Аще вознесся Господь
наш, и нам с Ним возноситься подобает. Он сам нас к тому побуждает. Востаните,
глаголет, идем отсюду (Иоан. гл. 14, ст. 31). Да и обещает в том спомоществовать
нам; Аще, сказал Он, вознесен буду от земли, вся привлеку к себе
(Иоан. гл. 12, ст. 32). Сие слово, привлеку, означает не только то, что
непременная Его есть воля, дабы мы с Ним возносилися; но что Он нас, яко насильно,
повлечет за собою. О когдаб сие на нас грешных исполнилось! ибо, чтоб мы того
или сами восхотели, или своими силами то совершили, едва ли сего от нас когда
ожидать можно. Мы к плоти сильно привязали себя, по земле ползаем, перстию питаемся.
Не горняя мудрствуем, а земная (Колос. гл. 3, ст. 2). Пророк давно, вместо
нас, исповедуется
Господу: прилпе земли душа моя: живи мя по словеси твоему (Псал. 118, ст.
25). А по сему слову мы почитаемся хотя живыми, но самым делом мертвы; нужду имеем
в оживлении; нужду имеем сколько нибудь подняться от земли, и следовать по следам
вознесшагося Господа, нас за собою привлечь хотящаго. Востаните, востаните:
идем отсюду.
Но как зело великая есть высота от земли на небо; то и надлежит нам возноситься туда помалу, и яко из некоторых степеней устроить себе лествицу.
Небесный Проповедник,
егда явился на земли, дабы с оной вознести нас на небо, первую степень к тому
положил покаяние. Покайтеся, провозглашал Он: приближися бо царство
небесное (Матф. гл. 4, ст. 17). Покаяние сие состоит в том, дабы мы признали,
что в нещастливом находимся положении, и что открыт нам способ выйти из сея бедности,
и прейти в состояние блаженное. Сей есть первый степень лествицы, возводящия нас
на небо: так как первый степень больному
к лечению и здравию признать свою болезнь.
Но не малый есть подвиг достигнуть до сего просвещеннаго признания. Удобно больный телом признает свою болезнь; но не столь удобно признать болезнь душевную. В самое то время, когда человек находится по душе в нещастливейшем положении, и приближается к своей погибели; в самое то время весьма не редко случается, что он почитает себя щастливейшим в свете, и с оным безумцем сам себе говорит: душе! имаши блага многа, лежаща на лета долга: яждь, пий, веселися (Лук. гл. 12, ст. 19). Сие говорит тогда, когда лишен всех истинных благ; когда глад Божий постиг его, и когда душа его, яко земля безводная. Из таковаго чтоб выйти заблуждения, надобно, по Пророку, полагать восхождения в сердце своем (Псал. 83, ст. 6), то есть, постепенно возноситься от земли на небо.
В духовном
смысле можем мы положить разныя земли и разныя небеса. Плоть есть земля, а дух
есть небо: ибо плоть есть из земли, и в землю возвратится:
а дух есть с небеси, и к небу возвращение его. Служащие плоти тленной не могут
от нея награду получить иную, разве тление; а служащие духу безсмертному, вознаграждены
будут безсмертием. Земля в круге тел есть низка, а небо превознесенно. И плоть
в тойже земной низкости состоит; а дух по своему естеству стремится к вышшему.
И потому надлежит от плоти возноситься к духу.
Возношение
сие состоит в том, ежели мы больше услаждения и удовольствия находим в чувствиях
духа, нежели в чувствах плоти. Сладки для плоти пища и питие: но несравненно сладше
для духа просвещение ума, и чистота сердца. Чтоб сей вкус снискать, надлежит телесную
пищу и питие в строгую привести умеренность. Увеселительна в очах плоти различная
тварей красота, а паче блеск злата и сребра: но для очес духа увеселительна истина
и премудрость, возвышающая к источнику своему вечному. Для приобретения сего надлежит
презреть, или весьма осторожно употреблять все то, что лестно в очах плоти, дабы
оно не потемнило гораздо лучший и непомрачаемый свет.
Услаждает слух плоти приятная музыка; но усладительнее для духа та музыка,
егда орган твоего разума соглашен с гуслями добродетели. Обрати наиболее внимание
свое на сию небесную гармонию, которую устрояет Дух Святый. Обоняние услаждает
чувство плоти; но любовь, коею пленена душа к Богу, несравненно усладительнее,
и душа, обоняв благоухание своего прекраснаго Жениха, бежит в след Его и вопиет:
в воню мира Твоего потеку (Песн. гл. 1, ст. 3). Осязание, некоторое чувствам
плоти приносит удовольствие: но есть осязание и духовное, о коем упоминает Пророк:
нощию взысках Бога руками моими (Псал. 76, ст. 3): ибо, как пишется в Деяниях,
Бог есть столь близок к каждому из нас, что почти можем Его осязать и обрести.
И Апостолы имели сие щастие, что осязали Слово животное (1 Иоан. гл. 1,
ст. 1), то есть, осязали руками тот безценный ковчег, в коем Слово жизни обитало:
И так, чтоб вознестись от земли на небо, надлежит, сказанным образом, возноситься
от плоти к духу.
Но
и в самом духе, так сказать, должно быть вознесение; от чего и к чему? От духа
к духу же. Как и каким образом? Разум наш есть свойство духа, но сего самаго разума
мудрование разделяет Апостол. Одно называет, по стихиям мира; а другое,
по Христе (Колос. гл. 2, ст. 8). Мудрование по стихиям мира есть приобретение
разных знаний и наук, которые делают человека ученым, но не делают лучшим; делают
не худым гражданином мира, но худым гражданином неба; доводят, как ни есть, его
до конца сея жизни, но далее его оставляют. Таковаго мудрования обыкновенный плод
есть, надмение, что он презирает других, яко невежд, и с ним сравнятися недостойных:
но мудрование по Христе, есть приобретение того знания, как сохранить непорочность,
и доставить себе спокойствие внутреннее даже среди всех земных мятежей и искушений;
а потом, по разрешении тела, соединиться с своим вечным и блаженным началом.
Великое сих двух мудрований различие. И потому о первом мудровании
праведно
изрек Бог во гневе своем: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу.
Где премудр, где книжник, где совопросник мира сего? Не обуил ли Бог премудрость
мира сего? (1 Кор. гл. 1, ст. 19, 20). А по сему надлежит нам возноситься
от сего гордаго мудрования духа к смиренному духу мудрости Христовой. И ежели
сию удостоимся получить благодать, что вознесемся от плоти к духу, и от духа мирскаго
к Духу Христову; тогда подымемся выше, тогда взойдем на ту степень, которую небесный
Проповедник провозгласил прежде всего: покайтеся.
Не для того, чтоб сия степень была первая; но что она, в предшествии сказанных
вознесений, прямо возводит на путь спасения. Ибо покаяние показывает мне мою бедность;
следовательно открывает мне блаженство истинное. Покаяние меня сокрушает; следовательно
укрощает страсти. Покаяние велит мне мерзиться своих грехов; следовательно очищает
сердце. Покаяние велит мне гнушаться самим собою; следовательно приближает меня
к Богу. И потому-то
Спаситель сказав, покайтеся; приложил; приближися бо царство небесное.
Приближися. Сие великое слово означает, что небо от грешника зело есть удаленно
и заключенно: но когда он начнет сокрушаться, и сам себя унижать, приходя в отчаяние,
что не может вознестись на столь безмерную высоту; тогда, тронувшись сим милосердое
Божество, само сходит к нему, и приближается к нему. Покайтеся: приближися
бо царство небесное.
Христиане! покайтеся, и не унывайте, не затрудняйтеся. Се бо царствие небесное само приближается к вам. Се вознесшийся Господь обещает всех привлечь к себе. Потечем в след Его, возмемся за ризы Его, попустим Ему влечь себя, или паче, да молим Его, что бы Он нас к себе и с собою привлекал. Привлекал; ибо не надежно наше собственное произволение; не надежно собственное усилие наше. Лучше всего, предать нам себя в волю Его, да устроит нашу временную и вечную судьбу по той благости, которою спасает грешников, спастися желающих. Аминь.
Говорено в Москве, в Вознесенском монастыре 1800 года.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра