Светлый праздник Воскресения настоящаго должен всегда соединен
быть с памятованием воскресения будущаго: ибо что сие Воскресение без онаго? Ежелиб
не было воскресения будущаго, не былоб и сего; или, ежелиб онаго мы не ожидали
то
празднование настоящее былоб похоже на некоторое детей играние, былаб, по Апостольскому
слову, тщетна вера наша; былоб тщетно проповедание наше (1 Кор. гл. 15,
ст. 14); а потому былоб тщетно и наше празднование.
Не льзя сказать, что мы имеем довольную причину праздновать, яко воспоминаем Воскресение Христово. Никак! Воскресение Христово есть нераздельно соединено с воскресением нашим. Воскрес Христос, да нас воскресит. Его Воскресение есть основание нашего. Сие благословенное семя Авраамово возрасло, и принесло плод мног, плод изливающий жизнь на все те ветьви, которыя к сей животворящей лозе верою привиты. Аз есмь лоза (Иоан. гл. 15, ст. 5), глаголет воскресший Господь, вы же рождие, или отростки. Жива лоза, живо и рождие. Ежели же рождие мертво, увяла и умерла и лоза. Аще, богомудрствует Павел, мертвии не востают, то ни Христос воста (1 Кор. гл. 15, ст. 16). Толико-то есть соединенно и нераздельно воскресение наше с Воскресением Христовым, и Его с нашим.
А
по сему все настоящее празднование относить мы должны к будущему; все относить
не ко времени, но к вечности; не к миру сему, но к миру горнему; не к телу, но
к духу; не к тлению, но к безсмертию. Ежели радость нынешняго праздника будем
мы поставлять в том, чтоб лучшими себя украсить одеждами, чтоб лучшую учредить
трапезу, чтоб чувствам доставить больше удовольствия, и страстям более дать вольности;
мы превратим порядок, мы опорочим праздник сей. Ибо все таковое празднование будет
относиться к сему времени, к сему миру, к телу, к тлению. Что же мы из того приобретем?
Сеяй в плоть, от плоти пожнет истление (Гал. гл. 6, ст. 8), говорит слово
Божие. Тело нечто на время приобретет; но дух, но вера останутся без действия
и плода.
О возлюбленные Христиане! о чада Божия
о Христе Иисусе! вообразим мы на сей час воскресение наше будущее, или паче, да
воздействует на сей час вера наша всею силою своею. Ибо вера есть уповаемых
вещей извещение, и обличение невидимых (Евр. гл. 11, ст. 1), то есть, вера,
когда она
есть в полной своей силе, может уповаемыя и невидимыя вещи представить яко видимыми,
яко предстоящими самым очам нашим.
Сия вера да
представит днесь каждому будущее его воскресение; или паче, все совокупною верою
представим себе, яко сей мир уже проходит, и с ним проходит вся его суета, все
его тление, все его соблазны. Представим, яко открывается новое небо и новая земля.
Все показывает новую тварей красоту и благообразие их первородное. Представим,
яко реки плещут руками, горы играют, и радостию холми препоясуются от мира Господня,
яко грядет. Представим, яко гробы отверзаются, и из них лиется благоухание; что
тела облекаются в нетление, и младость присноцветущая и красота на их лицах сияет.
Представим, яко души сходят с горних мест, поражаются, видя чудесное тел своих
преображение; с приветствием сретают свои прежния обиталища, лобызают их и облекаются
ими, не испускают глас плача, как в прежнем здешнем рождении: понеже тогда раждалися
на беды и скорби; но радостныя, единым блаженным духам свойственныя
провозглашают возклицания: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь
небо и земля славы твоея: осанна в вышних! благословен грядый! осанна в вышних
(Исаии гл. 6, ст. 3. Матф. гл. 21, ст. 9). Представим, что с таковыми восторгами,
воплями, услаждениями, наконец погружаются они в блаженную бездну всесвятейшаго
Божества, творятся обоженными так, что уже остается един Бог, всяческая во
всех (1 Кор. гл. 15, ст. 28).
Сие есть самое недостаточное и бедное описание славы будущаго воскресения нашего. Но каждый из Христиан то может представить себе больше, или меньше; всяк по мере веры своея.
Ежели когда, то наипаче в сей благословенный день таковым воображением и размышлением, таковым священным мечтанием должны мы наполнить и мысль свою, и ум, и дух, и сердце, да радость наша будет исполнена в себе (2 Иоан. гл. 1, ст. 12).
Поможет же сему, ежели
мы еще примем в разсуждение, что праздник сей, кроме Воскресения, называется и
Пасха. Пасха,
толико Церковию воспеваемая и радостно провозглашаемая.
Пасха означает прехождение народа Божия из Египта чрез море чермное в землю обетованную. Таковое Пасхи означение есть по смыслу простому; но по таинственному, она означает прехождение наше от земли на небо чрез житейское море, волнующееся напастей бурею. И так, чтоб достигнуть до земли обетованной, до царства Божия благополучно; надобно оставить Египет, надобно прейти море, оставить Египет со всем его безбожием и со всею для одного тела истощаемою работою. Прейти море житейскаго подвига, море различных напастей, скорбей и искушений, и преодолеть все то терпением и верою, дабы наконец стать нам победителями; и потому сподобиться взойти на небо, на колеснице славы воскресения чад Божиих, о Христе Иисусе, Господе нашем, умершем за нас, и для нас воскресшем. Аминь.
Говорено 1800 года, Апреля 8 дня, в Москве, в Успенском Соборе.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра