Паки составляет нам торжество Преподобный Сергий, и паки созывает нас на радость духовную. Проходит время; но не проходит память святаго мужа: ибо в память вечную будет праведник (Псал. 111, ст. 6). Протекают годы; но честь и слава добродетели и благочестия не уменшаются, не стареют, ниже истлевают: ибо вечность всегда та же, и пребывает неизменна.
Может ли большее быть побуждение, чтоб мы хранили святыню, когда столь великое ея есть воздаяние? И все труды, подвиги, страдания, которыя для нее сносить должны, могут ли почесться тяжкими, когда мы, понесши их чрез самое краткое жизни сея время, вечною славою вознаграждены будем?
Святый муж, ныне и присно нами прославляемый! ты сему убедительный пример! скончався вмале исполнил еси лета долга (Прем. гл. 4, ст. 13). Се уже более четырех сот лет, как Церковь празднует память твою: но пройдут и тысячи лет; а имя твое останется незабвенно. Да хотяб и люди до такаго дошли развращения, что имя твое предали бы забвению; но оно у Бога вечнаго в блаженной вечности записано в книгах животных, и из оных никогда не будет изгладимо. Хотяб чудесныя силы от тебя текущия по судьбам Божиим и изсякли: но истина Евангельская пребывает во веки; она говорит: не радуйтеся, яко беси вам повинуются; радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех (Лук. гл. 10, ст. 20).
Но ежелиб блаженство святых заключалося в собственной их особе, а нам из того никакой бы пользы не происходило; не столькоб мы имели побуждения праздновать память их. Что бо пользует сокровище сокровенное? Но нет! их жизнь всегда нам служит к наставлению, а паче ко обличению: ко обличению, говорю: ибо мы обыкновенно во исполнении заповедей Божиих извиняемся своею слабостию, сродною нам немощию человеческою, разными мирскими искушениями и соблазнами: и по сей же слабости заповеди Господни представляем тяжкими и ко исполнению неудобными или и невозможными.
Бог ведая все, и всегда желая и ища нашего спасения, представил нам и представляет жизнь угодников своих. Разве они были не человеки? разве не ту же плоть носили? разве не в томже мире жили? разве не темже немощам были подвержены? Однако совсем тем своим житием доказали, что они суть и человеки прямые, а не животныя безсловесныя, и плоть покорили духу, и возвысились выше своих немощей, и над миром восторжествовали. Что же остается нам ко извинению?
Братие, говорит Иаков Апостол, образ приимите злострадания и долготерпения Пророков: се блажим терпящих (Иак. гл. 5, ст. 10, 11). Се мы сами ублажаем их, счастливыми почитаем, что они умели претерпеть, и на конец толико прославились и на небеси и на земли. Они были люди такие же, как и мы. Илия человек бе, подобострастен нам (Тамже ст. 17). Сергий человек бе, подобострастен нам. Когда же мы сами их жизнь не порочим, а ублажаем; то самая совесть наша признает, что они поступали благоразумно, и точно по тому правилу, по коему просвещенный человек поступать должен: следовательно ежели мы им не подражаем, собственное совести нашея признание в том нас изобличает, и изобличать будет, и здесь, доколе живем, и на будущем суде Христове.
Вы прибегаете ко Святым, и их на помощь призываете. Святое и благочестивое дело! но чего вы в молитвах своих от них просите? здравия ли? Но они хвалились в немощах своих, ведая, что елико внешний человек тлеет, то есть, тело страждет; толико внутренний, то есть, душа обновляется (2 Кор. гл. 4, ст. 16). Богатства ли? Но они их за уметы, за сор вменяли, да единаго Христа приобрящут (Филип. гл. 3, ст. 8). Чести ли и славы? Но они поношение Христово почитали паче Египетских сокровищь (Евр. гл. 11, ст. 26). Избавления ли от бед и несчастий? Но они учили, что его же любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет (Евр. гл. 12, ст. 6). Ибо обыкновенно беды, несчастия и болезни человека смиряют, и в чувствие и во исправление приводят.
Просите ли вы в молитвах своих у Святых, чтоб они ходатайством своим испросили вам исправления жизни, и подражания их добродетельному подвигу? Ежели сего просите: то сие-то есть, что наиболее угодно Богу, что наиболее угодно Святым Его. Сие-то есть, искать, по Евангелию, царствия Божия и правды Его (Матф. гл. 6, ст. 33). Сие-то есть, чего мы единственно у Бога, чрез ходатайство Святых, испрашивать должны. И ежели сие получить удостоитесь: то и прочая вся приложатся вам: то есть и здравие, и богатство, и честь, и избавление от бед и несчастий.
Здравие: ибо болезни наиболее происходят от неосторожной, невоздержной и развратной жизни. Богатство: ибо, как Пророк свидетельствует, не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы: праведник весь день милует, да и взаим дает (Псал. 36, ст. 25, 26): ибо он к богатству не пристрастен, и малым доволен, ведая, яко лучше малое праведнику, паче грешных богатства многа. Чести: но и сия обыкновенно бывает наградою добродетели, а не порока. А ежели она очень не редко и порочному достается в удел: то от сего-то самаго праведник получает наставление, чтоб ею не прельщаться, и за нею не гоняться. Избавления от бед и несчастий: нет лучшаго к тому средства, как, естьли вы молитвами Святых испросите то, чтоб вам Бог помог подражать житию Святых. Вы в сем добродетельном состоянии или бед и несчастий иметь не будете; или их великодушно и с приобретением существенной для себя пользы перенесете.
Терпение есть наилучшее и нужнейшее для нас благо. Без терпения и в мире сем ничего получить не возможно: кольми паче оно необходимо потребно в добродетельном подвиге. Всякая работа приводит в движение тело, и доставляет ему здравие, или укрепляет в оном: а терпение приводит в движение дух и доставляет ему благосостояние, или укрепляет в сношении бед и несчастий. Сего мы у Бога молитвами Святых единственно и всеусердно испрашивать должны.
Но положим, чтоб мы чрез молитвы Святых испросили себе от болезней облегчение, от бед избавление; испросили бы себе и богатства и чести: но что, ежелиб мы за всем тем оставались при своей неисправной и беззаконной жизни, и совсем бы не так жили, как жительствовали Святые на земли; что же бы мы себе приобрели получением оных мнимых благ? Паки скоро в теже, или и в горшия впали бы болезни; паки навлекли бы на себя беды и несчастия; паки бы обнищали; паки с высоты честей были бы низпровержены.
Да хотяб и здравие, и честь и богатство при нас оставались непоколебимо; но при порочной жизни сие приобретение весьмаб было мало, и человека недостойно. Воспользовал бы ты тело; но погублял бы душу. Приобретал бы для себя век сей краткий и коловратный; но терял бы век будущий, блаженный и присносущий. Гонялся бы за одною тению; а до самаго существа никогда бы не достигал, а паче бы от него удалялся. Нет!
Добродетельная, или хотя к добродетели расположенная душа, сими прелестьми обманывать себя не допустит: но не только не допустит, да еще будет в неизвестности и колебаться сумнением, стоит ли она еще на правом пути перед Богом. Почему? Потому что видит многих, и очень многих порочных и развратных людей, что они и здоровы, и честьми возвышены, и богатством изобилуют; или, чтоб сказать Давидовыми словами, сынове их яко новосаждения водруженная в юности своей: дщери их удобрены, преукрашены, яко подобие храма: житницы их наполнены; овцы их многоплодны: волове их толсты: нет падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их (Псал. 143, ст. 12, 13, 14). Но что сии за счастливцы? добрые ли они люди? Нет! ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды (Псал. 143, ст. 11).
Теперь смотри ты добродетельный муж! ежели и ты также и здрав, и богат, и превознесен, с кем ты сравнялся? Конечно с теми, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды. Так что же ты приобрел своею добродетелию? Или паче, можешь ли ты уверить свою совесть, что ты стоишь на пути правом пред Богом?
Но Господи! где же то, что Пророк Твой вопиет: коль многое множество благости Твоея, юже скрыл еси боящимся Тебе (Псал. 30, ст. 20)? Сие слово, скрыл, означает, что многое множество благости Господней сбережено у Него для единых праведников: а грешники в том никакова участия не имеют, да и не понимают Его. Праведники вкушают от манны сокровенныя, а мир не знает сладкаго сего вкуса.
Сих-то благ, вы благословеннии, испрашивайте у Бога чрез молитвы Святых! и прочая вся к некоторому вашему ободрению и утешению, и прочая вся приложатся вам. Подражайте вере Святых и житию их, и сим-то почтите память их.
Ничто наше честолюбие мирское столько не льстит, как, ежелиб мы приметили, что наши дела так нравятся другим, что их перенимают и сходно с нами поступать желают. И Святые к чести своей зело ревнивы: ничего так не желают, как, чтоб мы их жизнь за образец себе брали. И сие творят они не по честолюбию, но по горячему к нам усердию, вседушевно желая, чтоб мы тояже с ними чести и славы и блаженства удостоились, каковыми они днесь ублажаются на небесех. Аминь.
Говорено в Троицкой Лавре, в Троицком Соборе 1799 года, Июля 5 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра