самая та Царская отрасль дивно, яко крин, процвела в дому Божием. Се мы днесь и благоуханием ея наслаждаемся, и насыщаемся плодами напоенными кровию мученическою. Был он Царский сын на земли; ныне присвоен во усыновление Царем небесным. И ежели слово Божие о всех праведных утверждает, что они вкупе с Богом сядут на престоле; то не можем усумниться, чтоб и празднуемый нами Царевичь сея великия чести удостоен не был. А посему и видим чудную измену десницы Вышняго: ибо тоже можем о нем сказать, что сказал целомудренный Иосиф братьям своим: вы совещасте на мя злая; Бог же совеща о мне во благая (Быт. гл. 50, ст. 20).
Видя
таковое чудное мудраго устроения Божия дело, одолжаемся вечно прославлять благость
Господню к отечеству нашему, и никогда не преставать всеусерднейшее приносить
ему благодарение. Ибо были бы мы нечувственнее всех тварей, ежелибы получив таковыя
и толикия от Промысла Божия благодеяния, не к единому человеку, но ко всему отечеству,
к пространнейшей в свете стране, ко многим миллионам людей; ежелибы получив толикия
благодеяния остались неблагодарными.
Но чем изъявим мы благодарность свою? Сие-то размышление требует всего уважения и внимания нашего. Известно, что благодарность не состоит в одних словах, но в делах; не в устном чьих нибудь благодеяний проповедании, но в сердечном признании; не в одном только благодеяний получении, но в благоразумном и полезном их употреблении. Заметим сие одно, что благодарность должна состоять в благоразумном и полезном употреблении полученных благодеяний: ибо из сего последуют, и сердечное признание и дела самыя.
Сказали
мы, что после бывшей в отечестве нашем бури, тотчас наступило ведро, и с самаго
того времени слава России начала возрастать, доколе ныне уже взошла на высочайший
свой степень. Но не просто должны мы произносить сие слово, слава: ибо
многие могут разныя об ней иметь понятия. Слава России с того времени доселе состоит
в том, яко корень Царский твердо укрепился, и от сего благословеннаго древа златыя
ветви до ныне процветают. Царствующий над нами днесь Государь ПАВЕЛ I есть онаго
древа отрасль благодатная. Сия слава есть истинная и великая. Ибо самый тот случай,
который мы воспоминаем в нынешнем праздновании, весьма ясно доказывает, коликое
несчастие всему отечеству может причинить пресечение Царскаго корене.
Слава России с того времяни доселе состоит в том, яко воинство
стало благоустройнее и мужественнее. Доказывают то почти непрерывныя над врагами
победы и торжества. Сия слава есть великая, не по единой всюду разливающейся громкости
и удивлению; но паче, что она предохраняет от всяких вражеских покушений, и внутри
утверждает мир
и тишину. Следствие сея славы есть разширение государственных пределов. Слава
сия есть изящная, яко более подает рук ко устроению общаго блага; но еще она есть
большая, егда присоединяемые народы из рабства и притесненной жизни, входят в
законную свободу, и вкупе с своими победителями начинают жить выгоднее и спокойнее.
Слава России с того времени доселе состоит в том, что она стала просвещеннее. Открылись многия полезныя знания и науки. Разширили они круг познания человеческаго; изострили разум, довели оный до испытания различных во всяком роде истинн, и прогнали невежество; толико во многом вредное. Следствием сего было изобретение, или усовершенствование многих художеств, рукоделий и промыслов. Сия слава есть великая; ибо она много споспешествует нуждам жизни нашея, ежели не производит пагубнаго следствия, роскоши. А просвещение, ежели оно истинное, предохраняет от многих заблуждений, суеверий и развратов; ежели также оно столь щастливо, что во зло не обращается.
Слава
России с того времени доселе состоит в том, что она стала всякаго рода богатством
изобильнее. Сие есть благословение Божие, дабы мы жили в довольстве, без нужды
и оскудения; особливо, ежели мы столько благоразумны, что во всем умеем сохранить
умеренность, и делать из богатства употребление нужное и полезное. А напротив
глад и во всем недостаток почитается наказанием небесным. И хотя Россия всегда
была земля кипящая медом и млеком; но при умножении просвещения и при мирном времени
изобильнее открылись ея источники.
Таковая России слава, ежели когда, то наивящше открылась с того несчастливаго времени, которое воспоминаем мы, и достигла ныне высоты своей. Она поистинне есть великая, и не мечтательная, но истинная.
Однако еще не сказали
мы о другой славе, которая изчисленных нами слав, не только есть большая; но и
должна почитаться всех их основанием. Не сказано же нами доселе о сей славе для
того, что она требует выразительнейшаго и свободнейшаго слова. Сия слава есть
слава благочестия и благонравия. Важность
славы сея уже сама по себе видима. Ибо что будет слава мужества, наук и художеств,
всякаго изобилия, ежели все то не будет основано на благочестии и благонравии?
Мужество обратится в дерзость, и будет управляемо не видами истинныя пользы, но
часто одними мечтаниями тщетныя славы. Просвещение обратится в различныя своевольныя
мудрования, и запутавшись в оных, совсем удалится от прямыя истины. Богатство
обратится в роскошь и в сладострастие, и рачитель оныя утыет, отолстеет, разширеет
и забудет Бога спасающаго его; а художества и рукоделия послужат только к сему
вредными орудиями.
О несчастие рода человеческаго!
Чего бы более желать, как довольства, во всем изобилия и мирных времен? Какое
может и должно быть сильнейшее побуждение к тому, чтоб быть нам благочестивыми
и благонравными, как естьли Бог оными от своих щедрот дарами благословляет нас?
Но часто выходит противное тому. Часто несчастие нас в чувство приводит и исправляет
более, нежели счастие. В счастии мы часто возносимся, тщеславимся,
роскошествуем, суемудрствуем, разленяемся, и совсем разслабляем свои силы телесныя
и душевныя; а чрез то пренебрегаем благочестие, и теряем благонравие. А в несчастии
напротив смиряемся, узнаем свои проступки и прегрешения, в оных раскаеваемся и
сокрушаемся, более храним умеренность и воздержание, более трудимся, более работаем,
усерднее прибегаем к Богу, и узнав суету мира сего, более помышляем о вечной славе.
Сию истину и опыты всегдашние доказывают, и слово Божие свидетельствует.
Сказав оно о человеке, в прохладе живущем, яко уты, утолсте, разшире и забы
Бога спасающаго его (Второз. гл. 32, ст. 15). Сказав сие, прилагает: егда
же убиваше их, тогда взыскаху Его и утренневаху к Богу (Псал. гл. 77, ст.
34). Свидетелем тому суть все первенствующие Христиане. Никогда Церковь лучших
по благочестию и добронравию Христиан не видела, как егда они были под гонением
и под крестом. Но и предки наши, знаменитые Россиане, жившие в смутныя времена,
ежели совершенно
не достигли тех слав, кои мы изчислили, и коими мы ныне превозносимся; но славою
благочестия и благонравия едва ли не могут взять пред нами преимущество. Мужеством
всегда Россиане отличалися. Просвещение их, да и просвещение истинное, состояло
в том, что они твердо хранили веру и усердно исполняли заповеди Господни. Богатство
же поставляли в умеренном себя содержании, и в добром онаго употреблении; а сих
многоразличных и хитростных роскоши изобретений не знали, да и гнушалися ими.
Ежели бы они в чем, относительно до нравов, были и недостаточны, могли бы они
извиниться самым тогдашним учености недостатком. Но мы, при толиком открывшемся
просвещения и различных знаний свете, чем уже извиниться можем?
О Россиане! о славные Россиане! воздадите славу Богу! изъявите Ему
свою благодарность хранением благочестия и благонравия, за толикия излиянныя от
Него на вас дары! Да и будьте точно уверены, что слава мужества, учености, изобилия
не иначе могут в целости сохранены быть, разве когда они будут утверждаться
на славнейшем всех основании, благочестия и добронравия. Аминь.
Говорено в Москве, в Архангельском Соборе, 1798 года, Маия 15 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра