2 Преподобный Михей, скончавшийся ранее самого преподобного Сергия, нет сомнения, погребен был Сергием вблизи Троицкого собора. Если же после палатка его оказалась в некотором отдалении от собора, то со всею вероятностию должно понимать это так, что когда преп. Никон приступил к строению каменного собора, то перенес кости Михея на новое место.
3 У одной старой сохранившейся надгробной каменной плиты отпилен верх, вершка 4 ширины, и лежит у плиты отпиленный, будучи к ней приставлен. Об этом памятнике с отпиленным верхом ходит легенда. Говорят, под ним похоронен человек, которого Петр Великий хотел за что-то ошельмовать мертвого, и что для этого его ошельмования и приказал отпилить верх у его памятника. К возникновению легенды для объяснения странного обстоятельства, что отпилен верх у плиты, нужно думать, подало повод то, что под плитой погребен Лопухин. Но погребенный под плитой Лопухин не отец царицы Евдокии Федор Абрамович и не брат Абрам Федорович (первый и второй с детьми погребены в Московском Андрониковом монастыре), а дед Абрам Никитич, в схимном иночестве Александр, скончавшийся 2 августа 1685 года, то есть за четыре года до женитьбы Петра на Евдокии, и шельмовать его последнему было совершенно не за что. Надпись, находящуюся на плите, см. в «Вивлиофике» (т. XVI, с. 322) и в надписях Троицкой Сергиевой лавры, изданных архим. Леонидом (№ 146). Относительно странного обстоятельства, что отпилен верх у плиты, вероятно думать, что почему-нибудь и для чего-нибудь был надпилен верх у нее, что в щель попала вода и что зимой и разорвало морозом надпиленное место. Покойный И. М. Снегирев, не знавший о надписи на плите, передает в своих Путевых записках о Троицкой лавре вариант легенды о ней: «на южной стороне Успенскаго собора у одного надгробнаго камня над схимником из стрельцев отпилен и приставлен приголовок онаго в царствование Петра I» (с. 34, нач.).
4 А. Н. Муравьев в первом издании своего «Путешествия по святым местам русским», напечатанном в 1836 году, говорит, что для высоких дум и великих воспоминаний наместник Антоний послал его под своды Трапезной церкви, на гробы подвижников земли русской великого и несчастного защитника Смоленска боярина Михаила Шеина и славного освобождением Москвы князя Дмитрия Трубецкого (с. 59). Что касается Шеина, то нужно понимать дело так, что наместник, сняв его памятник с его могилы, положил его (памятник) под галлереей Трапезной церкви; но памятник Трубецкого, погребенного под трапезой Троицкого собора, наместник не имел никакой причины выносить из-под трапезы собора, где он и теперь находится, и должно думать, что А. Н-ч присоединяет Трубецкого к Шеину просто для того, чтобы представлять себя размышляющим не над памятником одного знаменитого человека, а над памятниками двоих (если только не было так, что памятник выносим был из-под трапезы Троицкого собора временно, по случаю починки или переделки находящихся под ней палаток).
5 О нем см. в «Истории» С. М. Соловьева (т. IX, с. 236) и в «Русской старине» (1898, декабрь) статью Д. И. Иловайского.
6 О погребенных в лавре см. «Список надгробий Троицкого Сергиева монастыря, составленный в ХVII веке», напечатанный Ундольским во 2-м номере «Чтений Общ. Истор. и Древн. Росс.» за 1846 г. и перепечатанный архим. Леонидом в числе приложений (№ VIII) к «Историческому описанию Свято-Троицкия Сергиевы лавры» А. В. Горского, и «Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 года» (Москва, 1880). Михаил Глинский, дядя Елены Васильевны, жены великого князя Василия Ивановича, похоронен у Троицы (Карамзин, т. VIII, с. 10, нач.).
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра