На горе Фаворской два со всем противныя усматриваем
мы приключения. Одно самое радостное: ибо воображая только тот сладчайший свет,
коим вся гора была осиянна; облак, который был вместо приятнейшей тени, утомленных
от жара прохлаждающей; глас с небеси провозглашаемый, который услаждал паче
всякой согласнейшей музикии; одежды, кои блистали паче всех красот Соломоновых;
воображая сие только, некоторое восхитительное можем в себе чувствовать услаждение.
Почему не удивительно, что Апостолы, всем сим сладчайшим зрелищем будучи яко
очарованы, желали и просили Господа, чтоб на сем месте поставлены были жилища
для всегдашняго и вечнаго пребывания: Господи! сотворим зде три сени
(Матф. гл. 17, ст. 4).
Но в сие же самое восторга радостнаго время, видим мы, что явившиеся с Спасителем Моисей и Илия с Ним беседуют. Но в чем сия беседа состоит? Глаголаста, говорит Евангелие, исход Его; егоже хотяше скончати во Иерусалиме (Лук. гл. 9, ст. 31): то есть, о смерти, о кресте, о всех поруганиях и мучениях, кои по предсказаниям их в скорое после сего время имели Его постигнуть во Иерусалиме.
Божественные Пророцы! сие ли есть время, чтоб о
таковой печальной материи разглагольствовать? Надлежало ли столь горестным воспоминанием
возмущать настоящую преображения радость? Но понеже таковая беседа и Спасителю
была угодна, и вскоре после сего таковой разговор самым исполнил Он делом: то
потому и можем мы заключить, что Господь наш сим славным преображения случаем,
и в тот же самой час, о превращении всего того беседою, хотел нас научить: 1.)
Что всякая мира сего слава скоро проходит и в злоключение превращается: 2.)
Что мы в средине здешних щастий должны быть осторожны, и благополучно плавая
памятовать не погоду. О чем не безполезнобудет
в дальнейшее теперь вступить разсуждение.
Слава мира сего состоит в наружности. Ибо внутреннее благоустройство, спокойствие и радость хотя можем мы иметь несколько и в мире сем; но они до мира сего не надлежат. Они суть достояние будущаго века. Здесь их есть некоторая малая струя: но источник, из коего проистекает, есть на небеси. Почему как из него они проистекают: то во свое время и возвратиться в него должны, и в совокуплении с ним найти свое совершенство. Сие царство несть от мира сего. В разсуждении чего всяк истинный Христианин должен с Спасителем своим к Небесному Отцу из глубины сердца возглашать: прослави мя, Отче, славою, юже в Себе Самом имаши прежде, нежели мир бысть (Иоан. гл. 17, ст. 5). Да мы и во вседневной молитве о том просим: да приидет царствие Твое. Почему славу мира сего от славы будущаго века всеприлежно отличать мы должны.
Все в мире сем переменам подвержено. Солнце блистает,
и мраком помрачается: земля и древа покрываются приятною зеленью, и потом обнажаются,
и остаются аки ограбленные или умерщвленные.
Стихии огненные и водные бывают спокойны; но в другое время возмущаются и свирепствуют.
Великолепные грады красотою своею во удивление всех приводят, но потом разрушаются
и падают. Словом сказать: все под солнцем в одном виде всегда не остается; но
разным превращениям и переменам подвержено, как-то всегдашний опыт сие всем
доказывает.
Естьли же в порядке естества, коим управляет премудрый дому Владыка, таковые случаются перемены и превращения: то уже чего надеяться в том течении дел, коим управляет наше слабое произволение? Известно, что наши и об одной вещи умствования весьма бывают между собою несогласны: один так о ней разсуждает, другой инако. Ибо один такое о ней имеет понятие; другой иное: один погрешительное; а другой и пристрастное: а почти все недостаточное. Ибо едва ли есть такая вещь в свете, которуюб мы так совершенно понимали, как ея внутреннее существо и все и малейшия окресности требуют.
Положив таковую нашего понятия и разсуждения слабость
должны быть тому сообразны наши и склонности и желания. Один к тому стремится,
другой к иному.
В чем поставляет один все свое удовольствие и блаженство; другой то отвергает,
и находит в том же свое нещастие. Что одному добро; другому зло кажется. В чем
один почитает истинну: другой в том же находит один обман и невежество. В таковой
наших понятий и желаний разнообразности можно ли что найти твердое и постоянное?
Не должно ли состояние наше и дела наши еще большим подвержены быть переменам,
нежели земля, воздух и вода, коими управляет Сам Зиждитель?
Не довольно ли бы было сего, чтоб всему нашему быть
не твердым и превратным? Но прибавте к сему и страсти наши; страсти, говорю,
сии сердца нашего бури душевную тишину ежечасно смущающие: сии внутренние и
подземные огни, кои превращают основание душевныя нашея храмины. Ибо страсти
то делают, что человек и прямо иное понимает; но худо оное употребляет, или
злосовестно толкует. Видит другаго в щастии, и внутренно признает, что он того
достоин: однако завидует, и все ко опровержению щастия того козни сплетает.
Не набожный благочестие почитает суеверством: ленивый прилежнаго отвращается:
мздоимец правосуднаго судию оклеветывает: и всяк себе
не подобнаго не любит. Да когдаб только сие в одном не люблении и отвращении
состояло; а болееб ничего! ни как! страсть все силы напрягает, дабы противнаго
себе опорочить и его разрушить щастие. Да не редко сие и удается. Ибо, по Евангелию,
сынове века сего суть мудрейшии паче сынов века онаго (Лук. гл. 16, ст.
8); то есть, лукавые люди более успевают своею хитростию, нежели добродетельные
своею честностию.
Положив все сие за несумнительное, как то никто о том и не сумневается, возможно ли, чтоб слава мира сего не в таком была положении, чтоб ей всякой час внезапнаго не ожидать превращения? Пусть бы ты сам в себе столько был осторожен, чтоб непорочность всегда хранить во всей ея ненарушимости: но как можешь уберечься от скрытых и сторонних страстию производимых подкопов? Беды во градех, беды в пустынях, беды во лжебратии, беды везде (2 Кор. гл. 11, ст. 26).
Естьли же и осторожный и непорочный человек не удален
от всей опасности, и игралища щастия: то сколь в опасном положении должен быть
человек слабый и водимый пороками? Но в таком случае чтоб не потерять нам внутренняго
своего спокойства:
то кажется лучшаго средства нет, как естьли мы привадим дух свой постоянно сносить
и находящия злоключения. Можем же себя к тому приобучить, естьли наслаждаяся
щастием не будем допускать до себя сей гордой мысли, акиб оно никакой перемене
не подвержено, и не станем со оным безумным у Давида поминаемым говорить: Во
изобилии моем неподвижуся во век (Псал. 29, ст. 7). Ни как! ты человек;
так не почитай, чтоб человеческое чтолибо до тебя не принадлежало. А перемена
и не постоянство есть свойство человеческих нравов и дел. Бойся самаго себя;
ибо есть в тебе семя тления: бойся и людей; ибо есть в них пристрастие.
Когда случай или Божия судьба, яко на гору Фаворскую, вознесет тебя на верьх щастия: ты со Апостолы услаждаясь сим состоянием, не забывай с Моисеем и Илиею помышлять и разглагольствовать о могущей скоро тебя постигнуть перемене и превращении. Таковое размышление и беседа кажутся быть и не благовременны во время чувствы развлекающаго щастия: однако полезны и нужны ко утверждению твоего благосостояния.
Ты
же Боже! сотвори, чтоб мы, восхищаясь со Апостолами радостным щастия мирскаго
восторгом, между тем всегда слышали Пророков Твоих глас, который бы напоминал
нам о превращении всего того и о кончине нашей. Аминь.
Говорено в Новоспаском монастыре, 1781 года Августа 6 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра