Иже хощет по мне итти (Марк. гл. 8, ст. 34), возглашает Спаситель. Но кто же бы из нас по нем итти не восхотел? Он сие говорит не к Иудеям неверующым, но к нам в него верующым. Когда веруем в него, тем самим почитаемся, что уже мы восхотели итти по нем.
Но есть пример в Евангелии, что некоторый не хотел итти по нем; однако пошел: а другой итти по нем восхотел; но не иде. Конечно лучше тот, который не хотев по нем итти, однако пошел; нежели тот, который объявил свое хотение, но исполнить то отрекся. Двоедушный муж неисправен во всех путех своих (Иак. гл. 1, ст. 8). Что в таком хотении? Не есть ли сие лицемерить, и обманывать Бога и самаго себя? Страшно на таковых изречение Апостольское. Невозможно, говорит, просвещенных единожды, и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа святаго, и добраго вкусивших Божия глагола, и силы грядущаго века, и отпадших, паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе, и обличающих (Евр. гл. 6, ст. 4, 5 и 6). То есть, Христианин крещением и благодатию просвещенный, но по тому не живущий, да еще то и отвергающий, вторично распинает Сына Божия.
Но какая б была причина, что мы и хочем итти, однако не идем. Вспомните о семени, что сказано: иное семя пало на камени, и понеже не имело влаги, не прорасло, и изсохло. Пало, значит хотение. Не прорасло, значит, не иде. Ибо как семя осталось безплодно; так и хотение таковое без исполнения. Что причиною? Камень, жестокое сердце, влагою благодати Божия не умягченное.
Однако не льзя сего о всех сказать. Иные подлинно хотят итти по стопам Христовым: но дух бодр, да плоть немощна. Ониб пошли по нем, когдаб по нем итти можно было, не откладывая выгод и прихотей мирских. В таковом заблуждении были некогда сами Апостолы. Возжелали они сесть со Христом одесную и ошуюю Его: то есть, быть при нем в первых мирских величавых достоинствах; и хотя, чтоб достигнуть сего, предложено им наперед испить чашу страдания. Они не отреклися и сего, толькоб сесть одесную и ошуюю Его. Таковыя слова были тщетныя; и мнили они обмануть ими Бога, а сами себя действительно обманывали. Одно другому противно: величавость мирская со страданием не вместительна.
Сие-то точно есть причиною, что и мы желаем по Христе итти; однако нейдем: то есть, что он велит нам за собою итти; но не просто, а со крестом. Иже хощет по мне итти, да возмет крест свой (Марк. гл. 8, ст. 34). Мы хотели бы по нем итти, но без креста. Дозволь нам Спасителю, (хотя не словами, а делами так мы к нему говорим;) Дозволь Спасителю, нам итти за тобою; но с тем, чтоб все мирския выгоды и увеселения при нас осталися.
Как сему возможно быть? Несть раб более господина своего (Иоан. гл. 13, ст. 16). Он сам восходит со крестом на Голгофу: как же нам итти за ним без креста? Сие значит, хотеть итти, и не хотеть: хотеть устами, но не хотеть сердцем: хотеть словом, но не хотеть делом. Никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими (2 Тим. гл. 2, ст. 4). Как вождю подвизаться до смерти противу неприятеля; а воину, между тем опочивать на мягкой постеле? как торговлю производить; а трудов убегать? Как от земли плода ожидать; а не хотеть сносить ни пота, ни жара? Как противу порока итти; а не ожидать от мира искушений и гонений? Как порок победить; противу гонений и искушений не вооружившись мужественно? Решившись овладать небом, надобно противу себя вооружить весь мир. Сколько тут будет крестов! поистинне не льзя итти в след Христа без креста.
Самыя мирския выгоды не льзя получить без многих подвигов, без креста мирскаго. Но сей крест есть нещастливый! Надобно его нести с великим трудом и потом; но донести до известнаго места; когдаб надобно было уже ожидать покоя, открывается другой крест еще того несноснее. Раскаяние, безпокойство, болезни. Ибо обыкновенно сии бывают следствия честей, богатств и сладострастия. Но крест для Христа взятый и несомый тем есть вожделенен, и любезен, что хотя он и тяжек; но напоследок покой доставляет: покой совести, покой тела и души, покой ничем не возмущаемый; ибо вечный. Проидохом сквозе огнь и воду, вопиют понесшие крест сей, и ввел ны еси в покой (Псал. 65, ст. 12). Да и сам подвигоположник, как в ношении креста, так и в последующем за тем блаженстве, подал нам пример. Видим Иисуса за приятие смерти славою и честию венчанна (Евр. гл. 2, ст. 9). Вот крест; но в след за ним шествует слава и честь.
И в сем-то разуме сказаны Евангелием оныя кажущиеся противными слова: иже душу свою спасет, погубит ю: а иже погубит душу свою, спасет ю (Марк. гл. 8, ст. 35). Как сие может быть? кажется, кто спасет душу, тот спасется: а кто погубит ее, тот погибнет. Спасение и погибель суть истинные; суть же и мнимые. Кто убояся на войне сражения, себя спас, то есть, убежал, тот погиб; ибо стал предатель отечества. А кто себя погубил; то есть живот свой за отечество положил; тот себя спас: ибо на веки благословен отечеством своим. Мнимое есть спасение, когда я зберег себя для жизни сей временной; а для вечной погубил. Мнимая есть погибель, кто жизнь сию принес в жертву для жизни будущей. Истинное спасение есть, когда я изнуряя плоть, обновляю дух: и временное пренебрегая, достигаю блаженной вечности. Истинная погибель есть, когда я угождая плоти, разслабляю дух: и мертвенность более уважаю, нежели безсмертие: иже душу свою спасет, то есть к миру сему всего себя пристрастит, погубит ю, а иже погубит душу свою; то есть; жизни сей для добродетели и Бога не пощадит, спасет ю (Марк. гл. 8, ст. 35). Так для чегож креста сего бояться, когда он по видимому токмо отягощает; а самою вещию облегчает и успокоивает.
Однако при всем том нас крест устрашает. Но для чего? Тягостен поистинне и претягостен крест Христов. Но он, по снисхождению к нашей немощи, велит нам взять крест свой, а не Его. Тяжек крест и мучеников и пустынников. Но он не предписывает всем нам непременно брать крест их; а каждому свой, каждому по силе своей, и по мере звания своего и дарований.
Сей крест не может почесться совершенно тяжким. Ибо поистинне не более нести надобно для добродетели, как сколько несем мы для порока; да и несем ни мало не жалуяся. Оставим на время крест Евангельский. Сколько мы в мире сем прелюбодейном и грешном (Матф. гл. 12, ст. 39) сносим для удовольствия своих страстей. Сносим, когда терзает нас зависть; сносим, когда нас день и ночь безпокоит честолюбие: сносим, когда нас яко огнем палит похоть страстная; да еще сие паление возжигаем, им услаждаяся: сносим всякия труды, даже соединенныя с бедствиями и опасностию жизни, для приобретения корысти. Уже не говорю о домашних суетах, хотя невинных, однако не малотягостных, о содержании жены, о воспитании детей, о угождении началникам, не редко строптивым, и прихотливым и гордым. Все сие сносим; да и роптать не смеем.
Но и неминуемо должно сносить. Когда мир прелюбодеен, то редко в ком есть искренняя любовь. Один вид дружбы; а самою вещию всяк во всем своей пользы ищет; хотяб то было с подрывом пользы другаго. Когда мир грешен; то исполнен он соблазнов. Куды ни обрати очи, везде найдешь больше примеров худых, нежели добрых. Все сие мы сносим; и Бог ведает для чего. Сносим, и не редко воздыхая говорим: О житейское море! О тягостная жизнь! О нещастливая человека смертнаго участь!
Так почто же не лучше взять и носить крест Евангельский? то есть, все тоже сносить, но не для угождения страстей, а для Бога и добродетели. Конечно они стòят, чтоб для них взойти в подвиг. Великая и прибыточная торговля; таковым подвигом присвоить себе Бога, быть обладателем добродетели, победителем мира, и получить право к наследию благ вечных. И так посему всяк, слыша глас Спасителев: Иже хощет по мне итти (Марк. гл. 8, ст. 34), тотчас без боязни с радостию должен отозваться: Иду, аможе аще идеши, Куда же нам итти? (Матф. гл. 8, ст. 19). Глагòлы живота вечнаго имаши (Иоан. гл. 6, ст. 68). Токмо ты сам обрати нас к себе; и обратимся. Ибо уготовляется самое хотение от Господа (Притч. гл. 8, ст. 35).
Но чтоже сказать о тех, то есть, о нас, которые уже и объявили свое хотение итти за Христом, и крест на рамена своя уже приняли. Ибо мы крестилися. Спогребохомся Христу крещением в смерть (Рим. гл. 6, ст. 4). Мы с ним чрез крещение погреблися; мы с ним умерли; следовательно, весь мир, с прихотьми своими стал до нас непринадлежащим: мы другому горнему духовному миру себя присвоили. Так какже уже после сего можно отрицаться? Дерзнет ли кто сказать, что мы все то принимали на себя по наружности; а в сердце того у нас не бывало? Но понеже сие и страшно и постыдно Христианину сказать; так пусть же всяк обещавшийся за Христом итти, не отрицается за ним итти со крестом. Аминь.
Говорено в Чудове монастыре 1791 года Марта 16 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра