Настоящий праздник есть утешение противу страха смертнаго, есть слава воскресения. Ежелиб человек не ожидал воскресения, то и не имел бы, чем себя утешить, противу страха смерти. Он теперь умирает; но верует, яко воскреснет: он теперь лишается тленных благ; но уверен, что вместо того получит благая нетленная. Он теперь лишается временной и многомятежной жизни; но уверен, что восприимет вечную жизнь, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Горе, таковыя веры не имеющему!
Может быть развращенный и злодей некоторую в том возмечтает находить для себя отраду. Ибо он возмнит, что, когда с сею жизнию все погибает; то и его беззакония и злодейства останутся без всякаго истязания. О тщетная отрада! развращенный и нераскаянный может ли и здесь какую-либо для себя отраду находить? Может ли он, что все погибнет, так уверен быть, дабы при том не колебаться мыслию, и не смущаться духом? Но ежелиб такой в человечестве урод и нашелся, то минутное его пред смертию спокойство чем кончится, когда тотчас, по закрытии его глаз, откроется Божия правда и суд, никак не терпящия, дабы праведный и нечестивый почитаем был за одно?
Авраам некогда с рабским благоговением дерзнул вопросить Господа: погубиши ли, Господи! праведнаго с нечестивым, и будет ли праведный, яко нечестивый? (Быт. гл. 18, ст. 23) да и отвечает сам себе: О! судяй всей земли, не сотвориши ли суда? (Быт. гл. 18, ст. 25). Когда ты и в жизни сей некоторых злодеев наказываешь, и некоторых награждаешь праведных; то видимо, что твое правосудие управляет миром. Но когда же некоторых злодеяния здесь остаются без наказания, и они обезумясь, хвалятся в похотех души своея; и когда других добродетели здесь не только не награждаемы, но и презираемы и гонимы; и сии страждущия души из под олтаря жертвы своея жалобно вопиют: доколе, доколе, Господи! не мстиши? (1 Макк. гл. 6, ст. 22) то из сего не должно ли, не только по вере, но и по разсудку, заключить, что предоставлено сие будущему веку; что аще есть плод праведнику, убо есть Бог судяй им на земли (Псал. 57, ст. 12). О Господи! судяй всей земли, не сотвориши ли суда?
На сем основании Церковь празднует преставление Пресвятыя Девы, и других избранных Божиих. Они не имеют в том нужды, но мы имеем; они уже выше всех страхов, и радуются возлежа на ложах своих; но мы к сему исходу готовимся. Почему и есть нужда, дабы Церковь, общая мать наша, часто укрепляла чад своих слабость веры, и предохраняла их, дабы они, яко благородныя ея чада, яко храбрые Христовы воины, сретали смерть небоязненным духом.
И сие ея предохранение для нас весьма нужно. Мы с лишком привязали себя к жизни сей, с лишком уважаем выгоды ея, с лишком заботимся о приобретении их. Чем же лучше сие излишество пресечь и нас успокоить, как разве наставляя и часто напоминая, что мы совсем не умираем, что есть другая лучшая жизнь, и жизни тоя выгоды суть несравненно превосходнее, всегда неизменны и вечны?
Люди, пристрастившиеся к миру сему и к выгодам его, может быть, желали бы никогда не умирать. Живите, не умирайте; но так живите, чтоб никаких никогда не было забот, печалей, скорбей, болезней, старости, дряхлости, и всех чувств ослабления. Но может ли сие желание ваше когда исполнено быть? Не признаете ли вы сами, что сие не возможно? Не признаете ли вы сами, что многие, дряхлостию, болезнями и бедствиями томимые, сами желают и ищут смерти? О ослепление! сами жизнь сию окаевают, а другой лучшей жизни не желают и не ищут; или еще, чтоб она и была, не веруют.
Но другие дерзновенные ропщут: почто таковая, исполненная бедствий, болезней и дряхлости жизнь человеку бедному назначена? Не жизнь сия нещастлива, но ты беден; для того, что и бедности сей не признаешь, и лучшаго своего жребия не приемлешь. Хотя из сего уверься, что благим Творцем конечно для тебя предопределена лучшая жизнь, когда судьбы Его положили жизни сей быть не могущею нас сотворить счастливыми.
Признай лучшее о нас небеснаго Отца промышление. Ты привязываешь себя к земле, а Он ведет тебя на небо. Ты полагаешь счастие свое в благах тленных, а Он тебе назначил благая нетленная. Ты тщишся о угождении одной плоти и чувств ея, а Он о ублажении души твоея. Ты алчешь временнаго, насытить тебя всегда не могущаго, а Он тебе представляет вечность, вечно тебя блаженным соделать могущую. Теперь вразумись и познай, которые пути суть лучшие и основательнейшие? твои ли или Божии? Уже ли ты премудрее Его? Уже ли благопромыслительнее? Умолчи и пой со Пророком: не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое. Той Бог мой, и Спас мой: не подвижуся более (Псал. 61, ст. 2, 3).
Вот при сем и очевидное тебе свидетельство, или обличение! Празднуем мы днесь преставление Пресвятыя Девы Марии, а Церковь и не нарицает смерть ея преставлением, но успением. Не умре бо Девица, но спит (Матф. гл. 9, ст. 24). Телом во гробах на время усыпаем мы, доколе от сего сна разбужены будем трубою Архангельскою.
Пресвятая Дева, хотя удостоенная величайшей в свете чести, чтоб быть ей Материю Сына Божия; но со всем тем премного страдавшая, оружием горькия скорби чувствовавшая прободенно сердце свое, видевшая Сына своего умерша лютейшею смертию, и навсегда с Ним разлученная, может ли кто быть толико неверен, или несмыслен, дабы подумать, что она паки Сына своего не узрит, царствия Его вечнаго не будет участна, а кончиною ея жизни все кончится? О нет! да удалится сия нечестивая мысль от просвещеннаго небесным светом Евангелия. Веруем мы и воспеваем, яко гроб и умерщвление ея не удержали. Якоже бо живота Матерь, к животу престави ю, Той, иже во утробу ея вселися приснодевственную, да и нас, память ея светло празднующих, к тому же располагает и приготовляет. Аминь.
Говорено в Лавре 1801 года, Августа 15 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра