<Примечания к главе 14 части 2>

1 О царских приездах в монастыри: Кириллов, Троицкий Сергиев, Волоколамский см. в Известиях Русс. Археологическаго Общества, т. I, в. 2, стрр. 74–87. Об отходе государей из Москвы к Троице и возвращении в Москву от Троицы нарочитое в Вивлиофике VI, 176.

2 О подробном описании путешествия к Троице Бориса Годунова см. у Аделунга в Обозрении путешественников, II, 71.

3 Царь Алексей Михайлович называл Танинским и Тонинским, – Сборник Муханова, 1 изд., № 148, стр. 215 и 221. Императрица Елизавета Петровна Танинском (Танинск), ibid. стр. 262 (в июле 1729 г. она в нем).

4 В с. Братовщине в 1702-м году была таможня см. Голландск. путешеств. Корнилия Де-Бруина в Чтен. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1872 г. кн. I, стр. 37 fin. Монастырь Никола на Братошине упоминается ок. 1509 г. Собр. госуд. грамм. и догов. I, 405 col. 1; под 1552 г. упомин. Кирилл игумен Браташинский т. е. монастыря в с. Братовщине, – у Строева в Списках иерархов col. 1051 fin.

5 Заметим здесь, кстати, что производство названия села Мытищ от того, будто в нем была мытная застава с мытною избой, где мытники собирали с телег и саней, также с прибылых людей, мытную пошлину (И. М. Снегирев в Путеводителе из Москвы в Троице-Сергиеву лавру), совершенно неосновательно. Мытные заставы не назывались мытищами, а как и самый сбор – мытами, именит. мыт и мыто (см. в Материалах для словаря древне-русскаго языка И. И. Срезневского сл. мыто). Грамота симоновского монаха Адриана Ярлыка от 1460-го года, на которую напрасно ссылаются в подтверждение производства (тот же Снегирев), напротив ясно дает знать, что под мытищем должно разуметь не заставу, а местность, ибо в ней говорится, что у Адриана Ярлыка на Яузском мытищи было несколько деревень (грамота в Актах Юридических Калачова, т. I, № 85, col. 553). Какая местность обозначалась словом: мытище, это пока с достоверностию не может быть сказано, так как в актах, сколько до сих пор найдено, и всего один раз встречается слово: мытище, при чем в этом единственном известном случае, с одной стороны, совершенно ясно, что слово: означает местность, а с другой стороны – нисколько не поясняется, нарочно или ненарочно, какую именно; межевая грамота 1504-го года в Собр. госудд. грамм. и договв. т. I, стр. 368, col. 1. Судя по местности села Мытищь и по его окрестности, должно думать, что словом: мытище обозначались местности мочевинистые, ключевистые. – Исторические сведения о селе см. у Холмогоровых в Чтениях Общ. Ист. и Древн. Росс., 1886 г., кн. I, стр. 47.

6 Не во времена Алексея Михайловича, а в 1843-м году митр. Филарет писал наместнику Антонию: «говорят, что дорога в лавру чрезмерно худа», и спрашивал: «нет ли проселочной, хотя не так близкой, но более удобной», – письмо № 387 (может быть, впрочем, в 1843-м году, по причине того, что проводилось шоссе, большая дорога была не настоящая, а какая нибудь временная).

7 Cfr Новый летописец, напечатанный в XVII книге Временника Импер. Общ. Ист. и Древн. Росс., стр. 196 нач..

8 В статье «О царском пришествии в Кирилов монастырь когда государь изволит», напечатанной в Известиях Археологическаго Общества, т. I, вып. 1-й, col. 75–80: при встрече государя в святых воротах диакона, покадив по чину государя и царевича, «потом покадит их государевы шапочки или колпаки по тому чину со осенением» col. 76; «после евангелия на молебне пойдет государь к образом, прикладывать золотые», – col. 80; «(обедню) служат для государя в двух потирех», – col. 79, при провожении государя из монастыря «ударят челом государю образи Божия милосердия и казенными поминки: чашки и лошки и кожи и посохи монастырскаго дела и окончины и питием и рыбою», – col. 80; относительно посоха на богослужении замечено, что после указа патр. Никона от 18-го декабря 1653-го, которым посохи отставлены, «подносить (посохов) опричь государя никому не велено», – col. 78 нач.

9 О ризах в одной нарочитой записи о приезде государя к Троице читается: «На архимарите ризы живут (бывают) Никонскые или старые монастырские или королевины дачи или Глинского, – из тое статьи которые ризы изволит, в те облачитца, а на священницах ризы камчатные белые новые, а на диаконе на болшем стихарь саженой (т. е. низанный жемчугом), а на прочих диаконех стихари камчатные новые».

10 Что значит «в столы сказывать» и «смотреть в столы» см. у Сергеевича в Русских Юридических древностях, I, 477 fin. и 478.

11 О подачах от государей властям монастыря читается в одном чуде архим. Дионисия: «Некогда прилучися во обитель святыя Троицы и к чудотворцем приход самодержцев (царя Михаила Федоровича), яко же обычай есть на праздники, и по исполнении вечерняго и утренняго пения и литургии самодержец бысть за столом и по обычаю царскому властем подачи подавая, в кельи же в архимаричье подачи царския приимая некий слуга..., наветом же диаволим обольстився обонянием тех яств, отрезая по малу от всех подач, наполнив блюдо»... Далее дается знать, что подачами царскими архимандрит угощал пришедших к нему гостей. См. чудо в брошюре Д. Скворцова: «Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицы-Сергиева монастыря», Тверь, 1890, стр. 53. В записи «О царском пришествии в Кирилов монастырь, когда государь изволит», читаемой в келарском Обиходнике Кириллова монастыря 1656-го года, напечатанной в I томе Известий Спбургскаго Археологическаго Общества, coll. 75–81, читается о государевой трапезе в монастыре и угощении государем братии: «После обедни государь ходит в свои кельи, и по времяни государь приходит в трапезу; и как государь войдет в трапезу, и чтец учнет тотчас чести от жития чудотврца Кирилла или пречистыя Богородицы Успения слова в торжественнике, – о том доложит государева уставщика, как велят; и тогда государь братию жалует, шти подает из своих рук, подле столов ходя, а ему – государю подносят свои государьские стольники; потому ж государь жалует медом и милостынею и полотенцы, всем сам подносит; а как государь обносит шти и мед и милостыню и полотенцы, и архимарит став государю бьет челом колачи крупитчатыми и рыбою по чину; и потом государь за стол сядет кушати, а братия кождо в своих местех сядет, а головщик чтет по обычаю»...col. 79.

12 Разумеется болверк, или бастион, бывший у Соляной (Водяной) башни, см. выше, стр. 176.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.