Се днесь низпослал Господь Утешителя, Егоже обещал. И как 
Он Его нарек, силою: седите, сказал ученикам, во Иерусалиме, 
дондеже облечетеся силою свыше (Лук. гл. 24, ст. 49); то и пришел Он со изъявлением 
великаго своего действия. Какую Он во Апостолах произвел внезапную перемену, сие 
слышали вы ныне из Деяний Апостольских. Стали они совсем иные. Петр, прежде бывый 
рыболов, и 
боявшийся 
одного слова рабынина, и от боязни Христа отрекавшийся, Петр, глаголю, внезапу 
начал богословствовать с таковым витийством и твердостию, что и самые ученые не 
моглиб то опорочить; и с толикою небоязненностию, что с веселием шли на биения. 
Откуду сия измена, ежели не от десницы сошедшаго на них Утешителя? И самые мирские 
люди, по одним чувствам разсуждающие, от сего пришли в удивление, и не понимая 
таинств Божиих, назвали их пьяными. Сии пияни суть (Деян. гл. 2, ст. 15).
Сие самое порицание служит доказательством чудесной во Апостолах перемены. Ибо пияный обыкновенно думает и говорит иное, нежели как трезвый; и ежели кто кого не видев прежде пияным, но в упоении узрел бы его, что он и мыслит, и говорит, и поступает совсем инаково; удивился бы, и признал бы, что в нем приключилась внезапная и чудная перемена, и он стал совсем иной.
      
 По сей примеченной во Апостолах перемене названы они пияными. О безразсудные, 
и силы Духа Божия неразумеющие! 
Апостолы 
подлинно пияны; но не от вина, а от особеннаго вдохновения и восторга Божественнаго. 
Есть пиянство и духовное, о коем Пророк говорит: упиются от тука дому Твоего, 
и потоком сладости напоиши их (Псал. 35, ст. 9). От сего упоения могут Апостолы 
назваться пияными. Иная в них мысль, нежели была прежде, иное воображение, иное 
мудрование, иной дух, иныя слова. И как пияный телесно бывает весел, на все небоязнен, 
многословесен, и как бы в некотором восторге, так, что и сам не понимает, откуду 
все сие ему приходит: подобным некоторым образом, но вышшим и святым, Апостолы 
стали благодушны, небоязненны, высокомысленны, витийственны, в некотором восторге, 
так, что и сами, можно сказать, едва понимали, откуду и как все сие им приключилось. 
Ибо, по глаголу самаго Господа, дух, или ветр, идеже хощет, дышет, и 
глас Его слышиши, но не веси, откуду грядет и камо идет (Иоан. гл. 3, ст. 
8). О пиянство претрезвое! о упоение Боже
ственное, 
когдаб мы удостоились таковым напитком небесным упоены быть! Заключите из сего, 
братие, что Духа Божия низпослал Господь Апостолам; но не так, чтоб сие им единым 
присвоил. В лице их дана сия сила всей Церкви, всем верующим, всем избранным Божиим.
  
     Теперь разделите вы мир на телесный и духовный; узрите великое 
между ими различие. Один погружен в пиянстве от вина или от страстей; другой погружен 
в сладости упоения Божия. Один, яко пияный, и мыслит и говорит неосновательное 
и безскладное; другой и мыслит по правилам Духа Божия, и глаголет, яже дает ему 
Дух провещавати. Один судит по чувствам, или по наружности; другой судит по просвещению, 
и по внутреннему духа движению. Один смотрит только на настоящее; другой проницает 
будущее. Один все свое удовольствие поставляет во услаждении телесном; другой 
во услаждении душевном, соединяющем его с Богом. Один в пиянстве страстей чувствуя 
наслаждение, но изтрезвившись теряет то, и приходит в раскаяние; 
другаго 
наслаждение есть неизменно, и чрез продолжение времени приходит от силы в силу, 
доколе достигнет самой вечности.
       А посему мир 
телесный смеется духовному и презирает его; а духовный взирает на него с сожалением 
и с желанием ему исправления. Мир телесный смеется духовному; и потому называет 
его пияным. Сии пияни суть. Видит ли своевольный богобоящихся; говорит: 
сии пияни суть. Видит ли маловер и вольнодумец ходящих по правилам слова 
Божия, а не по правилам мирским; говорит: сии пияни суть. Видит ли сладострастный 
других воздержно живущих и роскошию гнушающихся; говорит: сии пияни суть. 
Видит ли дерзновенный и мстительный других в терпении все сносящих и не жалующихся, 
ни ропщущих; говорит: сии пияни суть. Видит ли славолюбец других, в смирении 
свою высоту поставляющих, и ищущих славы от Бога, а не от человек; говорит: сии 
пияни суть. Видит ли сребролюбец других, имение свое истощавающих на призрение 
бедных, и на вспоможение челове
честву; 
говорит: сии пияни суть. Видит ли миролюбец других, окаявающих суету мира 
сего, и токмо о горнем мире помышляющих; говорит: сии пияни суть.
  
     Терпите, терпите, в духовном мире быть удостоенные, таковыя 
порицания. Образ приимите злострадания и долготерпения Пророков. Се ныне мы 
ублажаем их претерпевших (Иак. гл. 5, ст. 10, 11). Тоже терпели и Апостолы, 
коих вы имеете честь быть подражателями. Или паче не терпите, но будьте благодушны: 
ибо и Апостолы от таковых порицаний не смущалися. Помнили Господне слово: блажени 
есте, егда поносят вам, и изженут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради; 
радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Матф. гл. 5, ст. 11, 
12). Почто вам терпеть, почто смущаться, разве сожалеть о заблуждении ближняго, 
и молиться о нем? Да и нельзя вам терпеть: ибо сладость небесная, Духом Божиим 
в сердце ваше влиянная, есть столь велика, что никакое огорчение, никакая скорбь 
мира сего оную в горесть превратить не сильна. Стойте тверды в сем прямо блаженном 
состоянии, 
и 
никакими искушениями мира сего не соблажняйтеся. Претерпевый до конца, той 
спасется (Матф. гл. 10, ст. 22).
А из сего узнавайте вы чад мира сего, и чад Божиих. Выше сказанныя приметы суть не ложны: узнав же, одних удаляйтеся, а другим подражайте и почитайте их. Звание Христианина есть совсем иное, нежели звание мира сего. Берегитеся осуждать того, который мыслит, и говорит и поступает вопреки правилам мирским. Правила Духа Божия для избранных Его суть иныя. Бойтеся того времени, егда в дерзновении мнозе станет праведник и осудит осуждавших его.
       Но почто я много слов 
истощаваю? Самый день сей, самое торжество сие, кое совершаем, есть наилучший 
для нас наставник. Один ли только наружный обряд отправляем мы? Горе нам, и тщетно, 
ежели только на одной наружности остановляемся. Приникнем во глубину таинства 
сошествия Духа Божия: поревнуем, дабы таковаяж чудесная измена и в нас воспоследовала, 
какая была во Апостолах. А поревнуем, ежели 
душу 
нашу так расположим, каковая была Апостольская. Были они единодушно вкупе в посте 
и молитве. Вот требуемое от нас расположение! Ежели между нами будет любовь и 
согласие, ежели воздержанием укрощать будем страсти свои, ежели дух наш во всегдашнем 
будет возношении к Богу; то и мы удостоимся таковой же измены, какова воспоследовала 
во Апостолах. Аминь.
Говорено в Чудове монастыре 1801 года, Маия 12 дня.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра