(Говорено в Троицкой домовой князя А. Н. Голицына церкви, мая 18;
напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.)
Исполняйтеся Духом. |
Душа
всякаго праздника есть присутствие того, кому празднуют. И для празднующих день
Святаго Духа что может быть вожделеннее, как еслибы сей небесный Утешитель «благодатным»1
наитием посетил Свое празднество? Еслибы Он, хотя уже не огненными языками осиял
главы наши, по крайней мере тайною искрою огня своего коснулся наших сердец
и воспламенил их ощущением присутствия Божия; подобно как некогда и косныя,
еже веровати, сердца двух учеников возжигал Он так, что сии самыя сердца
могли указать им по крайней мере след присутствия Господня: не сердце ли
наше горя бе в нас, егда глаголаше нама на пути
Но чего единое желание толико с нашей стороны трудно, слушатели, то самое, так просто и так щедро, предлагает нам ныне Дух Святый устами Апостола; и не только предлагает, но заповедует, внушает, поставляет законом: исполняйтеся Духом!
Коль блаженную, Божественный Павле, но вместе коль чудную и непостижимую ты даешь нам заповедь! Исполняйтеся Духом: разве в нашей состоит воле исполняться Духом2? Если сие сокровище столь близко и столь приступно, то почему оно столь редко и неизвестно?
Христиане! конечно между Ефесскими соучениками нашими, «которым учитель языков первоначально дал наставление нами разсматриваемое»3, не было человека, который бы его не разумел в сем случае, и мог бы противуположить ему наши недоумения. Иначе Богодухновенный наставник, без сомнения, предупредил бы совопрошения вразумлением. Так, знали в то время жаждущие указанный некогда пророком путь, да идут на воду, и елицы не имут сребра, да шедше купят и ядят, да шедше купят без сребра и цены вино и млеко. Ныне, повидимому, и сребро иждивается не в хлебы, и труд наш не в сытость (Исаии. LV. 1 и 2). Нам кажется, будто Господь слишком дорого ценит свои блага, и будто не наши мышцы ослабели для принятия, но Его рука сократилась для подаяния даров духовных.
Нет! Господь независтно изливает от Духа своего на всяку плоть
Было время, «когда апостолы, преимущественно
святые храмы Святаго Духа, не ощущали Живущаго в них. Они»4
уже обладали даром чудес, а еще не понимали начала и не примечали
направления силы, в них действующей. Дух любви являлся в них духом
гнева, и призванные в служение спасения готовы были низвести с небесе
огнь потребления. Сама Истина обличала их в столь странном неведении
самих себя: не весте, коего духа есте вы
После, когда тот же Дух, который вначале действовал
в Апостолах сокровенною силою, посетив их торжественным сошествием Своим, исполнил
ведением и премудростию, они узнали Его столь ясно и столь близко, что решительно
различали Его как от собственнаго, так и общаго некоего духа, действующаго в
естественных, не возрожденных Духом Божиим, человеках и, может быть, в них самих
некогда действовавшаго. Мы же, говорит один из них, не духа мира сего
прияхом, но Духа, иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованная нам
Заметим, слушатели, что Апостол не говорит: дадеся нам дух, но: мы прияхом духа. Как бы так сказал: «известно, что Бог дает Своего Духа каждому, кто расположен принять Его. Только люди по большой части порабощаются и омрачаются духом мира. Мы же отвергли владычество сего мрачнаго духа, но приняли духом нашим светоносныя влияния Духа, от Бога исходящаго; и таким образом открылось в нас деятельное познание и ощущение даров, от Бога нам предуставленных. Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованная нам».
Итак, поверьте не нам, «немощным служителям слова»5, поверьте избранным орудиям, посланникам и благовестникам Духа Божия, что, несмотря на некое самостоятельное бытие и свободу человека, он не только может находиться, но и находится обыкновенно под правлением одного из двух начал, или духа мира сего, или Духа иже от Бога, смотря по тому, котораго из них действие на себя свободно приемлет. Если вы сего, повидимому, на себе не испытываете, сие токмо то значит, что не весте, коего духа есте вы.
Дабы, по возможности, приближить к общему
разумению сии тайныя отношения духа человеческаго к Духу Божию,
да будет позволено употребить притчу и гадание, в которыя сама Божественная
истина облекалась не редко, дабы явиться взорам человеков, более
или менее чувственных. Младенец во чреве имеет собственную
душу и жизнь; но жизнь его погружена в жизни матерней, ею проникнута,
ею питаема, так что, в сравнении с полною жизнию человека, едва
может почитаться жизнию: вот образ того состояния, в котором естественный
человек находится в мире. Дух его имеет собственную жизнь и свободу,
но тем не менее, будучи во плоти, объят и нечувствительно правим
силою мира: он мыслит, но по стихиам мира; желает, но так, как побуждает
всеобладающая в мире похоть плотская, похоть очес и гордость житейская;
действует, но в тесном и низком круге чувственнаго; живет, но по
духу мира, в отчуждении от жизни Божия
Нам ли убо, чада веры, не познавать присутствия
посреди нас Духа Святаго и вопрошать о Его владычестве: где
оно? А еще до торжественнаго сошествия Его на царство веры чада
закона ощущали вездесущую и вседействующую силу Его столь живо,
что нигде не могли скрыться и почить от благоговейнаго ужаса! Камо
пойду от Духа Твоего
Вся исполняяй! Но почто же не все Им исполняемся? Видно, что самих себя должно вопрошать о сем.
Можно ли нам исполняться Духом, если плоть, непрестанно враждующая на духа, не находит в нас никакой преграды своему владычеству? Если в ея пресыщении, упоении, наслаждении мы угашаем даже свойственный духу нашему глад слышания слова Божия и жажду правды? Если мы токмо и живем в сию плоть, в которой, как по собственному опыту нас уверяет человек Божий, совсем не живет доброе
Можно ли нам исполняться Духом Божиим, если мы сами одушевляем себя токмо духом сего мира? Если только его стихийною мудростию исполняем наш ум, только его прелестями оживляем наше воображение, только его страстями возбуждаем наше сердце, только его законами правим нашу волю, только ему стараемся угодить нашим действованием? Если лучшия наши чувствования и самыя добродетели заражены тлетворным дыханием «духа мира»8: любовь пристрастием, снисходительность ласкательством, благородство гордостию, трудолюбие корыстолюбием, благотворение тщеславием, достоинство презрением других, подвиги честолюбием? Токмо те могут прияти Духа, иже от Бога, которые не прияли духа мира сего, «или изгнали его»9, не любя мира, ни яже в мире
Можно ли нам «исполняться»10
Духом Святым, если мы еще преисполнены сами собою так, что нет в нас
ниже столько упраздненнаго и очищеннаго места, куда бы хотя капля всенапаяющия
воды, по всей долготе и широте времен и мест текущия в живот вечный
И, посему, да не сетуют на Духа Господня
и те, которые, хотя всеми силами отвергаются плоти, мира и самих
себя и с духовною жаждою приходят ко Христу, однако не
пиют еще от источника благословений, не ощущают в себе утешительнаго
присутствия благодати освящающей и обновляющей, или, ощутив мгновенно,
теряют оное. В Евангелии написано, что некогда, между тем, как Сам
Иисус Христос проповедывал о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии
во имя Его, не у бе Дух святый11
приемлемый, яко
Иисус не у бе прославлен. В другом месте Он говорит ученикам
Своим, что и после неизменнаго Ему последования надобно прежде искушенным
быть лишением видимаго присутствия Его и потом уже взыти к таинственному
общению Духа Святаго: уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду
Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам
Но те, в которых если не ощущается, по крайней мере
уже начинается сокровенною рукою помазание, не требуют, да кто
учит их: яко то самое помазание учит их о всем
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра