При случае, когда отрок Иисус блаженною Материю
Своею принесен был во святилище, предстал праведный Симеон, летами и добродетелию
созревший муж. Он, держа на руках своих великий небеснаго благоволения Залог,
и воображая, что достиг маститой старости, а притом сподобился узреть очами
своими Того, на котораго дотоле он и весь Израиль взирал одними очами веры,
в восторге радостном возопил: Владыко! ныне отпущаеши раба Твоего с миром
(Лук. гл. 2, ст. 29). Естества всего премудрый Уставитель, и милостивый
Промыслитель! взошел я в мир сей Твоими судьбами: их же уставом днесь оный оставляю.
Благодарение Тебе приношу
и за благословенный вход и за спокойное с ним разлучение. Я не жалею о протекших
многих летах жизни моея. Твоею благодатию спомоществуемый так жил; что не стыжуся
жизнию моею, не зазираюся совестию, не боюся суда человеческаго, и в благом
уповании спешу предстать праведному суду Твоему.
Блажен, кто при последних минутах жизни своея может таковую же песнь воспеть без зазору совести! Ибо, по мнению всех мудролюбцев, никого в жизни сей счастливым почесть не льзя прежде окончания оныя: и слово Божие велит нам взирать на скончание жительства, и потому судить о человеческой судьбе (Евр. гл. 13, ст. 7). Мы все к сему стремимся концу; но он придет и сам собою, хотяб мы об нем и не помышляли. Наше всегдашнее размышление и тщание должно быть о том, чтоб с миром, в спокойствии духа скончать подвиг течения своего. Сие зависит от нас, а потому и взойдем мы в сие разсуждение.
Чтоб препятствовало при нашем с сим светом разлучении
удержать нам тот дух мужества, какой при сем по-видимому страшном случае необходимо
есть нужен? Многия, скажут некоторые, суть
причины смущения и боязни. Как! Оставить прекрасный мир сей, любезное с приятелями
обхождение, различное чувств наших различными предметами услаждение, претерпеть
разрыв с самим собою, и желания простирающияся к безчисленным вещам вдруг потерять,
и обратиться аки в ничто; не поразит ли одно о сем помышление страхом и ужасом?
Взаимно вопрошаю я таковаго; уверен ли он, что по смерти добродетельный человек
в лучшем имеет быть состоянии? или думает, что при разрушении тела и дух разлиется
по воздуху, и с ним в один состав смешается? Естьли кто, чего не дай Бог! в
сем последнем остается мнении: тот пусть вообразит, какими мир сей исполнен
суетами и бедствиями. Не напрасно святое слово говорит: что мир весь во зле
лежит (1 Иоан. гл. 5, ст. 19). По самой справедливости, опытами всех известной,
должно признаться, что и самые счастливейшие люди больше находят дней, приносящих
оскорбления, скук и безпокойствий, нежели чистаго ведра, никакими печалей облаками
не смущеннаго. Когда же наступит дряхлая старость, и болезненные припадки тело
разслабят, чувства все притупят, дух отяготят, и че
ловек
сам себе станет бременем: тогда не самое ли благодетельное естество приуготовляет
нас великодушно оставить то, чем мы уже пользоваться не можем; и хотя некоторое
малое к чему нибудь желание простирается, но ослабевшия орудия не сильны исполнить
волю желания, и тем более дух в смущение приводят?
Но как сие разсуждение само собою не есть довольно
ко успокоению совести, всегда чего либо и после смерти ожидающия, или чего либо
боящияся: то не есть ли в сем случае и нужно и сильно уверение Христианское?
Положив, что сия жизнь есть путь, а прямое наше отечество есть на небесех; что
жизнь сия есть гостинница, а неразрушаемое пребывание предоставлено нам в вечности;
что жизнь сия есть место подвига, а венцы наши и награды предуготованы на горе
Сионстей, во граде Бога живаго; что земля есть свойственным вместилищем тлению
нашему, а нетленный дух чает обрести храмину нерукотворенну, вечну на небесех:
есть ли все сие причиною смущения и боязни, а не паче радостнаго с Давидом восклицания?
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! желает и скончавается душа моя
во дворы Господни (Псал. 83, ст. 2). Или с праведным Симеоном:
Ныне отпущаеши раба Твоего с миром? Разве бы кто совершеннаго о сем не
имел уверения. Но ктоб был столь мало себя любящий, чтоб не желал себе быть
благополучным в вечности, так, как он всегда желает счастливым быть в мире сем?
Не естественно, скажет кто, не желать себе счастия; особливо, котороеб ничем никогда разрушиться не могло: но надобно иметь надежду к получению того не суетную. Но почемуб сия надежда была и сумнительная? С стороны Божией Посланник Его уверяет, что верен есть обещавый (Рим. 4, ст. 21); и понеже не имел Бог большим чем, или кем клятися, клялся Самим Собою (Евр. 6, ст. 13), и сею клятвою утвердил обещание Свое.
Есть подлинно некоторое затруднение с стороны нашей.
Чтоб вознестися на горнюю высоту; надобно облегчить себя добродетелию, и сложить
с себя тяжкое бремя страстей и пороков: но сие по немощам и слабостям нашим
потчас представится трудностию непреодолеемою. Кажетсяб и должно на сие согласиться;
естьлиб с другой стороны не примечаемо было в нас и отважности к предприятиям
трудным, и терпеливости в побеждении
оных. Но в каких случаях? Где дело идет о снискании прибытка; где открывается
надежда к получению блистательных честей; где льстит жаркая страсть. Не жалеем
мы в таких случаях ни трудов, ни истощания сил, ни здравия, ни имения; а иногда
смело жертвуем и самою жизнию. О христиане! Не осудит ли нас самая истинна,
что мы к получению скоропреходящаго счастия более с ревностию стремимся, нежели
твердаго и постояннаго; и не опровергает ли наше извинение, аки бы к достижению
того подлинно были мы слабы и немощны? Постыдно и предосудительно для Христианина
таковое разслабление; особливо, что и самое мирское счастие не мешает приобретать
вечное, естьли токмо во всем сами себе поставим благоразумные пределы и законы.
Но наше пристрастие до того простирается, что естьли
уже необходимость велит нам преселяться в вечность: мыб желали, по мудрованию
плотскому, чтоб с нами вкупе преселились тудаже и приятели, и сродники, и чести,
и богатства, и, коли можно, когдаб с нами вкупе тудаже преселился и свет сей,
да и самыя страсти наши. О! откуду приходят человеку столь прихотливыя и неограниченныя
желания? На что там чести, где
все исполнено славы присносущныя? На что там богатства, где есть безсмертный
всякаго удовольствия источник? К чему там перемены света сего, где все есть
непременяемо и нетленно? На что там страсти, которыеб могли и в горних селениях
все доброе превратить, так, как оне играют на земле жребием нашим? А приятели
и сродники иные уже нам предшествовали, и ожидают нас принять в свои объятия:
другие скоро нам последуют, и мы с ними разделим общую радость. Симеона и Анну
в одно время и в одном месте живших конечно соединяла дружба добродетели; можем
ли мы усумниться, чтоб они теперь не вкупе наслаждались блаженства удовольствием?
Оставим сии низкие и просвещенному Христианину постыдные мысли: поревнуем мужам в самих себе пример оставившим: о том наипаче всегда с праведным Симеоном да помышляем, чтоб нам с света сего отпущенным быть с миром. Аминь.
Говорено в Чудове Монастыре 1781 года.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра