(Говорена в Успенском Соборе в 12-й день августа,
напечатана в Христианском Чтении 1834 года и
в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.)1
Преосвященный Епископ Агапит!
Бога Отца прозрением и предуставлением, Царственным вкупе и Священноначальственным мановением Господа нашего Иисуса Христа, благодатию и действием Святаго Духа, при молитвенном и рукоположительном служении Соепископов, приял ты ныне часть Епископскаго дарования, предназначеннаго, по изъяснению Апостола, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Ефес. IV. 12).
Часть Епископскаго дарования, сказал я, не уменьшая твое настоящее приобретение, но из указания на целое, к которому принадлежит сия часть, желая извлечь полезныя и утешительныя для тебя мысли.
Какое ж это целое, котораго часть досталась тебе в нынешнем даровании? Не меньше, как Епископство Христово. Ибо Самого Иисуса Христа Апостол Петр называет, по Славенскому переводу Послания, посетителем, по Греческому подлиннику, Епископом душ (1 Петр. II.25). Он, разделяя свое собственное Епископство душ, применительно к потребностям Церкви, коей Он есть глава (Кол. I. 18), дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же Благовестники, овы же Пастыри и Учители (Ефес. IV. 11).
Видишь,
какого чуднаго достояния часть приял ты ныне: часть того дарования,
которым Благовестники предали и неповрежденным сохранили Евангелие Христово,
которым Пророки освещали мрак сокровеннаго и будущаго, которым Апостолы преобразили
мир языческий в Христианский, которым Иоанн возгремел о Боге Слове, которым
Петр поколебал Синагогу, которым Павел от Иерусалима и окрест даже до Иллирика
исполнил благовествование Христово (Рим. XV. 19), которым Афанасий,
Василий, Григорий утвердили Православие и низложили ереси, от котораго Иоанн
златыми струями учения усладил и напоил Церковь.
Помышляй о сем, и воскриляй твой дух, и возбуждай твою ревность, и утверждай твое упование на помощь свыше.
Немощь ли устрашает тебя? Вспомни, что и Апостолу сказал Господь: сила Моя в немощи совершается (2 Кор. XII. 9).
Озабочивает ли тебя то, что не на готовый идешь престол, но должен будешь сам поставить и утвердить твое седалище, и при том на такой земле, где не многонасеянную ниву Христову окружают и плевелы и терние? Воззри на Павла, который не только не приходил в смущение от подобных затруднений, но еще любил благовестити не идеже именовася Христос, и не на чужом основании созидать (Рим. XV. 20).
Затрудняет ли тебя отдаленность паствы, тебе вверяемой? Опять воззри на Павла, который, не довольствуясь тем, что своим служением наполнил пространство от Иерусалима до Иллирика, еще побуждаем был Апостольскою ревностию распространить свои подвиги до Рима и до Испании; или если трудно смотреть так далеко воззри на собственном твоем пути на Святаго Стефана Пермскаго, на Святаго Иннокентия Иркутскаго. Не добрые ли это предшественники? Не благ ли путь, который лежит по следам их?
Приими же благодушно и благонадежно сей, частию, если угодно, и путнический, наипаче же пастырский жезл; и гряди в крепости Господней, и совершай спасение людей Божиих. По образу древняго Патриарха, с жезлом сим прейди предел Европы, и да даст Господь, да будеши более, нежели в два полка (Быт. XXXII. 10) спасаемых.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра