3 В сборнике сказано: «благодарное поклонение».
4 Это же слово напечатано, по смерти проповедника, в 1868 г. в чтениях Московскаго Общества Люб. Дух. Просв. Здесь к слову царям прибавлено: «и народам».
5 В сборнике: «Господень духовен».
7 Пропуск этот есть и в «сборнике», напечатан и в «чтениях». В виду значительной разности между «сборником» и «чтениями», печатаем пропущенное по тому и другому тексту.
В сборнике:
Но не упадаю ли я в вещество, которое недавно попрал; когда о присутствии Божества свидетельствуюсь таинственным телом Христовым. Никак, сл., оно не мертвое тело, а безсмертное и животворящее. Убо где чувства темныя касаются тела Христова, там верующий дух с духом Сына Божия сближается. Приникая сюда единодушно во имя Его, благословляя здесь великолепое имя Его, молясь, да святится в нас имя Его, поучаясь истине и добродетели во имя Его, мы уверены, что Он не далеко. Мы имеем Его непреложное обещание о сем: идеже два или трие собрани будут во имя Мое, ту есмь и Аз посреде их.
После сего можетъ-быть спросят: какая же необходимость приписывать слишком отличную честь дома Божия известным местам, ежели Христос удостоивает Своего присутствия всякое место, где только находятся Его истинные чтители? Не ответствуя на сие ни древним преданием Церкви, ни неизбежною для каждаго благоучрежденнаго сословия, кольми паче для общества, соединеннаго узами чистейшей любви, запечатленнаго высочайшими таинствами, нуждою, как иметь собрания к назиданию пользы всех и каждаго, равно и оказывать особенное уважение к местам для них определенным, оставляя все сие, я только вопрошаю взаимо: где же то счастливое место, кроме здешняго, в котором бы хотя два или трие постоянно собирались во имя Христово? Самыя многочисленныя, самыя блистательныя собрания в свете собирает тщеславие, или еще плотоугодие посещает, в тихих, называемых дружескими, беседах размышляет корысть или шепчет злоречие. Обман кричит на торжище, коварство извивается в суде, роскошь царствует во граде, раздор и пьянство проходят села и веси. Имя Христово постоянно сохраняется только в устах просящих милостыню у большей части других по крайней мере услышим его реже отвратительнаго имени диавола; для многих не имеет более вкуса никакое невинное слово; а слово полезное не редко наказывается холодным отзывом: «это проповедь». Чего еще хочет мир, вооружаясь против уважения местам, имени Божию посвященным? Разве надобно, чтобы утомленная добродетель бурями житейскими не обретала пристанища для отдохновения, чтобы души алчущия не знали, где утолить глад свой, чтобы благочестие, став менее торжественным, показалось менее важным для блага человечества, и чтобы имя Иисусово не имело лучшей участи, как скитаться с нищими?
Боже мой! что я должен еще сказать? Уже и в Твою священную ограду не все собираются во имя Твое. Я иногда не знаю, но Ты зришь, как плевелы угнетают пшеницу Твою, и козлища смердят между агнцами; как фарисей оставляет мытаря позади себя, и смешиваются с Твоими чуждые. Один является возвестить Тебе о своих добрых делах, как будто Ты его мало знаешь, как и Он Тебя; другой показать народу свою богатую одежду. Иных привлекает обычай или страх обличения. Иные, скучая погублять время дома, поспешают убить его вместо жертвы пред олтарем Твоим. Удобно забывают о том, к кому приходят, а занимаются друг другом, озирают, судят, разговаривают, ссорятся. Опомнитесь, дерзновенные! Не торжище здесь; не дом суеты и праздности, несть сие, но дом Божий. Он здесь, о Котором вы так мало думаете, Он посреди вас замечает ваши безпорядки. Что я говорю?.. Вы были бы счастливы, еслибы Он был посреди вас. Нет Он посреди тех, которые собрались во имя Его; а вас Он изгоняет от лица Своего. Не все те, которые в стенах сих находятся, находятся в доме Божием. Дом Божий составляет снисхождение не только Бога к человеку, но и взаимное приближение человека к Богу. Молитва толцет в двери его; вера допускает внутрь; любовь обитает в нем неисходно.
В чтениях:
Притекая сюда единодушно во имя Его и благословляя здесь великолепое имя Его, молясь, да святится в нас имя Его, поучаясь истине и добродетели по воле Его, мы уверены, что Он не далек от нас. Мы имеем Его непреложное о сем обещание: идеже два или трие собрани будут во имя Мое, ту есмь посреде их.
После сего спросят: какая необходимость приписывать отличную честь домам Божиим в известных местах, ежели Христос удостоивает Своего присутствия всякое место, где только находятся Его истинные чтители? Не ответствуя на сие ни древним преданием Церкви, ни неизбежною для каждаго благоучрежденнаго сословия, кольми паче для общества связаннаго узами чистейшей любви, запечатленнаго высочайшими таинствами, нуждою, как иметь собрания к назиданию пользы всех и каждаго, равно показывать особенное уважение к местам для них определенным мы вопросим взаимно: где может быть счастливое место, кроме здешняго, в котором бы два или трие постоянно собирались во имя Христово?
Где утомленная житейскими бурями добродетель обрящет пристанище для отдохновения? Где души алчущия правды могут утолить глад свой?
Так! но что я говорю? Уже и в Твою, о Боже, священную ограду не все собираются во имя Твое. Мы не видим, но Ты зришь, как плевелы угнетают пшеницу твою, и козлища смердят между агнцами; как фарисей оставляет мытаря позади себя и смешиваются с Твоими чуждые! Один является возвестить Тебе о своих добрых делах, как будто Ты его так же мало знаешь, как и он Тебя; другой показать народу свою богатую одежду; иных привлекает обычай, или страх обличения; иные, скучая погубить время дома, поспешают его убить вместо жертвы пред олтарем Твоим. Забывают легко о том, к кому приходят, и занимаются друг другом, взирают, осуждают, разговаривают, ссорятся... О, да не возглаголют уста моя дел человеческих!!! Опомнитесь, дерзновенные! Не торжище здесь, не дом суеты и праздности, несть сие, но дом Божий. Он здесь, о Котором вы так мало думаете: Он посреде вас; замечает ваши безпорядки. Но что я сказал? Вы были бы счастливы, еслиб Он был посреди вас... Нет! Он посреди тех, кои собрались во имя Его; а вас Он изгоняет от лица Своего. И таким образом не все те, которые в стенах сих находятся, находятся в доме Божием. Дом Божий составляет снисхождение не только Бога к человеку, но и взаимное приближение человека к Богу: если молитва толцет в двери сердца его, вера допускается внутрь, любовь обитает в нем неисходно.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра