Должны мы с радостию принимать, что церковь частыя
представляет нам празднования, и тем хощет содержать нас во всегдашнем благочестия
упражнении: однако суетный мир не редко между тем сии холодныя поговаривает
слова: к чему столь много праздничных дней? Естьли чрез праздничныя дни разумеются
таковые дни, в которые люди оставив должности и работы, упражняются в одних
гуляньях, в невоздержании и праздности: то подлинно много дней праздничных,
и желательно, чтоб таковых ни одного в году дня не было. Но ежели чрез праздничныя
дни разумеются, как-то и разуметь должно, таковые дни, в кои мы поучаемся закону
Божию, как поправить нам свои испорченные нравы, и уметь управлять самих
себя: то таковых дней не много, и желательно, чтоб оные приумножены были.
Так мыслящие и дерзающие говорить люди подобны ныне в Евангелии упоминаемой Марфе, которая не только одними светскими суетами себя занимала; но еще и роптала на сестру свою к учению прилежавшую: Господи! небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? (Лук. гл. 10,ст. 40). Но как справедливо и Мария с своей стороны имела довольно резонов ко опровержению и поступка и жалобы Марфиной: то мы в настоящем слове разсмотрим, что под именем сих двух сестр разуметь должны, в чем состоят их взаимные требования и жалобы, и как оные примирить мы можем?
Сие не согласное родство всегда внутрь нас самих есть. Плоть и дух суть две сии сестры, которые хотя в едином находятся нашем составе, и весьма тесно между собою сопряжены: однако их свойства и требования суть различные; а потому не возможно, чтоб взаимныя между ими не происходили неудовольствия и жалобы.
О сих двух противных в нас свойствах так Апостол
Павел говорит: вижду ин закон во удех моих противувоюющ закону ума моего,
и пленяющ
мя законом греховным (Рим. гл. 7, ст. 23); или простее сказать: когда
я разумом понимаю доброе, и оное весьма приятным мне представляется, и исполнить
то и склонность и желание имею; но в тоже самое время что-то нахожу в себе,
которое до сего меня не допущает, и отведши от добра, как бы насильно заставляет
делать худое. Свойство ведущее к добру называет Апостол духом и внутренним человеком;
а ведущее к худому называет плотию и человеком внешним.
И
как видите, что свойства их суть противныя; потому должны быть их и требования
несогласныя, и друг на друга жалобы непрестанные.
Плоть желает все чувствам делать удовольствие; вкус усладить разными яствиями и напитками, чтоб слух всегда оглашаем был приятными музикийскими пениями, чтоб зрение увеселять красотою различных очи удивляющих прелестей, чтоб обоняние довольствовать редкими благоуханиями и ароматами, чтоб осязание насытить многим на мягких постелях сном, и ступать по одним розовым цветам. И хотя все сие снискать стоит великих забот и сует: однако и заботы таковые кажутся сносны и суеты приятны.
И как дух не только в сем никакого участия не приемлет; но и смотрит на то с негодованием и презрением, поелику все то есть ему препятствием в честных его подвигах и предприятиях: то плоть не оставляет противу его свои произносить жалобы, и с Марфою говорить: Господи! небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? Почто я едина таковые подъемлю труды? Мое упражнение не есть безчестно: я не только доставляю чрез то удовольствие всем человеческим желаниям; но и споспешествую его щастию. Таковым образом человек снискивает более себе друзей, доброжелателей и патронов; с большим почитанием везде приемлется, везде его имя прославляется, яко человека жить в свете умеющаго. Очи людские не столь скоро внутренность проницают: а блистательною наружностию скорее уловляются. И потому удобнее сим средством доброе у них заслужить о себе мнение. Но дух все сие презирает, да и смотрит на то с посмеянием: Господи! небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы ей, да ми поможет. Таково есть плоти желание и жалоба.
Но духа желание и стремление есть, чтоб просветить
разум, в порядке содержать нравы, успокоить совесть, непренебрегая
телесных нужд, паче стремиться, к небеси, и вечному щастию предуготовить основание.
И хотя сие требует не малаго труда и подвига; однако все то преодолевает с помощию
горящия к Богу любви. И как плоть в сем не только мало приемлет участия; но
и смотрит на то с негодованием, поелику все оное находит препятствием своей
нежности и сластолюбию: в таком случае дух не оставляет свои противу плоти произносить
жалобы: Господи! небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити?
Я добродетелию основываю истинное щастие: но плоть угождая страстям оное разрушает.
Я свой покой нахожу в трудах; она влечет к гулянию и праздности. Я истинное
тщусь снискать просвещение; она к мирским мудрованиям себя привязывает. Я помышляю
о будущем; она думает только о настоящем. Я устрояю благосостояние внутреннее,
и ее самую приуготовляю к безсмертию: она мое разстроивает спокойство, да и
себе самой готовит одно тление. Она, яко со мною соединенная, должна мне споспешествовать
в общем нашем благе. Господи! небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави
служити? рцы ей, да ми поможет. Таковое есть духа требование и противу плоти
жалоба.
Плоть
ищет принаравливаться к мирским мнениям и обычаям; почитая, что естьли в свете
щастливо жить, то надобно себя вести по примеру других. Дух полагает дел своих
основанием истинное просвещение, твердость и безпристрастие, не поставляя пример
и обычай без ошибочными; и почитает, что щастие человеческое не состоит в одной
наружности, но в беззазорной совести, и делать угодное Богу.
Плоть с жадностию тщится умножить корысть, каковым бы то образом ни было: ибо разсуждает, что с помощию имений не только можно прожить спокойно: но сим средством и всякие могущие быть нещастливые случаи от себя отвратить.
Дух со Апостолом почитает великим прибытком благочестие с довольством. Не отвергает он приобретение правдою и трудом снисканное: но естьлиб оное не можно было получить, как только с нарушением правды; то лучше желает последнюю претерпеть бедность, нежели таковым приобретением отяготить совесть и нарушить святость закона.
Плоть смотрит токмо пользы своей. Ей нужды нет,
чтоб возъиметь попечение о щастии других. Она в самой себе заключает весь мир,
и все свои намерения и
предприятия на одну саму себя обращает: да еще не отречется других разрушить
щастие, естьли токмо чрез сие может утвердить собственное свое.
Дух промышляя о пользе своей, не оставляет и пользы других, а особливо общаго блага. Ибо почитает, что в общем блаженстве и его заключается; а с опровержением онаго, разрушается и его собственное. Почему естьли того общая польза требует: приносит ей в жертву не только собственную свою пользу, но и самую жизнь.
Вот видите, каковые суть плоти и духа требования, и в чем состоят их взаимные жалобы. Сие внутреннее двух наших сестр несогласие мы всегда в самих себе печальным опытом находим; и колико сия домашняя наша брань для нас есть отяготительна и мучительна, всяк из нас то всегда сам в себе с воздыханием чувствует.
Как же сии взаимные жалобы примирить, и наше внутреннее
спокойство возставить? Сие требует особливаго не малаго разсуждения. Почему
я в краткости о том скажу: надобно, чтоб плоть и дух в своих праведных пребывали
границах: чтоб плоть, имея попечение о житейских трудах, паче всего прилежала
о просвещении и честности нравов:
а дух простирая себя к небеси, яко соединенный с плотию, не всеконечноб пренебрегал
и житейские необходимости. Надобно, чтоб Мария, сидя при ногу Иисусову, и слушая
слово Его, несколько внимания обратила и о принятии в доме своем сего вожделеннаго
Гостя: а Марфа, единственно упражняясь, как угостить сего великаго Посетителя,
не оставлялаб с большим усердием напоевать себя безсмертным словес Его источником.
Таковым образом естьли мы дела свои располагать будем: удостоимся быть добрыми гражданами и добрыми Христианами; соединим небо с землею; пожив на земли счасливо, сподобимся и на небеси увенчанны быть блаженством никогда некончаемым. Аминь.
Говорено в Новодевичем монастыре, 1781 года, Июля 28 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра