В сии святые дни1, когда церковь уставила пристойное Христианам зделать приуготовление ко вступлению в подвиг поста и покаяния; в сии, говорю, дни, когда помыслим, что домы исполнены непристойными и пиянственными пиршествами; что стогны оглашаются неистовых людей козлогласованиями; что суетныя зрелища утеснены страстными зрителями; когда о сем помыслим: то надлежало бы церкви Божией, заключив двери свои, во уединении оплакивать развратность детей своих, оставить праздники свои, и матерний свой глас в средине таковых неистовых шумов запечатлеть молчанием.
Но
благочестивое собрание ваше разгоняет сетование ея; изнемогающий ея глас ободряет,
и дает уверение, яко суть во избранном Израиле непреклоняющие колен своих
пред студным ваалом (3 Цар. гл. 19, ст. 18). Да и сей праведник, егоже святую
память праздновать мы неотрицаемый долг имеем, требует от нас дело благочестия
почитати паче всего. Сколькоб порок ни возносил своей главы; но должен уступить
торжество добродетели. Пусть она иногда, яко солнце облаком, покрывается; но
светлости своей никогда не теряет, и разгнав тьму в полном своем сиянии освещает
вселенную. Но порок, яко неистовая жена, на время некоторыми прикрасами утаевает
гнусность лица своего: но естественный недостаток тем не истребляется. Мы сие
увидеть можем, естьли только сравним празднования духовныя с мирскими:
ибо тем самим откроется, каков плод есть добродетели: и сколь обманчиво есть
удовольствие пороком обещаваемое.
Празднование и духовное и мирское почитается потому
празднованием, что в таковые дни уволяет себя человек от заботливых и отяготительных
трудов и работ, и в приятном упражнении находит
себе покой. Подлинно слабость человеческаго состава требует, чтоб дух некогда
имел отдохновение от бремени забот, и тело того же бы было участно. Но посмотрим,
празднования мирския достигают ли сего естественнаго конца?
Празднования духовныя состоят в размышлении нашем
о самих себе. Постыдноб было для человека, единственно привязывать себя к земле,
и единому работать чреву. Надобно когдалибо помыслить о своем начале и о своем
конце: взять в разсуждение, что его начало требует ему быть святым; а конец
быть добродетельным. Ибо источник, из коего проистекло бытие наше, есть свят:
и потому сказано: будите святи, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш (Лев.
гл. 11, ст. 44). А конец определен, чтоб дать когдалибо пред праведным судом
отчет в делах своих, и от них прославиться, или постыдиться. О сем размыслив
человек, и нашед самаго себя от совести незазираемым, почувствует в себе самую
живую радость, и тем внутренность свою успокоит. Найдет же ли напротив себя
неисправным и пред самим собою зазорным; истинным раскаянием сокрушит сердце
свое, а тем и рану свою излечит, и для будущаго времени
возмет предосторожность, и благою на милосердие Божие утвердит себя надеждою.
Сей есть плод празднований духовных: ибо в таковые дни о сем размышлять мы обязуемся.
Но мирския празднования, вместо того чтоб от забот
нас успокоить, большими развлекают заботами. Нет времени помыслить о самих себе;
или еще и больше в таковые дни самих себя позабываем. Попечение о угождении
чреву, ревнование, чтоб роскошным щегольством других превзойти, воспаление ко
удовольствию сладострастия, неутомимая привязанность к суетным зрелищам, а некоторых
и пиянственная страсть, все мысли и все чувства занимают. Так сие ли есть успокоение
от забот? Сие ли есть удобный случай к размышлению о самих себе? Сие ли есть
свойство празднования? Лучшеб было, естьлиб и в таковые дни всяк по должности
своей занимал себя трудами и работами. Ибо естьлиб они не попустили нам взойти
в вышшее о самих себе размышление: но покрайней мере страстным и порочным упражнениям
овладеть нами не подали бы случая. И так празднования наши, вместо того, чтоб
отличить таковые дни особливою святостию, по нерадению нашему превращаются в
большее послабление; а потому
больше в них находим случаев к возмущению внутренняго покоя нашего.
Празднования духовныя состоят в размышлении о делах
Божиих. Хотя дела Вышняго суть сами по себе непостижимы, и совсем отличны от
порядка наших дел: однако некоторым образом должны быть с ними соединены. Ибо
мы дела свои порядочно не можем устроить, естьли дела Божия не поставим для
них правилом. Как созданы мы по образу Создателеву: так потому и все поступки
наши должны быть тому сообразны. И длятого помыслить надлежит о премудрости
Создателевой все твари управляющей, и посмотреть, храним ли мы Его прекрасный
порядок, и не выходим ли из священнаго союза сего; помыслить надлежит о благости
Его всем созданиям благотворящей, и посмотреть, так ли себя управляем, чтоб
достойны были благодеяний Ея; помыслить надлежит о правосудии Его, никакого
неустройства и нарушения терпеть немогущем, и взойти в самих себя, не суть ли
дела наши таковы, что более заслуживают правосуднаго наказания, нежели благоволительнаго
покровительства; помыслить надлежит о всемогуществе Его, и ко утешению своему
заключить, что нет нещастия, котороеб не мог Он обратить для нас во благое;
нет бедствия, в коем не могла бы подкрепить Его всесильная рука. Видите, сколь
нужно есть для нас размышление о делах Божиих. Но когда о них свободнее подумать
можем, естьли не тогда, как тело тяжкие труды и работы на время отложит, и дух
от бремени мирских забот облегчится? Для чего прямо праздничные дни и уставлены;
и в них мы чрез таковое размышление находим свое успокоение.
Но таковы ли суть празднования мирския? Могут ли
они допустить, чтоб мысль наша вознеслася к горним, и отътуду бы привлекла утомленной
душе спокойствие и радость? Известно, что они более утучняют плоть, более развлекают
разум, более занимают чувства, большее страстям подают питание; а потому весь
человек становится плоть и кровь, как бы оживляющаго духа в нем не было. При
таковом несчастливом расположении может ли он найти прямое спокойствие свое?
Утучненная плоть причиняет болезни: развлеченный разум сам собою утомляется:
услаждаемыя чувства приводят следствия для чести и совести огорчительныя: питаемыя
страсти наполняют внутренность смущением и бурею. И
так в таковые дни человек становится суетнее и несчастливее, нежели во дни дел
и работ.
Духовныя празднования состоят в размышлении о делах богоугодных мужей. Положим, что дела Божия суть вышшаго порядка, нежели чтоб они могли нам быть правилом: но не можем уже отрещися, чтоб дела бывших нам подобострастных людей не могли нам служить примером. Для того бо церковь уставила праздновать и дни памяти их, дабы нас возбудить к подражанию им. Тояже плоти были причастны, тех же немощей, таковыми же были окружены заботами и соблазнами: однако при всем том имели столько благоразумия и осторожности, что знали, в чем свой покой поставлять, и умели себя предохранить от прилипчиваго тления века. Удалив от себя все излишния увеселения и страстей услаждения, могут ли они о том, или мы о них сожалеть, что аки бы они лишали себя понапрасну своего удовольствия, а ничего чрез то не приобрели?
Оставим протчих: довлеет нам сей, очам нашим предлежащий,
Святитель. В жизни своей увеселял он себя исправным прохождением должности своей:
добродетелию своею
заставлял всех на себя взирать и приносить себе дань любви и почтения; в мире
окончал подвиг свой; имя его доселе осталось любезным, слава не умирает, тело
учинилось чудес источником, дух принят в недра Божия. Таковыя примеры и нас
возбуждать должны, дабы шествуя по их стопам, подобнаго искали себе удовольствия,
и тем бы освящали дни праздничныя.
Но празднования мирския какия могут нам подать примеры к наставлению? Люди, или пиянством помраченные, или сладострастием развлеченные, или представлениями на зрелищах к страсти воспаляемые в состоянии ли быть для нас нравоучителями? Не к тому сие говорю, акиб я осуждал увеселения непорочныя, и отдохновение нужное для немощей естества соединенное с пристойностию: но осуждаю, и оглашаю, и обличаю, и оплакиваю увеселения, пиршества и гуляния, коими благопристойность христианская посрамляется, коими безчинства умножаются, коими страсти питаются, коими душа разстроивается, коими нравы портятся.
Естьли мое слово не сильно к каковому благоуспешному
действию в сердцах Христианских:
то ты, Святителю Божий, помоги нам в том молитвами своими, и пример святыя твоея
жизни да будет правилом к нашему благому жительству. Аминь.
Сказывано в Чудове монастыре 1781, Февр. 12 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра