В самом начале создания тварей писание глаголет, яко Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. гл. 1, ст. 2). Был до того весь мир некоторая неодушевленная смесь и состав, или разтвор неустроенный и безобразный. Но, рече Бог: да будет свет: и бысть свет (Быт. гл. 1, ст. 3). Как токмо изрек сие Бог; свет сей все твари оживил, или, так сказать, стал жизнию и душею их. Все пришло в движение; все начало действовать, каждое по роду и виду своему; и при безчисленном в действиях и свойствах различии, составилася единая прекраснейшая связь мира.
Тоже, или зело
подобное, видим мы и при устроении Церкви Христовы. И здесь писание свидетельствует,
яко Дух Божий ношашеся верху глав Апостольских (Деян. 2). Ибо Апостолы
представляли тогда лице всех верующих, лице всея
Церкви Христовы. И также, как и в начале создания мира, по свидетельству писания,
рече Бог из тьмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших к просвещению разума
славы Божия о лице Иисус Христове (2 Кор. гл. 4, ст. 6).
Как при начале создания мира, доколе Дух Божий носился над водами, и не возсиял свет Его, все было неустроенная и безобразная смесь; тако и в нравственном мире, доколе Дух Святый не снизшел на Апостолов, все было едино неустройство и безобразие. Разумы всех в познании истины небесной были помраченны; сердца всех, в творении истиннаго блага, были развращенны, ходили все в путех не проходимых; пути же Господня не разумели. Сошел Дух Святый, и из тьмы глубокой возсиял свет пресветлый, и просветил разумы познанием славы Божия о лице Иисус Христове.
Велика сия тайна! и скудная моя мысль оную объят, а бренный
язык мой объяснить не может. Я только на сей час с удивлением примечаю,
и примечание мое вам, любезным слушателям
моим, сообщить желаю, что взирая на видимый сей мир, усматриваю я следы невидимаго
устроения Церкви Христовы.
Три, по нашему понятию, суть главныя всех тварей свойства: растение, чувство, и разумение. Иныя твари растут токмо, но не чувствуют; другия и растут и чувствуют; иныя и растут и чувствуют и разумеют. Все сии свойства, но в духовном разуме, суть и в Церкви Христовой. Дух Святый в верующих производит и растение и чувство и разумение, хотя совсем иным образом, нежели как бывает в тварях видимых.
И вопервых скажем мы о растении. Положен предел и мера, до
коей верующий расти может. Сия мера заключается в лице Христовом, по учению Павлову;
доколе, говорит, достигнем вси в меру возраста Христова (Ефес. гл.
4, ст. 13). И потому в Церкви Христовой суть иные младенцы, иные совершенны возрастом;
иные напоеваются млеком, другие питаются твердою пищею; иным говорится: еще
много имам глаголати вам; но не можете
носити ныне (Иоан. гл. 16, ст. 12); а другим сказывается: вам дано есть
разумети тайны царствия Божия (Матф. гл. 13, ст. 11). Многоразличные суть
сего духовнаго возраста степени; а потому и ученики и учители духовные должны
держаться сего правила неизменно. Ученики, то есть младенцы, и возрастающие о
Христе, должны более учиться, нежели учить; повиноваться более, нежели законополагать,
дабы не впасть в заблуждение, коего не минуют все те, кои мудрствуют паче,
нежели подобает мудрствовати (Рим. гл. 12, ст. 3): ибо преступают они пределы
возраста духовнаго. От сего-то раждаются вольнодумства и расколы; и нельзя сему
не воспоследовать. Ибо возраст мал и слаб, и только млеком питается, а твердой
пищи не приемлет, и оную сварить не может: а ежели безразсудно примет; то разстроит
свой слабый состав, лишится здравия, впадет в болезнь и подвергнет себя опасности
смертной, да и других сия духовная болезнь заразить может. А от учителей, кои
уже возрасли о Христе, сие же правило требует
великаго
благоразумия, дабы они знали, как кого питать, как кому учение преподавать. По
мере слабости младенческаго понятия устроять надлежит и учительство духовное.
Млеком вы напоих, говорит великий Апостол, а не брашном (1 Кор.
гл. 3, ст. 2). Для чего? Ибо не у можасте, но ниже еще можете ныне, то
есть, крепкую пищу, вышшее учение не могли вы доселе вместить и ныне не можете.
И потому мудрые первенствующия Церкви учители, обращая неверных
в веру, помалу и постепенно возводили их на высоту Евангельскаго просвещения.
Сперьва требовали от них покаяния, то есть признания, что они в заблуждении и
в бедственном находятся состоянии. После сего предлагали им истины простыя, природному
каждаго разуму понятныя, а потом уже возводили их до Откровения, или до таин в
слове Божием содержимых; но между тем всеприлежно наблюдали, каково их сердце.
Ибо чем оно было лучше и непорочнее, тем было вместительнее. Ежели же оно было
бы страстями много одержимо; то,
хотяб и острое ученика было понятие, почитали его ко вмещению вышших истин не
столь способным. А от сего духовнаго растения приходит верующий в совершенство
чувств.
Младенец еще почти не понимает ни добра
ни зла; довольно для него, что состав его возрастает в здравии, и укрепляется.
Но пришедшу ему в некоторый возраст, начинают уже в нем открываться действия чувств,
начинает различать очами свет от тьмы; вкусом сладкое от горкаго; слухом согласие
от разноты; обонянием благоухание от зловония; осязанием мяхкое от жескаго. Тако
и в верующем, возрастающем о Христе, открываются действия чувств духовных. О чем
точно говорит Апостол: всяк причащаяйся млека, неискусен слова правды; младенец
бо есть: совершенных же есть твердая пища, имущих чувствия обученна долгим упражнением
в различении добра и зла (Евр. гл. 5, ст. 13). Сии чувствия духовныя имеют
свои очи, и различают истину от лжи; имеют свой слух, и различают гармонию небесную
от земной;
имеют свой вкус, и различают сладость добродетели от горести порока; имеют свое
обоняние, и различают благоухание святыни от зловония страстей; имеют осязание,
и различают твердость нравов от гнилости разврата.
Дошедши до сего высокаго степени добрый Христианин, что может различить
истину от лжи и добро от зла, восходит уже потом на вышший степень разума и познания
славы Божия о лице Иисус Христове. Сие познание славы Божия состоит в том, что
он приобретает его не мыслию токмо единою и понятием, но уже начинаем чувствовать
его и в сердце. Сие чувствование Апостол называет вкушением дара небеснаго,
и добраго Божия глагола, и силы грядущаго века (Евр. гл. 6, ст. 4, 5). Разумом
Христовым просвещенный не различает токмо истину от лжи; но к истине всеусердно
прилепляется, а лжи страшно чуждится; не различает токмо добра от зла, но добро
жарко полюбляет, а зла мерзится; различает небо от земли, и к земле прохлаждается,
а к небу с
непрестанным и жарким воздыханием стремится; различает жизнь от смерти, и жизнь
почитает токмо будущую, а смерть вожделенным к ней прехождением. Различает самаго
себя, и по телу почитает себя на время принадлежащим миру, а по душе, единому
Богу; различает награды и почести, и здешния почитает дымом и тению, а только
одних небесных и жаждет и алчет.
Сей-то есть степень верующаго, степень возвышенный, в коем заключается просвещение разума славы Божия о лице Иисус Христове (2 Кор. гл. 4, ст. 6); чего, благодатию Его и действием Святаго Духа, да сподобимся и мы достигнути в сей жизни, хотя яко в зерцале и в гаданиях, а в будущей лицем к лицу. Аминь.
Говорено в Чудове 1800 года, Маия 27 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра