Беседа по освящении храма в новосозданном Спасо-Преображенском Гуслицком Монастыре

CDL.

361. Беседа
по освящении храма в новосозданном
Спасопреображенском Гуслицком Монастыре1.

(Говорена мая 24-го; напечатана в
Твор. Св. От. 1859 г. и в собрании 1861 г.)

<1859 год>

Есть особенныя чудныя судьбы Божии над некоторыми людьми: есть и над некоторыми местами особенныя судьбы Божии, которыя, при благочестивом внимании, можем открывать и разсматривать к утешению и назиданию нашему.

Бог, чтобы в лице Авраама показать опыт веры в наставление родам грядущим, и вместе предзнаменовать тайну будущей крестной жертвы Христовой, повелел ему принести в жертву единороднаго сына его Исаака. Почему бы, кажется, не исполнить сего на том месте, где Авраам в то время жил, и призывал имя Господа Бога вечнаго (Быт. XXI. 33)? Но нет. Бог послал для сего Авраама на иное место, дальнее, Аврааму неизвестное, не имевшее имени. Иди на землю высоку, и вознеси его тамо во всесожжение, на едину от гор, их же ти реку (XXII. 2). Два дня шел Авраам с сыном, не зная, куда: на третий день увидел гору, и, по новому откровению, узнал, что на ней должен совершить свое жертвоприношение. Он взял в руки огонь и нож, на Исаака возложил дрова всесожжения, взошел на гору, создал жертвенник, возложил на него дрова, а на дрова связаннаго сына своего, и простер руку к ножу, чтобы заклать Исаака. В сию минуту, в своем сердце, в своем решительном намерении, он уже заклал Исаака невидимо, и жертва его совершилась: но прежде, нежели успел он видимо, действительно заклать Исаака, Ангел остановил его. Внезапно Авраам увидел в древесной чаще овна, и принес его во всесожжение. За то, что Авраам явил такое совершенное благоговение и веру к Богу, такое самопожертвование в исполнении воли Его, Бог, воззвав его небесным гласом, благословил его высоким, благодатным, потомственным благословением, простирающимся от него на все народы.

Спрашиваю вновь: почему бы не исполниться сему на том месте, где Авраам жил, или близь онаго? Для чего нужны были – дальний путь, неизвестная гора? – Послушайте. Дойдем до ответа.

Сия неизвестная прежде гора получила от Авраама наименование горы Боговидения; и, без сомнения, сделалась незабвенною для Авраама и для Исаака, и отчасти для их потомков, особенно для благочестивых чтителей и хранителей священных отеческих преданий; и предание о ней пережило веки и народы.

Но гора Боговидения стояла в земле язычников, не знающих истиннаго Бога и таин Его. Прошли веки: близ места жертвоприношения Авраамова построен языческий город Иевус.

Еще прошли веки: потомок Авраама, царь Давид оружием взял Иевус; наименовал его Иерусалимом, и сделал столицею царства Израильскаго.

Еще прошли веки: явился в земле Израилевой воплощенный Сын Божий, по плоти сын Авраамов и Давидов, Господь наш Иисус Христос; проповедал евангелие вечнаго спасения и, по слепой зависти обличаемых Им беззаконников, наипаче же по сокровенному предусмотрению и предопределению Отца небеснаго, близ стен Иерусалима, на месте древняго жертвоприношения Авраамова, распят на кресте, как жертва за спасение всего мира, погребен и воскрес.

Теперь можно дать ответ, для чего Аврааму была указана гора Боговидения. Это для того, чтобы он, стоя на сем месте, верою видел то, что на сем месте должно произойти чрез две тысячи лет после него, чтобы он, по собственному слову Христову, видел день Христов и возрадовался (Иоан. VIII. 56) о Спасителе своем. Авраам видел тогда в Исааке, несущем жертвенныя дрова на гору Боговидения, образ Иисуса Христа, несущаго крест на гору Голгофу; в Исааке, возложенном на жертвенник, – образ Иисуса Христа, вознесеннаго на крест; в Исааке, после принесения его на жертву, живущем, – образ Иисуса Христа, после крестной смерти, воскресшаго; в благословении о семени Авраама всех языков земных – обетование всем человекам вечнаго спасения чрез Иисуса Христа.

Авраамова гора Боговидения открывает и нам величественные и прекрасные виды. Как разумна от века суть Богови вся дела Его (Деян. XV. 18)! Как от веков у Него предусмотрено и предопределено дальнее будущее! Как сокровенно питал он веру древних, предлагая им тайну Христову в обещаниях и предзнаменованиях! Как сильно подкрепляет Он нашу веру, являя нам тайну Христову в совершенном согласии с древними о ней обетованиями и предзнаменованиями! Как чудно жертвоприношением Авраамовым освятил Он место для крестной жертвы Христовой!

Воспоминаю еще, не столь отдаленный от нас, пример особенной судьбы Божией над местом, в союзе с судьбою человеческою. Святый Апостол Андрей, проповедуя веру Христову, обходит Черное море, проходит Херсонес, идет вверх по Днепру, останавливается на месте гористом, проводит ночь, без сомнения, молитвенную, и по утру говорит своим ученикам и спутникам: на сих горах возсияет благодать Божия; будет великий город; Бог воздвигнет церкви; и просветит сию землю крещением. В знамение сего Апостол водружает крест.

Проходят веки; на сем месте созидается Киев; возникает в нем христианство; из него равноапостольные Ольга и Владимир распространяют свет Христов на всю землю Российскую.

Для нас неясно, каким образом нить предания о предречении Апостола дошла до нашего летописца, преподобнаго Нестора: но, видно, не была она прервана; и, может быть, довольно крепка была, чтобы поддерживать веру первых киевских христиан, среди господствовавшаго тогда язычества.

Но для чего пришла сюда память древних великих судеб? – Ее призвало сие новое, или обновляемое, малое место, в благоговейном неведении ожидающее своей судьбы от Вышняго, без котораго не только град, или дом человека, но и гнездо горлицы не созидается. Водружается здесь крест; освящается храм; раждается обитель: и как новорожденный младенец проявляет свою жизнь воплем; так и сия новорожденная обитель начинает свою жизнь молитвенным воплем к Богу: сотвори со мною знамение во благо (Псал. LXXXV. 17), и на братию живущую вкупе, хотя яко некия капли росы Аермонския, сходящия на горы Сионския, да снидет благословение и живот до века (Пс. CXXXII. 3).

Дерзнем ли сказать, что мы здесь не совсем лишены знамения во благо?

Здешния места имели нужду в обители, которая бы, соборным чином богослужения, духом молитвы, доброподвижным житием братии, разумом и словом истины и православия, являла свет Христов и предлагала сладость церковную людям отчужденным от православной Церкви неведением, и даже принуждением, и остающимся в сем отчуждении потому, что не видят и не знают истины и красоты православной Церкви.

Благочестивейшему Царю нашему благоугодно было, чтобы обитель сия основана была на земле особаго царскаго удела. По сему указанию, мы избрали сие место пустое, незнакомое. В двадесять девятый день декабря прошедшаго года Благочестивейший Государь утвердил сие избрание и положил начало обители царскими щедротами. Бог отверз сердца и щедрыя руки христолюбивых московских граждан: и начало дела получило надежду совершения.

Но что еще открылось? – Здешнее местное предание сказало нам, что на сем месте в прошедшие веки была обитель монашествующих, что в начале нынешняго века еще называли сие место монастырищем; что на сем месте в прежние веки явилась чудотворная икона Христа Спасителя, которую, вместе с сим малым, в соседстве бывшим храмом, перенесли мы сюда в начальное освящение устрояемой обители. В дополнение к сим преданиям, пребывание в пятом-на-десять веке в здешних местах Святителя московскаго Фотия, дает нам вероятность, что над бывшим здесь монастырем, и следственно над сим местом было его благословение.

Не утешительно ли это, братия, что мы, ища места, на котором бы почило благословение Божие, нечаянно, не зная, избрали место, на котором почивает древнее благословение? Не есть ли это знамение во благо?

Да не изнемогает вера наша при виде трудностей дела, которое начато с добрым успехом, но которое, чтобы совершиться, упрочиться, принести плоды, требует очевидно многих трудов и многих средств, которыя большею частию еще невидимы. Да утвердится сердце наше во Господе, Который из ничего творит все, Который от малаго зерна производит древо, так что земля, воздух, вода, не оскудевая, дают ему потребное для его возрастания и плодоношения. Вера и упование на Бога да укрепляют всякий подвиг, и особенно подвиг молитвы, который есть опора всех подвигов и добродетелей.

Христе Спасителю! благодать Твоя не оставила сих мест; но и уклонившихся от двора Церкви Твоея святыя, хотя на время, привлекает в нее силою Твоего чудотворнаго Образа. Господи, воздвигни силу твою, и прииди, во еже спасти нас (Псал. LXXIX. 3), охраняя овец, сущих во дворе Твоем от волков мысленных, и не сущих от двора Твоего приводя в Твою спасительную ограду.

Пресвятая Владычица наша Богородице! Тебе вручен ныне храм сей; призирай благодатно на храм сей и на обитель сию, и сохраняй их, как некогда победоносно сохранила ты град Константина, как многократно сохраняла град Москву и многие грады и обители земли нашей. Смиренная обитель сия не дерзает просить у тебя обещания, которое ты благоизволила дать обители преподобнаго Сергия, яко не отступна будеши от места сего: по крайней мере, когда в скорби возопиет к тебе обитель сия, милостивно услыши и помилуй.

Святителю отче Фотие! любовь к безмолвию приводила тебя в здешния места; и оне конечно сделались не чуждыми твоему сердцу. Еще живет здесь память твоей святыни и твоих благословений. Помяни и ты нас в твоей небесной обители, и благослови тихое и безмолвное житие братии, так, чтобы непорочное и чистое безмолвие жития их было верным свидетельством и проповедию истины, веры и православия Церкви. Аминь.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.