<Примечания к главе 1>

1 В 1328 году Князь Московский, Иоанн Даниилович, которому св. Петр пророчествовал о возвышении рода его и с ним Москвы, стал Великим Князем, и с сего времени Москва действительно стала возрастать в силе. Тогда же, как пишет преподобный Епифаний, «досталось и Княжение Ростовское к Москве;» а вслед за тем и Кирилл переселился из Ростова в пределы Московскаго Княжения. Таким образом время переселения Кирилла в Радонеж надобно положить около 1328 г. Ранее не могло быть и потому, что Андрей Иоаннович только в 1327 г. родился, и в духовном завещании В.  Князя Иоанна Данииловича, составленном в 1328  г. по случаю отправления в Орду, «село Радонежское» назначено в удел Вел.  Княгине «с малыми детьми» нераздельно. Собор. Госуд. грам. Т. I. стр. 30–36.

2 Преп. Епифаний пишет: «Священа бысть церковь при В. Князе Симеоне Иоанновиче, мню убо еже рещи в начало княжения Его». Симеон Иоаннович стал В. Князем с 1340 г. Преп Сергий скончался в 1391 г. на 72 г. жизни, а пострижен в сей самой церкви 23 лет, как свидетельствует тот же жизнеописатель. Следовательно в 1342 году. К такому же заключению приводит и то обстоятельство, что брат Преп.  Сергия Стефан, удалившись в Москву, жил еще несколько времени в одном монастыре с св. Алексием впоследствии Митрополитом Московским. Св. Алексий, как известно из его жития, стал Митрополитом в 1354 г., пред сим в 1352 г. декабря 6 дня, поставлен в Епископа Суздальскаго, а ранее сего двенадцать лет был Наместником Митрополита Феогноста. Никонов. лет. Т.  V. стр.  58. Истор.  Госуд.  Рос. т. 5. стр. 367. – Подробнее изложены хронологическия соображения в Житии Преподобнаго Сергия, напечатанном мною в Памятниках Общества Древней Писменности, 1885 года, и в книге: «Житие и Подвиги Преподобнаго Сергия». Москва 1885 г., примеч. 40, стр. 215. А. Л–д .

3 Маковцем еще в грамоте 1328 г. называется одна волость Коломенская. Собр. Госуд. Грам. Т. I. стр. 31, 33. Но Маковец Коломенский и Радонежский ничего не имеют между собою общаго кроме названия. В описании явления пр. Сергия Иерею Симеону в 1439 г. пр. Сергий сам говорит о себе: «аз есмь Сергие Маковскый».

4 Преп. Епифаний в житии пр. Сергия пишет: «непщую, яко во днех княжения Князя Великаго Ивана, сына Иваня, тогда начаша приходити христиане, и обходити сквозе вся лесы оны, сотвориша себе различные многие починци и преждереченную изказиша пустыню, и не пощадеша, и составиша села и дворы многи».

5 В житии Преп. Сергия, писанном Епифанием, сказано: «бе обитель Святаго во отечестве его (Князя Владимира) и часто прихождаше посещения ради». То же свидетельствует и духовное завещание Владимира Андреевича, в Собр. Госуд. Грам. Т. 5. стран. 349.

6 История Госуд. Росс. т. 5, стр. 349.

7 В послании к Борису Васильевичу, напечатано в Древн. Вивлиоф. Т. XIV, стр. 178, 188.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.