2 Вероятно в соединении с братиею Подольнаго монастыря. Аврамий Палицын, стр. 132, говорит, что во время цынготной болезни преставилось 297 старых братий. Антоний Поссевин в 1581 г. писал: quo in monasterio ducenti circiter monachi feruntur.
3 Он защищал Рыльск, после того как самозванец был разбит под Добрыничами, и отстоял его от войска Литовскаго. Истор. Госуд. Росс. Т. XI, стр. 174; он упоминается в числе советников Лжедмитрия. Собр. Госуд. грам. Т. 2, 204.
4 Кажется, все они принадлежали к тому «храброму полку, с которым Царь Василий Иоаннович разбил мятежников близь Коширы, и который от сего называется Коширским». Истор. Гос. Росс. Т. XII, прим. 133, 134. Эта догадка основывается на том, что в одной рукописи монастырской, где записаны сидевшие в осаде в Троицком Сергиевом монастыре, все они названы Каширянами. Вот самая записка: «Сидели в осаде в Троицком Сергиеве монастыре дворяне и дети боярские Коширяне: Иван Внуков (упоминается у Аврамия Палицына стр. 101, 102, 108) ранен на Подольном монастыре, как наряд взяли, и от тоя раны умер, во иноцех Иона; Сила Марин (уп. тамже стр. 100, 115), Коширянин, ранен на конюшенном пруде, и от тоя раны умер, во иноцех схимник Силуан; Данило, Покровскаго протопопа Дмитрия сын со рву, ранен за Токаренным врагом, и от тоя раны умер, во иноцех схимник Давид (упом. стр. 108); Афанасий Редриков ранен за Токаренным врагом, и от тоя раны умер, во иноцех схимник Антоний (упом. стр. 100); Иван Ходырев (упом. стр. 100), Василий Зубов (тамже); Дмитрий Ратман, Меньшик Тиманов, Борис Кувшинов, Ждан Скоробогатой (упом. стр. 109); Петр Ошуйсков (уп. стр. 121); Степан Лошаков (упом. стр. 121); Ярослав Стогов убит в лоб за красными вороты, Станислав Стогов, Иван Волоховский Володимирец, в чернцех (упом. стр. 100); Феодор с братом Карцев, Васька Жаркой, Осипко Измайлов (упом. в польской записке, найден. Мухановым), Феодосий Путилов. Да 10 Коширян: Степан Никольский, Меньшик Тиманов, Пятой Редриков, Иван Григорьев (жалован. грам. на его имя под № 535), Савин Айгустов (жалован. грам. на его имя № 536), Юрий (упом. у Авр. Палиц. стр. 100), да Никита Редриков, Феодор Хлопов (упоминается в Польской записке), Захарий Бегичев, во иноцех Закхей, Сенько Вантеев, Елисей Шилов, Седьмой Становской». «Взяты на дороге, посланы к Москве, и пострадали в таборах Сапегиных, замучены за веру православную христианскую (в записке неозначено, к кому относятся сии слова, но вероятно к последующим лицам), Михайло Скрыпицын, Пятой Тиманов». «Сотник Стрелецкой Николай Ольгинский, а с ним 107 человек стрельцев, да 400 казаков, Ярославцев и Галичан. Да голова казачий Сухан Останков (упом. у Авр. Палиц. стр. 135), а с ним 66 человек казаков» (Опис. рукописей Троицко-Серг. Лавры № 811, л. 198).
В родословной «отрепьевской» есть заметка, что «Смирной Отрепьев» (дядя самозванца) в 1608 году был послан Царем Василием с полком Галичан из Дмитрова к Троице под команду Князя Долгорукова. А. Леонид.
5 По писцовым книгам 1594 г. в селе Клементьевском (подле монастыря) было 125 крестьянских тяглых дворов, 26 непашенных оброчных и 107 бобыльских, всего 258 дворов. Но здесь еще не числятся жившие в слободах нетяглые монастырские и служни люди, которых, по писцовым книгам 162324 годов, было 527 дворов, с 573 человек (число слуг в сравнении с числом дворов слишком мало от того, что до времени преп. Дионисия слуги обыкновенно были неженаты), тогда как число дворов крестьянских и бобыльских в сие время сократилось до 76 дворов, в которых было 110 человек. Не говорим об окрестных селах и деревнях, из которых многие собирались, и в это время действительно собрались, в Троицкий монастырь, не только для безопасности, но и по случаю праздника пр. Сергия.
6 Аврамий пишет: «всех в обители Живоначальныя Троицы в осаде померло, старцев и ратных людей побито и померло от осадныя немощи, детей боярских, и слуг, и служебников, и стрельцов, и казаков, и пушкарей, и затиньщиков, и датошных людей, и служних 2,125 человек, кроме женскаго пола и недорослей, и маломощных, и старых». Стр. 133, 134. За тем, говорит он, от множества воинских людей мало число осталось. «Потом вновь прислано в монастырь от Царя 60 человек, и от самого Аврамия 20 слуг монастырских. Во время третьяго приступа, который был 31 июля, «в обители Чудотворца более двух сот человек не бяше». Слагая число умерших с числом оставшихся, видим сколько было всех защитников.
Митрополит Платон (Кр. Цер. Рус. Истор. изд. 2, т. 2, стр. 197) и Архим. Иннокентий (Начерт. Ц. Ист. Спб. 1817 г. отд. 2, стр. 523) говорят, что осажденных в Лавре с женами и детьми было до 15,000, которые содержались от монастыря. Конечно из сего нельзя извлечь никаких данных о числе защитников Лавры. Но между заслугами ея отечеству не последнею было то, что такое множество людей находили в стенах ея не только защиту и безопасность от врагов, но и пропитание.
7 В Синодике под 7118 и 7119 гг. записаны между прочими имена: священно-Иерея Ермила, попа Благовещенскаго, инока Савватия из Зубачева, священноинока Герасима из Подсосенья, инокини Маремьяны, из Клементьева, инока Сергия попа Хотьковскаго, инокини Петрониды Королевины Клирошанки.
8 Грам. 310 и 113 в сбор. под № 1.
10 В грам. Царя Феодора Иоанновича 1593 г. сентябр. 3 д. с дозволением ломать камень в селе Богородицком, сказано: «в нашем Богомолье у Живоначальныя Троицы, стена городовая от погреба к келарской своды провалились, и стена сыплется, впредь ей без поделки быти не мочно; и в келарской на крыльце и в сушилех своды испровалились, а на другой стене к конюшенным воротам от келарския, и от конюшенных ворот до наугольной башни не в одном месте своды испровалилися: людем ходити по городу и нарядов ставити нельзя. И по всему городу многие седовины, и без поделки городу быти не мочно. А извести де у них в монастыре к тому городовому делу нет; в Троицкой де (вотчине) камени на известное сжение уломати негде же; а есть де у такой камень у тебя Ивана в поместье, который пригодится на известное сжение, в селе Богородском, на реке Куньеме. И ты де им того камени на известное сжение, без нашего указу, ломати не дашь. И мы Троицкаго Архимандрита с братиею пожаловали, велели им в монастырь к каменной поделке на известное сжение камень ломати у тебя в поместье. И как к тебе ся наша грамота придет, а Троицкий Архимандрит Киприан с братиею к тебе в поместье, в село Богородское того камени ломати пришлют слуг своих и крестьян: и ты бы им тот-час дал в своем поместье к Троицкому городовому делу камень ломати на известное сжение, сколько им надобеть в монастырь, и тот камень к Троице велел возити безо всякия зацепки. Писан на Москве, лета 7102 Сент. 3». А назади на грамоте подпись: «Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Руссии.» Печать на черном воску. Выпис из книги копий с жалованных грам. в Архив. Троиц.-Серг. мон. под №1.
11 См. Грам. Троицк. старц. в 2 т. Истор. Акт. стр. 285. Палицын об осаде.
12 В сказании об осаде стр. 101. Одна упоминается под горою, на ней же монастырь (ибо так в одной рукописи, а не «на нижний монастырь», как напечатано). Другая была подле самаго монастыря, на круглом пруде, против водяных ворот.
13 В журнале Сапеги число войск его, по выступлении из Тушина 13 сент. показано в таком виде: «Литовский полк с Московским войском; при нем 6 порядочных пушек с полукартечью; в полку считалось 6,000 чел. За ним следовал полк Стравинскаго, состоящий из 5,000 чел.; копейщиков Марка Веламовскаго 700 чел., и казаков 200; наконец полк Сапеги с пушками, Микулинскаго 700 чел. и казаков 500 чел.» Здесь не определяется, как велик был полк самого Сапеги, но Бер пишет, что Сапега прибыл из Польши с 7,000 копейщиков. Сказ. современ. о самозванце ч. 1, стр. 138. Не видно также, сколь много пристало к нему Русских изменников, названных здесь войском Московским.
14 Аврамий Пал. стр. 111. «Александр Лисовский вскоре прииде с конными и пешими людьми, и с Русскими изменниками с Терентьевской рощи;» стр. 136 «повеле казнити против Лисовскаго табора, у верхнева пруда, на взгорье».
15 Туры «короба насыпанные землею». Истор. Госуд. Рос. Т. VIII, пр. 294.
16 О сих то окопах вероятно говорится в журнале Сапеги под 26 ч. сен./6 окт.: «Сапега велел делать окопы с другой стороны монастыря, примыкаясь ближе к стенам онаго.» А окопы, упоминаемые под 23 сент./ 3 окт., разумеются вероятно те, которые окружали стан Польский.
17 Ростов взят 11 окт., пишет Бер стр. 144; при взятии Ростова уже участвовали Переяславцы.
18 «Стал своим полком у туров, за земляным валом, против погреба, и Келарския и Плотничныя башни, и до Глинянаго (в др. списке Благовещенскаго) врага; а Александра Лисовскаго полцы по Терентьевской роще, и до Сазанова врага (который должен быть ныне за лавками), и по Переславской, и по Углицкой дороге, по за воловью двору (близь нынешней Кокуевской слободы) до Мишутина врага». Аврам. Палиц. стран. 77.
19 В декабре мес. уже в Вятку дошли вести, что «под Троицею воров побили на голову, а взяли наряд весь, одинадцать пушек, да 300 чел. языков Литвы, а достальныя люди не многие ушли в воровские полки». Акт. Арх. Экс. Т. II, стр. 205.
20 В декабре Сапега отправил против Галичан Стравинскаго, котораго полк состоял из 5,000 челов. и в след за ним Лисовскаго с 2,000 донцов; в феврале 1609 г. послал две роты в Суздаль, в конце марта пять рот Петигорцев во Владимир; и снова Лисовскаго с 3,000 донцев и несколькими хоругвями Петигорцев в Суздаль; в апреле отправил Микулинскаго с полком в Ярославль, придав ему на помощь Лисовскаго с его отрядом. Журнал Сапеги.
21 Сапега ездил в Тушино в декабре с 10 по 19, 1608 г. и в конце генваря следующаго года, и пробыл там в последний раз до 6 февраля; 4 марта отправлял к самозванцу послов; бунт в лагере Сапеги из-за невыдачи денег был 16 февраля.
22 В Польшу отправлены были послы 16 генваря; в Москву в конце того же месяца.
23 От 23 декабря 1608 г. в Устюг. Собр. Госуд. грам. Т. II, № 167.
24 Из журналов Археографической Коммиссии видно, что отысканы: 1) Записка о числе вылазок из Троицкаго монастыря, во все время продолжения осады; 2) отписки Троицких осадных воевод к Царю Василию Иоанновичу о военных действиях под Троицким монастырем, от 29 марта 1609 г. (Журнал Минист. Народ. Просв. 1837 г. ч. XVI, стр. 655, 657 и 1839 г. ч. XXI, отд. III, стр. 120). Может быть история Троицкой осады много пополнится сими бумагами. В журнале Сапеги, напечатанном в Сыне Отечества, в русском переводе, упоминается о вылазках из монастыря после описанной нами кровопролитной битвы, декабря 8, 21, 26, 29, 30, генваря 2, 12, 13, 16, февраля 8, 14, марта 30. Но в этом журнале есть и пропуски; притом Сапега неоднократно отъезжал от монастыря. В показании числа убитых со стороны осажденных, равно как и при других успехах Сапеги, нельзя не видеть польской хвастливости. Замечательно, что о несчастной для Поляков битве 9 ноября не сказано в журнале ни слова.
25 Первая часть этого дела, выгодная для Литовцев и Поляков, описывается в журнале Сапеги под 16 генваря, как показывает сходство главных обстоятельств с описанием Аврамия Палицына, стр. 110, 116.
26 Сюда относится отписка властей Троицкаго монастыря к Царю Василию Иоанновичу о скорейшей присылке к ним боевых припасов, с опровержением жалобы стрельцов, будто бы монастырское начальство не снабжает их продовольствием. Журн. Мин. Нар. Просв. 1837 г. ч. XVI, стр. 655, 677 и Акт. Истор. Т. II, № 240.
