Видели мы Христа умерша; воззрим днесь на Него и воскресшаго.
Видели Его истощенна; воззрим днесь на Него исполненна благодати и истины. Видели
Его унизившагося до рабия зрака; воззрим днесь на Него покланяема от всякаго колена
небесных и земных и преисподних. Видели Его страждуща; воззрим днесь на Него и
прославленна. Видели Его носяща крест; воззрим днесь на Него отверзающаго крестом
разбойнику и всем нам небеса. Видели Его жаждуща; воззрим днесь на Него напоевающа
верных питием безсмертия. Видели Его проливающа
из ребр своих кровь и воду; воззрим днесь на Него устрояющаго для нас две Божественныя
тайны, крещения и причащения. Видели Его, яко человека униженна, презренна и поносима;
воззрим днесь на Него, яко на Бога, из-под покрова плоти, во всей славе Божества
открывшагося. Видели мы все то; воззрим же и на воспоследовавшее потом.
Что видели мы, казалось быть прискорбно, поразительно, а для
некоторых и соблазнительно: но что узрим, все то будет радостно, восхитительно
и боголепно. Однако в благочестивом смысле и первое не есть прискорбно. Прискорбно
оно, яко страдал от наших рук беззаконных; но радостно, яко страдал ради нас беззаконных;
прискорбно, яко страдания виною были наши грехи; но радостно, яко страдал для
очищения грехов наших. Прискорбно, что мы Его довели до таковаго унижения и истощания;
но радостно, что чрез сие самое мы толико вознеслись и возвысились: идеже бо
умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. гл. 5, ст. 20). Прискорбно
взирать на Господа славы
всего уязвленна; но радостно, яко язвою Его мы вси исцелехом. И так мы
одно видели; а на другое днесь воззрим.
Но видели ли одно; и можем ли узреть другое? Братие! Христиане! не можем мы узреть другаго, ежели не видели перваго. Видели Христа страждуща и беззаконные Иудеи, которые злостно вопили: возми, возми, распни Его (Иоан. гл. 19, ст. 15). Видели Христа и воины ругавшиеся Ему, и распявшие Его, да и видели очами телесными еще яснее, нежели другие, на сей позор с жалостию смотревшие. Но что пользовало им сие зрение? К большему только послужило их осуждению. Воззрят Нань, Егоже прободоша (Тамже ст. 37). Воззрят они некогда на Него идуща во всей славе Божества, на облацех небесных; но поразятся ужасом, увидев Его, и издыхая от страха будут вопить горам: падите на ны; и холмам, покрыйте ны от лица седящаго на престоле (Апок. гл. 6, ст. 16).
Так видели ли мы Его не так, как
видели Иудеи и распявшие воины? а видеть мы Его страждуща и за нас умирающа
необходимо обязаны. Ибо сосуд избранный Павел и желает и увещавает, чтоб Христианин
отверг все знания, все мудрости, чтоб ничего не знал, как только единственно Иисуса
Христа, и сего распята. Не судих, глаголет, ведети что в вас, точию
Иисуса Христа, и сего распята (1 Кор. гл. 2, ст. 2).
Не сумневайтеся же, что как Христос ныне уже не умирает; то мы потому Его страдания, распятия и смерти акибы и видеть не можем. Нет! мы Его всегда видеть можем верою, любовию, исполнением Его святой воли, и очами душевными несравненно лучше, нежели очами телесными. Церковь поет: вчера спогребохся Тебе, Христе; совостаю днесь воскресшу Тебе: сраспинахся Тебе вчера; спрославляюся днесь. И сие пение взято из оных Апостольских слов: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. гл. 5, ст. 24). А из сего удобно всяк может заключить, кто прямо видел Христа страждуща и умирающа.
Верующий
в Него, видит Его; а неверующий не видит. Грешник кающийся и на заслуги Его уповающий,
видит Его; а нераскаянный, или своими делами оправдиться думающий, не видит. Милосердый
Его видит, а жестокий и нечеловеколюбивый не видит. Смиренный Его видит, а гордый
не видит. Воздержный Его видит, а невоздержный и пьянствующий не видит. Целомудренный
Его видит, а блудник и прелюбодей не видит. Трудолюбивый Его видит, а ленивый
и праздный не видит. Терпеливый Его видит, а нетерпеливый не видит. Страждущий
за Него и за правду Его видит, а страждущий для приобретения мирской славы и богатства
Его не видит. Живущий здесь, яко странный, и единственно небеснаго отечества ищущий,
и по Нем всегда воздыхающий Его видит, но живущий только для сего мира, а о будущем
не помышляющий Его не видит.
Се зрите, кто суть
видящии Христа страждуща и умерша, и кто суть Его невидящии. Помышляйте о сем,
о Христиане, всегда и с великим вниманием. Ибо не увидев мы Христа страждуща,
не увидим Его и прославленна; не увидев Его
умерша, не узрим Его и воскресша: особливо, что сие видение не столько относится
ко Христу, сколько к нам. Не увидев Его страждуща, не увидим и самих себя спасаемых;
не увидев Его умерша, не узрим и своея жизни; не увидев Его воскресша, не узрим
и своего воскресения. Не увидев Его прославленна, не сподобимся быть участниками
Его славы. Не увидев верою Христа, не получим и блаженнаго лицезрения Божия. Толико-то
нужно и важно есть видение Христа страждуща и умерша! а каким образом видеть Его
можем, выше сказали мы.
Но при сем еще скажу, что двойственное Христово состояние истощания и прославления, смерти и воскресения преднаписует и наше двойственное состояние труда и покоя, подвига и награды, горести и наслаждения, бедности и блаженства, скорби и утешения, слез и радости, страдания и торжества, воинствования и венцов, тления и безсмертия, временныя смерти, и вечныя жизни. Первое относится к миру сему; другое к миру грядущему: первое принадлежит земли; другое небесам. Первое свойственно жизни сей; другое жизни будущей.
Идите
убо, о Христиане! сим путем святым. Подвизайтеся, да увенчаетесь; трудитесь, да
успокоитеся. Плачьте о грехах своих, да возрадуетеся. Побеждайте мир, плоть и
диавола, да восторжествуете. И в том и в другом предшествует вам Господь Иисус.
В первом, своим истощанием, страданием и смертию: во втором, своим воскресением
и прославлением. Се и сам Он к тому нас ободряет устами своими. Он по страдании
и смерти, воскресши из мертвых, возопил во услышание небу и земли: дерзайте,
дерзайте, яко Аз победих мир (Иоан. гл. 16, ст. 33). Аминь.
Говорено 1801 года, в Вифании.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра