<Примечания к главе 12 части 2>

1 На одной лаврской печатной богослужебной книге есть надпись, что в 1669 году она дана была из книгохранительной казны монастыря «в пустыню чюдотворцовых Сергиевых родителей в церковь Рождества Христова» (см.: Надписи Троицкой Сергиевой лавры, собранные архим. Леонидом. СПб., 1881, № 301, 3). Тут должно разуметь или Радонеж, или Хотьков монастырь. Но в Хотьковом монастыре, сколько известно, не бывало церкви Рождества Христова. Разумея Радонеж, дело нужно понимать так, что на валу бывшей крепости, тогда уже оставленной, на память о родителях преподобного Сергия стояла церковь в честь Рождества Христова.

2 См. описание Хотькова монастыря, напечатанное под заглавием «Покровский Хотьков девичий монастырь» .

3 О стройке и об открытии Вифанской семинарии см. в статье А. А. Беляева «Хозяйственная деятельность митрополита Платона» в «Душеполезном Чтении» (1900, август), а о построении Вифанского монастыря – в ноябрьской книжке 1899 г.

4 В издании «Краткого описания» 1801 года, к которому впервые приложено описание Вифании, говорится о Вифанской церкви: «Посереди монастыря устроена церковь, которая как извне, так и во внутренности, отменной от других обыкновенных церквей фигуры. При входе в оную представляется глазам гора Фаворская. На сей горе устроен храм во имя Преображения Господня. По сторонам, где быть крылосам, зделаны две стены, а от оных кругом всей церкви хоры, на столпах, подведенных под мрамор (так это и у Свиньина, теперь не так – хоры на кронштейнах). Посреди церкви повешено вызолоченное большое изрядной фигуры резное паникадило. Внизу, в горе, пещерообразно устроен храм, во имя Воскресения Лазарева... На левой стороне входа в сию церковь Лазареву в особой, яко пещере, положен деревянной гроб преподобнаго Сергия... Стены верхняго храма и трапезы расписаны исторически. Кровля церковная покрыта белым железом». В лаврском архиве есть печатный вид церкви неозначенного года, но представляющий ее в том виде, какой она имела до 1830 года [план № 69/2948]: церковь круглоовальная, или с обеих концов закругленная; над дверью в церковь как будто балкончик для выхода с хор верхнего этажа; на крыше церкви, над входом в нее, – круглый фонарь со звездой наверху [см. снимок на фототипической таблице № ХIII].

5 О покоях митрополита Платона и об остающихся в них его вещах см. статью архим. Леонида «Вифанские келлии митрополита Платона и их убранство», напечатанную в IV кн. «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.» за 1879 г. [Престол в церкви в честь Нерукотворенного образа Спасова, празднуется 16 августа.]

6 В издании «Краткого описания» 1801 г. о здании семинарии читается: «На правой стороне (с приезда к Вифанскому монастырю от Троицы) семинария. Оная выстроена на 60 сажениях квадратом, в два этажа каменные, на подобие монастыря, с четырьмя башнями. Стоит она на высоком и крутом берегу пруда. При входе в оную представляется вид ея довольно величественным и красивым. Внутри, кругом всего строения крытые переходы на столпах. С двух сторон зделан всход в верхний этаж, на балкон, а с онаго в авдиторию, которая довольна светла, и изрядно лепными духовными статуями убрана. В ней зделаны хоры на столпах выкрашенных. Из авдитории ход на балкон, к Московской дороге и к Лавре, на пруд. Вид с онаго восхитительный. Внизу под авдиториею устроена и изрядно расположена библиотека, в которой до двух тысящь книг. По обеим сторонам авдитории покои учительские. Четыре башни в верхнем этаже служат для классов; а прочие покои все, или жилые для семинаристов, или службы их».

7 О названии скита Гефсиманским см. «Письма митрополита Филарета к А. Н. М.» (Киев, 1869, № 139, с. 202, примеч.) и «Письма митрополита Филарета к наместнику Антонию» (т. III, с. 38).

8 В журнале (дневнике) местного жителя П. Г. Малышева записано: «сего (1843) года осенью начали строить на Корбухе богоугодное заведение скит, под именем Гевсимании». В сентябре 1844 г. (скит был) выстроен и освящен.

9 О том, что деревянная церковь, перенесенная из села Подсосенья в скит, построена не в 1616 г., как это ошибочно принималось, а в 1671 г. (на месте построенной в 1616 г.), см. в статье о. Арсения «Село Подсосенье», помещенной в № 34 «Московских Епархиальных Ведомостей» за 1878 г.

10 О разуверении (разочаровании) митрополита Филарета в Филипушке в последние дни его (митрополита) жизни в 1867 г. см. письма митрополита к наместнику Антонию (№ 1674–1679), где под буквою «Ф» скрывается именно Филипушка.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.