27 Истор. Акт. Т. 2, № 181, стр. 221227.
28 В журн. Сапеги записано: «апреля 25мая 5 схвачены двое детей боярских, отправленных из Новгорода Мих. Скопиным-Шуйским в Москву к Василью Шуйскому, с известием, что Шведский Король Карл пришлет на помощь Немецкаго воинства 15,000, что Понтус сделан предводителем рейтаров, а Сума начальником пехоты. Со мною, говорит Скопин-Шуйский в своей грамате: «есть людей Русских, дворян и детей боярских, стрельцев и всякаго рода служащих людей 12,000, и больше еще прибирается людей на твою Государскую службу, а не можно из Великаго Новгорода без твоего Государскаго наказа идти. Вели мне, Государь, расписать, каким путем я должен итти к Москве и чрез которые города, и тогда я пойду дорогою, тобою указанною, с ратными людьми к Москве, против воровских людей на твою Государскую службу».
29 Время сего приступа определяют отписки старцев к Царю и Долгорукаго к Аврамию. Истор. Акт. № 241, 242, 237. У Аврамия Палицына упоминается еще о приступе с 27-го на 28-е мая; но не говорится ничего о приступе 28-го июня; между тем считается только три главные приступа к монастырю, стр.149, 154. Но если допустить, что в мае был свой приступ, а в июне другой; тогда надлежало бы считать четыре, а не три приступа. Вероятнее, что ошибка у Аврамия не в счете главных приступов, а в названии месяцев. Число сего втораго приступа в том или другом месяце одно и тоже: 28.
30 Пять грамат сим воеводам отысканы между бумагами лагеря Сапеги. В журнале Археогр. Ком., напечатанном в Журнале Мин. Народ. Просв. Ч. XVI и XIX.
31 От 28 Июня. Собр. Госуд. Грам. Т. II, стр. 368 и Акт. Арх. Эксп. Т. II, стр. 235 и 240.
32 О перебежчиках из монастыря в журнале Сапеги упоминается: «717 Октября какой-то молодой человек из монастыря передался нашим, он сказал Сапеге, что Москвитяне намерены послать к Шуйскому с известием, что они не в силах сопротивляться. Монастырский служка Селевин предался Сапеге». 1323 генв. 1609 г. «Двое детей боярских из Переяславля перешли на нашу сторону». 1525: «Стрелец из монастыря ночью явился к нашей страже и разсказал, что назавтра будет сильная вылазка, ибо Шуйский обнадежил находящихся в монастыре обещанием, что пришлет им подкрепление». Упоминаемые под 13-м генв. вероятно те самые, которые дали совет перенять воду у монастыря.
33 Отписка к Царю старцев обители и отписка Долгорукаго к Аврамию. Истор. Акт. Т. 2. № 141, 242. Царевна Ксения 29-го марта писала: «у нас в осаде шатость и измена великая». Там же № 182. Впрочем следует заметить, что положительных данных к обвинению Казначея, Голохвастова и Марии Владимировны нет. А. Леонид.
34 Время сего происшествия определяется с одной стороны запискою во Вкладной книге, что 11-го июля 1609 г. «дал вкладу бывший Казначей Иосиф Девочкин денег 130 р. 16 алт.»; с другой следующими бумагами из лагеря Сапеги, отысканными в Швеции: 1) Письмо осаднаго воеводы Князя Долгорукаго о распрях своих с товарищем своим Голохвастовым. 2) Его же о том же предмете, и о других событиях во время Троицкой осады, к Аврамию Палицыну в Москву. 3) Троицких старцев к Царю Василью Ивановичу об отражении приступа Поляков и Русских изменников, о тех же распрях Долгорукаго с Голохвастовым, об измене Казначея Иосифа, и участии в ней Королевы Марии Владимировны 1609-го июля 3 д. Журнал Мин. Нар. Пр. 1839 г. отд. III, стр. 115 и 119. Из последняго письма видно притом, что не задолго пред сим, т. е. пред 3 июля, было новое нападение неприятеля на монастырь. Между теми же бумагами найдена «роспись Переяславцам, которые с Гетманом Яном Сапегою были у приступу под Троицким монастырем 1609 г. июня 28 дня». (Там же стр. 120). В журнале Сапеги под 45 Июля/2425 Июня замечены особенныя военныя приготовления. Но о сем приступе Аврамий Палицын ничего не говорит.
35 Грамата самозванца к Сапеге от 10-го июля в Сборн. Мухан. стр. 172, № 99.
36 Сборн. Мухан. стр. 172, 173, № 100, 101.
37 Журнал Сапеги под 6 и 7 числами августа и Аврамий Палицын.
38 Это замечено не только у Авр. Пал. стр. 172, но и в журнале Сапеги под 8 августа, только сие число не должно относить к выступлению Сапеги под Колязин, а к возвращению в стан.
40 Акт. Археогр. Экспед. 1, стр. 232, 233.
41 Грамата самозванца к Яну Сапеге от 12 ч. августа 1609 года. См. о раздоре Сапеги с Ружинским. Истор. Госуд. Росс. т. 12, примеч. 428.
42 Акт. Арх. Эксп. Т. II, стр. 262. «Князь Михаило Вас. Шуйский, с товарищи отпустили из Александровской слободы передовых людей к Троице в Сергиев монастырь, из под Троицы де воровские всякие люди побежали, а Государевы люди поставили острог, прошед Троиц. монаст. к Москве 7 верст, да остроги же де поставили Государевы на Стромыне, да от Стромыни идучи к Москве в Мизинове и в Измайлове». Рук. Жолкев., изданная Муханов. стр. 91. Жолкевский, говоря о совещаниях пред сражением 24 июня 1610 г., упоминает, что «некоторые предлагали, укрепив по возможности лагерь, встретить неприятеля на марше; ибо ежели позволить ему приближиться, то он может быть, не вступая в сражение, стал бы теснить нас городками, и отнял бы возможность получать съестные припасы, как это случилось под Александровскою слободою, под Троицею и под Дмитровом, и таким образом не принимаясь за оружие, мог бы легко нас победить».
43 Рукоп. Филар. издан. Мухан. л. 23. Журн. Сапеги под 1 марта 1610 г.
44 Истор. Госуд. Росс. Т. XII, прим. 504.
45 Аврам. Палиц. стр. 132, 133.
46 Ни в одном году столько не значится вкладов в монастырь от здешних иноков, как в 1608 и 1609 годах, именно до 1400 тогдашних рублей.
47 В одном Синодике монаст. записано об Архимандрите Иоасафе: «убит в Пафнутьеве, 7119 г.» Год означен не точно, потому что Пафнутьев монастырь взят в июле 1610 г., как видно из журнала Сапеги, где сказано: «15/5 июля, нападение на монастырь Св. Пафнутия. Войска убито 4000 чел. Гусарская конница, сошедши с коней, содействовала к овладению монастырем, который разорен до основания. Воевода Михаил Волконский убит; из 50 чернцев осталось не более 10 человек». См. о разорении сего монастыря в Истории Государ. Росс. Т. XII, прим. 552.
48 Опись монаст. 1642 г. Плащь значит здесь то, что в старину была гривна, а ныне большая медаль.
49 Сбор. № 1-й, грам. 535, 536 и 486 личныя заслуги описываются каждаго одинаковыми чертами.
50 В Кормовой книге 1674 г. расположенной по месяцам, под 12 января, записано: «На тот день побежал из-под монастыря Сапега. Ход около монастыря со кресты».
51 Об устроении сей церкви и о побудительных к тому причинах, ходит в народе записка, которой современность событию оправдывается хронологическими частностями.
52 Журн. Сапеги под 16 июля 1611 г. и на конце записка Маскевича, стр. 99. Но здесь время смерти означено неверно.
53 Время смерти Лисовскаго определяется различно: у Берха на основании Летописи о мятежах (стр. 303) она относится к 1618 году; у Муханова в истории похода Владислава в Россию в 1617 и 1618 г. смерть Лисовскаго, как сказано на основании Польских летописцев, отнесена к 1614 г.; но свидетельство граматы несомненно. К тому же из другой граматы Царя Михаила Феодоровича известно, что Лисовский еще в окт. 1615 г. напал на город Ржев. Акт. Арх. Эксп. Т. 3, стр. 109.
54 «Царь Борис взял из казны от Сергия Чудотворца 15,000 рублев, да в Московское разоренье... и всего взято из монастырской казны 60,000 рублев 192(1604) мая в 5 день» (См. Сборник XVII века Археограф. Коммиссии № 213, стр. 185).
55 Аврамий Палицын стр. 188, 193198201.
56 Истор. Госуд. Росс. Т. XII, прим. 624. Дела Польския. Допол. Деян. Петра Велик. Т. II, стр. 117.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра