(Говорено 23 августа Троицкой Семинарии высшаго красноречия и риторики учителем Василием Дроздовым; напечатано в 1867 году в Истории Троицкой Семинарии С. Смирнова с рукописнаго сборника, подареннаго Московской Духовной Академии Павлом Архиепископом Черниговским, при чем самим проповедником сделан значительный выпуск и некоторое изменение в тексте).
Страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная. |
Вот как и мертвое вещество приемлет живое напечатление живой веры! вот как благочестие изменяет и прославляет места им посещаемыя! Вчера безпокровный странник остановился почить в пустыне, и взяв от камений места того, положил в возглавие себе: ныне открыв очи, он видит, что страшно место сие, что это не простое место, но дом Божий, и врата небесная. Иакове! сон ли единой нощи соделал сие чудо? Когда спала плоть моя, ответствует он, моя вера бодрствовала, и се лествица, ея же глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней, Господь же утверждашеся на ней.
Обитатели пустыни! не видите ли вы отверстыми очами сновидения Иаковлевы? К вам пришел недавно муж по сердцу Божию, и вы думали, что хотел только препочить у вас; но, увидя здесь развалины, он взял от камений места сего и положил во основание новаго здания. Несколько раз потом видело его место сие почивающа; но тогда бдел над ним попечительный дух его; благотворная рука отверзлась; проливался елей щедрот, камение возрастало и процветало. И се что вы наконец видите? Се лествица, ея же глава досязает до небес; ибо Господь на ней утверждается. Место страшное, дом Божий, врата небесная. Это с тех пор, как мы ныне узрели тебя1, строитель таин и ангел Божией Церкви, восходяща и нисходяща по сей лествице; ты низвел небо на верх ея, и утвердил на ней престол Бога триипостаснаго; впрочем мы не отнимаем у тебя дела рук твоих, когда отдаем его Богу: мы тем исповедуем твою добродетель. Суетность устроила бы жилище утех; гордость воздвигла бы капище самой себе, благочестие созидает храм благочестия и дом Божий. Но поелику духовному Иакову предоставлено зреть ясно тайны онаго; суть же нецыи от зде стоящих, которые видят едино камение места сего и лепоту его наружную, то призови ныне свыше благодать сию, да хотя отчасти прозрю духом моим и, раздрав завесу грубой чувственности, открою величие дома здесь Божия.
Когда мы одно место именуем преимущественно пред прочими домом Божиим, да не подумает кто, будто мы представляем Бога вместимым и ограниченным. Охотно соглашаемся с древним мнением, что Бог есть круг, коего средоточие везде, а окружие нигде. Но как тогда только мы можем указать средоточие круга, когда оно изображается видимым знамением; подобным образом, тогда говорим с Иаковом: есть Господь на месте сем, когда Его присутствие становится нам ощутительно. Так мы видим невидимая Божия от создания мира твореньми помышляема и говорим: природа есть храм Творца. Удивляемся очам бдящим на страже дня и ночи, находя тонкое существо света паче всего видимаго близким к духовному, и называем небо престолом Царя невидимаго. Так и Апостол, приметив, как Бог действует в избранных Своих, еже хотети и еже деяти, приветствует их: вы есте церкви Бога жива2, и дух Божий живет в вас.
Храм
природы необъятен или неуважаем по привычке или невежеству; престол
небес недосягаем для ума земнороднаго; внутренняя церковь невидима
иногда и для самих членов ея, как то случилось с Илиею, коему Бог
показал в ней седмь тысящ мужей тогда, когда он почитал себя последним
ея останком; а для тех, которых надобно еще призывать к ней, она
и совершенно непостижима. Между тем человек более или менее чувственный
ищет приблизиться к Богу чувственно; в сем случае, без сомнения,
Он Сам приближался к немощи плоти нашей, для возведения нас чрез
чувственное к духовному, когда открывал Себя видимо
в сверхъестественных и таинственных явлениях, и сие было чистое
начало как внешняго богослужения, так и всех священных мест, начиная
от Авелева жертвенника до безкровных алтарей христианских; тогда
как места богослужения соделались предметом богослужения и знамениям
приписана сила знаменуемаго, родилось идолопоклонство, суеверие,
истуканы, капища. Что бы другое, как не капище был и
сей храм, еслиб его только чувственное великолепие привлекало наше
почтение? Не превратилися бы для нас в идолов и сии священныя изображения,
еслибы мы повергались перед ними в слепой надежде получить от них
освящение, а не потому, что, читая сию открытую книгу таин благопознания
и добродетелей христианских, возвышаемся духом в горняя? Вещество
может освящаться Божеством, а не освящать человечество. Се есть
храм Господень: ибо Творец приемлет здесь3
поклонение твари, в лице человека. Се есть престол Царя царей: ибо
здесь Он слышаны творит царям4
Свои суды и оправдания. Се есть церковь Бога живаго: ибо здесь приходящие
ко Христу, камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избранну,
честну, и сами яко камение живо зиждитеся в храм5
духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны
Богови Иисус Христом. Наипаче же се есть дом Божий: ибо здесь Бог
является6 не столько во
(Далее проповедником сделан пропуск7).
Христоименитые слушатели! если не вотще вы носите славное имя сие и притекли сюда в сопровождении веры и любви: то вы сами зрите духом вашим преимущество и неприкосновенную для нечестивых святыню, подобающую дому Господню, коея тень начертать я осмеливался. В таком расположении не трудно вам понять, как можно чувствовать и говорить: коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Вам не покажется также удивительно, что вся церковь признает себя одолженною создателям святых храмов и приглашает вас молиться за их долгоденствие и благоденствие. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра