30. На вознесение Господне

СЛОВО

НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

И так оставил нас пастырь добрый, истинный наставник и учитель, врачь больных, развратных обличитель, проповедник покаяния, кающихся утешитель, провозвестник благодати, примиритель и ходатай о нас к Богу, Спаситель и искупитель мира, благодетель и друг человеческаго рода. Ибо вознесся он от земли и облак скрыл его.

Гордые Фарисеи, злобные завистники, в пороках и страстях утопающие люди, возрадуйтеся теперь, ежели то вам угодно и полезно. Несносным он для вас казался: ибо свободно открывал и обличал ваше лицемерие, опровергал ваше суеверство, унижал вашу гордость, посрамлял ваше корыстолюбие, и пресекал несовестные ваши к тому способы. Теперь вы остались свободны поступать по вашим прихотям. Нет уже обличающаго, нет удерживающаго. Вознесся он, и облак скрыл его. Грешники своевольствуйте, лицемеры обманывайте, невоздержники сластолюбствуйте, грабители похищайте, насильствуйте сироту и вдовицу, неправедные судии превращайте суд и правду, вы остались на земли самовластны. Бегайте по стремнинам и горам: обуздавающая узда снята с вас. Посланный с небес для обличения и исправления людей, паки во оныя возвратился, и облак скрыл его.

Ах! как краткое было на земли его пребывание! сколько веков он ожидан был! Сколько пророки утешали человеческий род прибытием его! Да и сколь нужно было сие его на землю пришествие! Посмотрел некогда Господь с высоты небесной на детей человеческих, чтоб узнать, есть ли кто с истинным просвещением, есть ли непорочное на земли Богу служение, есть ли какая честь добродетели и правде? Что же увидел? Вси уклонишася, вкупе непотребни быша, несть творяй благое, несть даже до единаго (Псал. 13, ст. 3).

Ко исправлению таковой падшей храмины послан было был великий пророк, учитель, архиерей, советов Божеских милостивых участник, провозвестник и исполнитель. Пришел он, побыл, посмотрел, увидел везде одно развращение, порок, беззаконие, злодеяние. Обличал то, исправлял, врачевал, просвещал, истощавал всего себя на сию спасения нашего работу, излил весь пот, излил всю кровь, предал на все мучения свое тело, изпустил дух, положил душу, и после всего того возвратился паки на небо, и облак скрыл его от очей наших.

О Господи Иисусе! Не рано ли ты оставил нас? Земля остается в прежнем своем худом состоянии: люди остались теже: теже своевольствуют пороки, страсти, беззакония, неправды. И в присутствии твоем злоба и неправда не умолкала, не скрывалась, была дерзновенна и нагла, и на самого тебя вооружалась. При тебе самом так было; так что же должно быть по отсутствии твоем? Однако он со всем тем оставил землю, вознесся от нас, и облак скрыл его.

Мы удостоившись быть его учениками, его верою просвещенными, и чрез таинство крещения в его службу записанными, мы в каком при сем Господнем от нас отбытии должны быть разположении. Радоваться ли нам, печалиться ли, страшиться ли? Я хочу вам показать, что вознесение Господне от земли на небеса, должно быть для нас и печально, и радостно, и страшно.

Печально! Ибо Апостолы услышав, что Господь Иисус хощет их оставить, зело скорбели и смущалися. Почему и он им утешая говорил: Не оставлю вас сирых (Иоан. гл. 14, ст. 18). А сие уже и означало, что они имели без него оставаться сиротами. Какое же сирот от родителей оставленных есть состояние, кому не известно? Ежели в нас есть истинная в него вера, и сыновняя к нему любовь, как нам не желать, чтоб всегда взирать на его прелюбезное лице, услаждаться его беседою, пользоваться его советами, исправляться его наставлениями. Навсегда зрения лишиться того лица, котораго нет ни дражае ни любезнее, какая духу скорбь, какая сердцу печаль?

Мы еще в младенческом духовнаго совершенства возрасте, слабы, малопросвещенны, окружены отвсюду искушениями, а внутри осаждены наглостию страстей: Ходим яко во тьме, по путям непроходимым; пути же Господня не разумеем (Прем. гл. 5, ст. 7). Вознесением от нас Господним, лишились мы премудраго руководителя, сердобольнейшаго отца. Кто нас без него поправит, кто наставит, кто заблуждающих на путь приведет, кто падших подъимет, кто в искушениях и страстях поможет? Остаемся мы еще в мире, в сем море возмущаемом напастей бурею: Беды во градах, беды в пустыне, беды на море, беды от неприятелей, беды и от приятелей, беды от сродник (2 Кор. гл. 11, ст. 26). Сильный утесняет слабаго, богатый беднаго: зависть порочит и самую добродетель; и самая правда не защищает, но она то и бывает более гонима. Остаемся мы, яко агнцы посреде волков. Кто же единственный был и сильный правды защитник, несчастных покровитель, и тот оставляет нас, отходит на небо, и облак совсем скрывает его. Как не скорбеть, как не печалиться? Остались мы сиротами: окруженны отвсюду искушениями и напастями в мире сем развращенном и грешном без всякой защиты и утешения. И так по сему вознесение Господне от нас, есть зело печально.

Но оно же есть и радостно: радостно потому, что еще не льзя сказать, чтоб Господь Иисус оставил нас; да и оставить не может. Его самого есть сие слово: Се аз с вами есмь во вся дни, до скончания века (Матф. гл. 28, ст. 20). Не присутствует он с нами телом; но присутствует духом. Всегда истинному Христианину можно взирать на его лице, слушать его беседу, находить в нем для себя защитника и покровителя. Чист ли ты сердцем? Оно есть зерцало, в коем светло сияет лице Господа Иисуса. Просвещен ли ты умом? Слово его с тобою всегда беседует. Каешся ли ты? Благодать его тебя утешает и разрешает. Борешся ли ты со страстями? Его сила тебя подкрепляет. Не ослабеваеш ли ты в бедствиях? От него сие в тебе мужество. Вся могу, вопиет Павел, о укрепляющем мя Иисусе Христе (Филип. гл. 4, ст. 13). Так как же он нас оставил? Более он о нас печется, нежели мы сами о себе.

Когда по Божеской правде хотел он возвратиться ко Отцу, говорил, что не оставит нас единых, но инаго утешителя послет к нам, утешителя Духа святаго. Обещал и исполнил. Сие исполнение очень ясно видит праведная душа. Добрый Христианин, честной человек, когда живет праведно, других милует, от греха остерегается; а согрешив по слабости, скоро покаянием то очищает, другим не завидует, своим состоянием доволен; при малейшем смущении прибегает к молитве, течет во храм, и тем смущение прогоняет, остается спокоен, и всегда о Господе Спасе своем радостен. Таковое добраго Христианина состояние есть несумнительное доказательство, что Господь исполнил свое обещание, послал Духа утешителя. Ибо без него никак бы человек своими силами исправить того не мог.

А сие и не паче ли умножает нашу радость, что он вознесся на небо для того, по его собственным словам, да уготовает нам место (Иоан. гл. 14, ст. 2). О Божественнаго, О любезнаго и сладчайшаго гласа! Вот истинное промыслительнаго и сердобольнаго Отца свойство. Иду уготовати вам место: и егда уготовлю, паки прииду, и возму вы к себе; да идеже есмь аз, тамо и вы будете (Иоан. гл. 14, ст. 2, 3). Для вас земля не есть отечество: есть временное пребывание: есть странствование. Побудьте вы на время в сем месте подвига, вкусите горести, труды и бедствия; дабы для вас были наконец сладостнее награда, покой и веселие. Я между тем пойду, и вам вечное блаженства жилище уготовлю, чтоб вы по трудах и болезнях взошли в место уже для вас приуготовленное, преукрашенное, всем снабденное и предовольное. И так вознесение Господа Иисуса от нас на небеса, конечно должно быть радостно для всякаго истиннаго Христианина.

Но сказал я выше, что оноже есть и страшно. О сем напомянул нам ангел Божий. Ибо он при вознесении Господнем апостолам сказал, что Господь Иисус паки приидет, имже образом видесте его идуща на небо (Деян. гл. 1, ст. 11). Сими словами конечно означается второе Христово пришествие, паки приидет.

Но для коих вознесение Господне есть радостно в том разуме, как пред сим сказали мы, для тех и сие пришествие Христово не будет страшно. Ибо оно только принесет им совершенное за подвиг веры награждение. Се Господь грядет и мзда его с ним (Исаии гл. 40, ст. 10). Чего же страшиться, когда он идет ко мне, чтоб меня за труд премногою платою удовольствовать?

Но бойтесь, страшитесь, и ужасайтесь, о вы грешники, грешники нераскаянные! Вы при отбытии его от земли возрадовались: ибо зле помыслили, что оставлены вы на воле: свободны делать, что ни пожелаете. Никто не препятствует: нет обличающаго, ни удерживающаго, ни угрожающаго. Нет хозяина, нет учителя, нет надзирателя, нет судии. Все, что ни зделаем, будет скрыто; все пройдет, и течением времени все изчезнет. Не узрит, ниже уразумеет Бог Иаковль (Псал. 93, ст. 7). Опамятуйтеся несчастливые, и буи умудритеся. Се паки приидет, имже образом видесте его идуща на небо (Деян. гл. 1, ст. 11). Будет уже день тот, день тьмы и мрака, день преставления света, день потрясения вселенныя. Сей день откроет все сокровенности сердечные, и Господь Иисус духом уст своих убиет нечестиваго (2 Сол. гл. 2, ст. 8). В сей день, Аще праведник едва спасется; а грешный и нечестивый где будет? (1 Петр. гл. 4, ст. 18). О день страшный и ужасный! Но он же вожделенный и радостный! Страшен для злодеев и грешников нераскаянных: радостен для праведников и грешников кающихся. Аминь.

Говорено в Вознесенском монастыре 1787 года, Маиа 6 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.