Слово на день Владимирския Богородицы

СЛОВО

НА ДЕНЬ ВЛАДИМИРСКИЯ БОГОРОДИЦЫ

Нынешнее Евангелие, превознося честь, которой сподобилась преблагословенная Дева Мария, ублажает и самое Ея чрево удостоенное носити в себе безценное сокровище, плоть Спасителя Христа обоженную, и сосцы, коими Он питаем был. Блаженно, говорит, чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лук. гл. 11, ст. 27).

Мы в таковые дни, каков есть нынешний, нося на руках своих Господне на дске начертанное изображение, о когдаб носить оное удостоились и в сердцах своих! ибо великое различие есть носить оное на руках, и носить в сердцах. Пресвятая Дева носила Господа Своего на руках, но носила Его и во чреве несколько времени: а в сердце и душе Своей носила Его всегда, чрез всю жизнь, доколе с Ним во веки не соединилась в невечернем дни царствия Его.

Носить Его токмо на руках, а не в сердцах, есть совершать один только обряд, который будет показывать некоторый вид благочестия; но силы прямаго благочестия в себе не заключает. И праведник и беззаконник равно Господне изображение на руках своих носити могут: но у праведника начертание лица Господня есть на руках; а подлинник хранится во глубине сердечной, и никаким образом сие сокровище оттуду похищено быть не может: а у грешника начертание лица Господня токмо есть на руках; но в сердце не токмо подлинника, но и изображения Его нет. И как по сему видимо, что он сему безценному сокровищу настоящей цены не знает; то по тому скоро оное и погубити может. И о сих-то людях Бог чрез Пророка поразительно говорит: Сии люди устами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене (Марк. гл. 7, ст. 6). Но чтоб носить нам Господа своего не в руках токмо, но и в сердце, и сосцами своими питать Его, по подобию блаженнаго чрева Мариина в Себе Его носившаго, и сосцами питавшаго, к сему поищем мы средства и помощи в нынешнем разсуждении.

Разум и воля суть источником действия; а руки токмо суть их орудия. И как Спаситель сказал, что от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, лжесвидетельства, татьбы, хулы (Матф. гл. 15, ст. 19): так напротив можно и должно сказать, что от сердца же исходят помышления благая, доброжелательство, целомудрие, истинна, благодетельство, прославление Божие и благочестие. Ибо по Христовым же словам: Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благая: а злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злая (Матф. гл. 12, ст. 35). И по тому исходящее из сердца злое сквернит человека: так как и исходящее из сердца благое человека освящает: а не умовенными руками ясти, то есть, что либо по наружности делать, в чем не заключается ни злаго намерения, ни вреда другому, сие несквернит человека; так как что либо по наружности делать и похвальное: но в чем заключается намерение злое, или делается без всякаго размышления, сие человеку не токмо не приносит чести, но его порочит.

Брать свою вещь, и брать чужую, действие рук есть одно; но расположение сердца есть иное. Убивать человека неповиннаго, и убивать врага отечества, действие рук есть одно; но расположение сердца весьма есть различное. Зрение глаз есть одно человека добродетельнаго и завистливаго; но души их действия весьма между собою не согласны. Шествовать во храм на молитву, и итти на совет нечестивых, ступание ног есть одно: но внутренния мысли совсем одни другим суть противны. Говорить языком правду, и произносить им ложь, действие языка есть одно; но в первом случае язык с мыслию сходствен, а в другом иное на языке, а иное содержится в мысли.

Чтоб узнавать, похвально ли каковое действие или безчестно; всегда обманемся, естьли оное будем разбирать по одной наружности. Надобно проникнуть в человеческое сердце, и разсмотреть его расположение во глубине души сокровенное, и потому судить о действии. И Фарисей и Мытарь оба пришли в церковь; оба молилися; оба языком произносили слова похвальныя: Мытарь: Боже! милостив буди мне грешному (Лук. гл. 18, ст. 13): Фарисей: Боже! хвалу Тебе воздаю (Лук. гл. 18, ст. 11). Однако Мытарь оправдан, а Фарисей осужден: для чего? Длятого, что у одного было притом сердце сокрушенно и смиренно; а у другаго, было оно исполнено осуждения, гордости и лицемерия: но сие по наружности не было видимо; а во внутренности его развратныя души было сокровенно.

Светильник телу есть око (Матф. гл. 6, ст. 22), говорит Евангелие. Когда у человека глаза зрят ясно; видит он и самаго себя, и все окружающия его вещи: когда же очами помрачен; не видит ни самаго себя, ни из вещей одну от другой различити может. Так и светильник душе есть мысль и произволение. Когда мысль у человека просвещенна, и произволение благое; тогда он видит ясно порядок дел своих, порядок дел Божиих, и удобно их от всякаго порока и страсти различает: но когда у человека мысль помраченна, и воля развратна; тогда все дела его в растройстве, и он, яко во тьме, злое почитает добром, и доброе злом; так как слепец Евангельский, который видел человеков ходящих, но ему и люди казались ходящими древами.

И длятого Спаситель заблуждающим, Иудеям сказал: не судите на лица: но праведный суд судите (Иоан. гл. 7, ст. 24). А сие означает, чтоб мы не судили о делах человеческих по одной наружности: но естьли хотим произнести праведный суд; то должны разсматривать источник, из коего они произтекают. Много в человеческих делах есть лицемерия и обманов. Столько люди притворяться умеют, что не редко и самаго проницательнаго ослепляют; а добраго человека еще чаще: ибо чем кто простосердечнее; тем скорее всяким словам веру емлет, по доброте своего сердца почитая всех добрыми, а потому удобнее обманывается. И для того говорит Пророк: людие мои! блажащии вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают (Исаии гл. 3, ст. 12).

Но не время теперь нам судить о всех человеческих делах; хотя и всегда и при всяком случае осторожны мы быть должны. Мы приложим сие разсуждение к совершаемому нами делу благочестия, так ли оное отправляем, как святость его и истинна закона повелевает. Мы совершили ныне боголепное с священными иконы и кресты хождение, и имели щастие на руках носить божественныя Господа нашего, Матери Его, и святых Его угодников изображения. Но сказали мы в начале слова, что великое есть в том различие, чтоб носить оныя на руках, и носить в сердцах.

Естьли мысль наша познанием закона Божия просвещенна, а сердце горит любовию к Богу: тогда мы Господа своего изображение носим на руках; а Его Самаго в сердцах своих. Ибо Его есть оное слово: Аще кто любит Мя, Отец и Аз к нему приидем, и обитель у него сотворим (Иоан. гл. 14, ст. 23). Естьли мы, по подобию блаженныя Девы сосцами Своими питавшия Господа Своего, сосцами человеколюбия будем питать бедных и неимущих: тогда мы Господне изображение будем носить на руках, а Его Самаго в сердцах своих. Ибо единому из бедных сих тварей сотворивый милость, Мне самому он сотворил то, глаголет Господь (Матф. гл. 25, ст. 40). Но напротив имеющий мысль познанием истинны не просвещенную, и душу развратную, тот хотя и носит изображение Господне на руках своих, но в сердце оное носить не удостоевается. Естьли кто не человеколюбив, не милостив, да еще обижает, оскорбляет и грабит другаго: тот не только Господа своего в беззаконной своей душе носить не может; но нося Его изображение на руках своих, вместо надежды каковыя либо милости снискивает себе умножение гнева, поелику творит совсем противное тому, что божественными того изображения устами предписано, или, еще скажу, творит и горшее. Он таковыми своими нечестивыми делами, наподобие жестокосердых Иудеев, заушает то святейшее лице, и пречистыя уста уязвляет. Что же пользы будет в таковом богомолии?

О когдаб мы, православные Христиане! удостоились сея чести, чтоб в нынешнем крестоношении, нося на руках божественныя изображения, могли притом в совести своей непостыдно сказать, что мы нынешний день по благости Бога нашего удостоились Его носить и в сердцах своих. Аминь.

Говорено в Сретенском монастыре, 1781 года, Июня 23 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.