Мы не праздновали бы сего Воскресения, ежели бы не надеялись воскресения нашего будущаго. Ибо почто бы ныне праздновать Воскресение, ежели бы мы, по нещастию, думали, что после сей жизни и душа наша и тело умрут, и мы в том же состоянии останемся, каковыми были прежде рождения. Но мы веруем воскресению нашему: ибо веруем, яко Христос умер и воскрес. Он есть основание нашего воскресения. Он первородный из мертвых. Ежели бы толикий Праведник и святых Святейший умер, но не воскрес; то как бы мы грешники и ничтожные надеялись воскреснуть? Ежели Христос не воста, глаголет Апостол; то тща вера ваша, тщетно и проповедание наше, да и суетно наше празднество.
И так веруя, яко и Христос воскрес, и нас утвердил в несумнительной надежде воскресения нашего, радуемся днесь и веселимся, и торжествуем, и Церковь оглашаем пением, и взаимными друг друга сречаем приветствиями со святым целованием.
Но не поудержаться ли нам радоваться, доколе не вникнем прилежно в сие таинство. Глаголет во Евангелии воскресший Господь, яко сотворшии только благая, воскреснут в воскрешение живота; а сотворшии злая, хотя воскреснут же, но в воскрешение суда (Иоан. гл. 5, ст. 29). О и радостное и страшное изречение! Что, ежели бы нам ныне гласом Божиим извещено было, что мы хотя и воскреснем и душею и телом, но в воскрешение не живота, а суда, то есть осуждения; могли ли бы мы сей праздник весело праздновать? Не должны ли бы были всю радость пременить на плачь и рыдание, бежать на горы и холмы, и вопить горам: падите на ны, и холмам: покрыйте ны от лица Судии, седящаго на страшном престоле и осуждающаго нас на мучения вечныя? Поистинне сей праздник не был бы днем праздника, а днем отчаяния и погибели. Но Бог человеколюбив; не хощет смерти грешника и погибели, но хощет всем спастися и живым быти.
Всем, глаголю; кольми паче нам Христианам. Не вотще Он воплотился, не вотще пострадал и умер, не вотще и воскрес. Не вотще призвал нас гласом Евангелия, отродил снова и очистил банею крещения, и доселе еще питает нас телом и кровию своею. Не вотще и Церковь Его собирает нас в недра свои, открывает нам все сокровища чудес Его, наставляет нас словом жизни, утешает пениями, веселит священными обрядами, утверждает в надежде вечныя жизни. А притом, хотя и угрожает воскрешением суда; но не для того, чтоб осудить, а чтоб исправить, и лучшими и благонадежными нас представить Судии живых и мертвых. И так все сие никак не есть тщетно.
А чтоб все то было в нас действительно, вот и духовное к тому и сильное средство представляет слово Божие. Оно нам объявляет, яко гаданием, что мы можем воскреснуть еще прежде смерти своея. Как! еще не умер, а уже и воскрес? Так поистинне. Вот вам в том свидетель Апостол Павел. И вы помышляйте себе, мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. гл. 6, ст. 11). Вот вам в том свидетель и сам Господь. Он о блудном сыне, пришедшем в раскаяние и справление, говорит: сей мертв бе и оживе (Лук. гл. 15, ст. 24). Вот воскресение! И сие сказано не о умерших, но о живых; о живых чрез покаяние и исправление жизни, яко из мертвых воскресающих.
Ты, грешник, ежели во грехе пребываешь и не покидаешь его; ты мертв а не жив: ты жив на злое дело; но на доброе мертв. Ты жив пред людьми; но мертв пред Богом. Когда же покаешся и исправишь себя, ты воскреснешь. И сие воскресение не только спасительно, но и необходимо нужно.
С сего-то воскресения и надлежит начать. Ибо без сего в будущее общее воскресение мы не воскреснем, или хотя и воскреснем; но наше воскресение несноснее будет самой смерти: воскреснем, но в воскрешение суда, во осуждение. Оное воскресение единственно зависит от всемогущества Божия: а сие нынешнее наше Воскресение и от Божией благодати, и от нас. Восхощем уклонитися от зла и творити благое; и благодать Божия готова всегда нам в том содействовать, и мы оживем. А не восхощем творити добра, и уклонитися от зла; и благодать Божия нас оставит на произвол наш: ибо она жертвы от нас произвольной требует, и мы умрем, мы погибнем. Ибо лишимся надежды получить и впредь воскресение праведных.
Но вы собралися здесь с радостным духом праздновать Воскресение Христово. Так оживите же прежде покаянием и жизнию Христианскою, и возрадуетеся. Востани спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Ефес. гл. 5, ст. 14). Ибо поистинне, хотя иный в сей праздник и пришел во храм, и с прочими Христианами кажется радостен и весел, но истинной радости в нем нет. Не может радоваться духовно нечистый сердцем, и совестию обличаемый, и судом Божиим угрожаемый. Он радуется, но для других телесных вещей, яко-то, для светлейших Церковных обрядов, или еще и хуже, для лучшаго наряду, для вкуснейшей пищи, для случая к гулянью, а может быть для случая и ко греху, яко-то, для пиянства, или блудодеяния и других своевольств. Все сие есть тщетно, все сие истинной Христианской радости в сердце таковаго произвесть не может. Ибо он мертв; а мертвый как может радоваться? Днесь един праведник радуется. Да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. А кто праведник? Праведник есть грешник, (ибо кто без греха?) грешник; но кающийся, исправляющийся и начинающий доброе вести житие.
Подумайте; ибо вы и сами то ведаете, какую радость тот чувствует, кто был блудодейством, или пьянством, или скупостию, или кражею, или другими пороками порабощен, но во всем том покаялся, все то совершенно отверг, и стал целомудрен, воздержен, и трезв, и милостив, и щедр, и подвижен на всякое дело доброе; какую радость таковый будет чувствовать? О поистинне, велию и чистейшую, и которую изобразить трудно! Ибо она есть оный мир, превосходящий всяк ум (Филип. гл. 4, ст. 7), то есть, выше всякаго понятия и истолкования.
Сею радостию имея исполненно свое сердце Христианин, и сей Воскресения праздник и прочие праздники будет праздновать весело, с восторгом душевным и богоугодно.
Подумайте же, какова уже радость будет тех избранных Божиих, кои сподобятся в последний день воскреснуть в воскрешение живота, и предстанут пред лице Божие совсем свободны от всех страстей и непорочны? О поистинне, око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. гл. 2, ст. 9)! Аминь.
Говорено 1802 года, Апреля 13 дня в Троицкой Лавре.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра