Дополнения

ПРИЛОЖЕНИЯ

I
ДОПОЛНЕНИЯ

К стр. 62–63. Чернец Андрей (он иногда стоит в cказаниях вместо Александра) Ослебят, боярин митр. Киприана под 1392 г., у Иванова в Описании госуд. архива, стр. 214 нач. – Акт. Ист., т. I, № 215, стр. 409, col. 1, fin. Симон Азарьин в своем издании жития преп. Сергия, делая вставку о том, что преподобный дал вел. князю Пересвета и Ослебя, называет второго и Андреем, л. 86 об. Есть село Коломенское Ослебятевское, – Собр. госуд. грам. и догов., Index (I, 60, 192); Карамзин, V, прим. 116, col. 42 в половине (в духовн. завещании Донского). См. также Академич. ркп. № 201, л. 253 об., fin., у Леонида I, 147 sub., fin. Сын Иродиона Ослябя Акинф был боярином у митр. Фотия, – Лаврск. ркп. № 252, стр. 30, Академич. ркп. № 201, л. 253 об., fin., в Описании у Леонида; Акт. Эксп., т. I, № 11. Ср. Типогр. летоп., стр. 210. – В 1571 г. дьяк Невзор Федоров Пересветов у Ростовского архиепископа, Акт. Юридич. 1838 г., № 382, стр. 402. Мурат Пересветов, Ростовский помещик, упоминается в начале XVII века, при осаде Тихвинского монастыря, – Собр. лет., III, 297. Дворяне Московские Пересветовы (Филипп Силин и Иван Филиппов) 1681–1692 гг. в Алфавитн. указателе фамилий и лиц в Боярских книгах, стр. 317. В начале XVII в. церковная земля села Братошина была смежна с землей Семена Пересветова – Чтен. Импер. Общ. Ист. и Древн. Росс., 1886 г., кн. I, Радонежская десятина, стр. 76. Раздельная детей Ивана Пересветова в 1517 г. на вотчину в Дмитровском уезде, в Лаврском архиве № 259/2421, по описи Лавры глава VIII-я, отд. 3-й, «акты разнаго рода». Еще Пересветовы там же, № 347/2509, 1556 года.

К стр. 115. Преп. Сергий – «заступник земли Русьстей», – слова Грозного, Собр. лет., VI, 314 sub., fin. Пожарский называет преп. Сергия Русской земли заступником. – Акт. Юридич., Калач., т. II, № 191, col. 602.

В Синодалной библиотеке есть рукопись № 421, в которой – Расходная книга и устав Троицкого монастыря, XVI века. У Саввы стр. 231.

II
ОБЪЯСНЕНИЯ К РИСУНКАМ

А. Общие виды и планы всей Троице-Сергиевой лавры

1. Вид Троице-Сергиева монастыря XVII века (фототипическая таблица № I а и б)

Нам известны два экземпляра этого вида, представляющие копии с одного и того же оригинала. Один экземпляр находится на Московском Рогожском старообрядческом кладбище, другой находился в прежнем помещении литографии Троицкой лавры, будучи пожертвован в лавру покойным А. В. Горским, которому доставлен был из Костромы. [При переводе литографии в новое помещение, устроенное в 1895–1896 гг., это второе изображение поступило «в кладовую, где сложены разные ненужные предметы, вынесенные из прежняго помещения Лаврской литографии»1. Здесь оно так основательно было забыто, что, когда осенью 1908 г. его стал разыскивать С. А. Белокуров, «власти монастырския» на все вопросы о нем отозвались полным неведением. На оффициальный запрос Императорского Общества Истории и Древностей Российских Духовный собор Троице-Сергиевой лавры ответил (18 ноября 1908 г., № 1781), что об этой «иконе-картинке Собору ничего неизвестно, в описи лаврскаго церковнаго имущества она не значится… и в лавре не имеется». Только вследствие просьбы Общества, направленной к митрополиту Московскому Владимиру, – приказать розыскать в лавре это изображение, – оно нашлось в означенной выше кладовой, причем Духовный собор лавры в докладе своем митрополиту объяснил, что, «картина эта, по своим отрицательным качествам, никогда не пользовалась в лавре каким-нибудь особенным значением». В виду такого отношения к этому изображению «властей» Троице-Сергиева монастыря, Общество просило митрополита Владимира передать ему на хранение этот иконографический памятник. Ходатайство Общества было уважено митрополитом Владимиром, и ныне это изображение находится в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских.]

Оба экземпляра этого вида написаны на досках (средних размеров домовой иконы, 10x8 вершков) и иконным образом, т. е. масляными красками и вообще как писались и пишутся иконы. Время написания вида, т. е. оригинала, с которого сняты наши копии, определяется тем, 1) что на нем есть Зосимо-Савватиевская церковь, построенная в 1637 году; 2) башня Водяная на виде уже нынешняя, ибо ворота не под ней, а сбоку; а она складена в 1641–1643 гг., см. стр. 166; 3) Уточья башня на виде еще старая, а новая складена в 1650 г.; 4) Конюшенная башня, перестроенная в 1651 г., старая; и 5) на виде нет Успенских въездных ворот на монастырь, которые сделаны между 1641–1655 годами. След. вид лавры изготовлен между 1643–1650 годами.

Соборы Троицкий и Успенский и церкви Никоновская и Духовская, изображения которых, как существующих до настоящего времени, мы можем сверять с подлинниками, оказываются сделанными весьма неверно (произвольно и фантастично). А царский дворец, с фасадом которого мы могли бы познакомиться по виду, представляет нечто и совсем непонятное: шесть отдельных маленьких домиков с особым крытым всходом в каждый из них (а «сад царский с прудом» – просто какая-то солонка). Можно думать, что вернее, чем церкви, и даже более или менее верно изображены корпуса монашеских келей. Но, во всяком случае, значение вида – не иконографическое, а топографическое (не верность воспроизведения формы или фигуры зданий, а показание их местоположения). Мы видим на нем в северо-восточном углу монастыря хлебные амбары, или житницы, за тем – царский дворец, оружейную палату, трапезу (без надписания, ниже Успенского собора) с поварней, келарские гостиные палаты (надпись: «гостинница»), пивной двор.

Впрочем и в отношении к иконографии план имеет то очень немаловажное значение, что дает несомнительный ответ на вопрос о старой или первоначальной форме кровель на Троицком и на Успенском соборах.

Относительно того, что надписи: «Палата казенная» и «Келарская палата» нужно обменять местами, см. стр. 235 в книге. Круглое небольшое здание с шатровой кровлей против архимандричьих келей есть не ледник и не погреб, а колодезь.

Описание зданий лавры XVII века, которое должно сравнивать с этим видом, – в книге на стр. 229–238.

[По характеру2 письма экземпляр вида, принадлежащий Рогожскому старообрядческому кладбищу, является более древним, чем принадлежащий Троице-Сергиевой лавре: он написан в XVII веке, тогда как второй – в начале XVIII столетия. При всем их сходстве, и сходстве весьма большом, имеется между ними и разница: 1) в первом виде по сторонам Святых ворот изображены двери, которых нет во втором; точно так же встречаем отличия в изображениях: 2) входа с западной стороны Успенского собора (в первом виде ступенек или нет, или они совсем мало заметны), 3) пруда с западной стороны Успенского собора и церкви Михаила Малеина при братской трапезе, 4) братской поварни (которая на первом виде изображена как будто каменная, а на втором – деревянная), 5) башни против царской кухни (на первом виде имеются в башне двери, отсутствующие на втором) и др.

Так как этот вид Троице-Сергиева монастыря является древнейшим из доселе известных, и так как оба снимка его различаются и по манере письма и по некоторым частностям, то здесь прилагаются фототипии с того и другого. Изображение, принадлежащее Рогожскому старообрядческому кладбищу, находится в летнем храме его, на столбе у левого клироса. Для фотографирования оно было доставлено в фотографию П. П. Павлова благодаря любезному содействию старообрядческого священника кладбища Ивана Васильевича Власова. Второе изображение (принадлежащее Троице-Сергиеву монастырю) было покрыто слоем копоти и олифы, и потому при первоначальном фотографировании снимок получился неясный, а на южной стороне монастыря, около Троицкого собора, вместо изображений зданий и народа вышли темные пятна. Копоть и олифа искусно сняты были известным иконописцем В. П. Гурьяновым, изображение получилось весьма отчетливое, и с него сделан был снимок на таблице № 1 б.

В обоих снимках имеющиеся на том и другом изображениях надписи вышли недостаточно отчетливо, и потому повторяем их здесь. По входе в Святые ворота, направо от дорожки, ведущей к Троицкому собору (налево, если смотреть на икону) – «сад царский с прудом», «храм Успение Пресв. Богородицы», (на изображении Рогож. кладбища еще – «царскии келии»), «кладесь», «пруд», «Оруженина палата», «поварня»; на другой стороне – «храм Сошествие Св. Духа», «преп. Михея чюдот.», «храм Живоначалныя Троицы», «храм преподобнаго Никона чюдотворца»; внизу, на западной стороне монастыря, – «келарская палата», «полата казенная», «ледник», «погреб»; на башнях западной стены – «гостинница», «пивоварня», «башня Водяная»; за монастырем, здесь же, – «бочарныи хоромы» (на экземпляре Рогожского кладбища еще – «ворота Каличьи», «плотнишная», «Пивной двор», «воскобойня»).

Литографированный снимок с изображения, принадлежащего Рогожскому кладбищу, сделанный К. Тромониным, был приложен к книге И. М. Снегирева «Путевые записки о Троицкой лавре, содержащие в себе обзор достопамятностей Троицкой дороги, лавры и Вифании», М., 1840 г. Оттиски этой литографии были сделаны между прочим и на коже, и один из подобных экземпляров хранится у Г. М. Прянишникова в с. Городце Нижегородской губернии. Гравированный снимок со второго изображения был приложен к первому изданию сей книги, причем оно было воспроизведено не все, а с некоторым опущениемъ: изображений святых и народа у Троицкого собора и у церкви свв. Зосимы и Савватия.

2. Вид лавры 1725 года (см. на стр. 104–105)

Взят из «Русских народных картинок» Д. А. Ровинского, кн. II, Спб., 1881 г., стр. 295, № 606. Снята только нижняя часть картинки. Оригинал 13x81/2 вершков.

3. Генеральные план и проспект лавры ок. 1745 г. (фототипические таблицы № V и VI)

В библиотеке Св. Троице-Сергиевой лавры хранится между прочим Альбом, содержащий как эти генеральные планы и проспект, так и рисунки отдельных зданий ее. Как видно из находящихся на нем надписей, приведенных выше, на стр. 167, основные рисунки относятся к 1745 году; изменения, произведенные в зданиях в последующее время по 1790 г., нанесены на особые листки, приклеенные в соответствующих местах. Благодаря последнему обстоятельству получается отчетливое представление о том, какой вид то или другое здание имело до перестройки его митр. Платоном и стало иметь после нее. Из этого Альбома, как видно будет ниже, заимствовано в настоящую книгу много снимков, и все они сделаны с рисунков, изображающих здание до митр. Платона. Имеющиеся в Альбоме наклейки с позднейшими изменениями заметны на фототипических таблицах № V (приклейкой закрыта часть надписи) и VI.

Альбом имеет в длину 51, в ширину 34 1/2 сантиметра. Рисунки сделаны акварельными красками. Всех листов в Альбоме 46, на коих размещены рисунки 32 зданий. Состав Альбома следующий:

Л. 1 Надписи, приведенные выше, на стр. 167.

Л. 2 Заглавный лист с изображениями святых Троице-Сергиевой лавры.

Л. 3 Подобный же лист с изображениями импер. Елизаветы, вел. князя Петра III и вел. княгини Екатерины Алексеевны.

Л. 4 «Изъяснение генерального плана и проспекта» следующего содержания.

1.  Вокруг ограды крепостной вал с бастионами.

2.  Каменная ограда с восточной стороны, в которой под литерами А Святые врата, В – Троицкие.

3.  Ограда с полуденной стороны с приезду от Москвы.

4.  Ограда с западной стороны.

5.  Ограда с полуночной стороны, от Конюшенного двора.

6.  Ограда с полуночной же стороны.

7.  Внутреннее пространство лавры.

8.  Большой Успенский собор.

9.  Кладезь.

10. Соборная церковь живоначальной Троицы.

11. Церковь преподобного Сергия чудотворца, при ней трапеза имеется.

12. Церковь Смоленской Богородицы.

13. Церковь Сошествия святого Духа.

14. Церковь Иоанна Предтечи, что над Святыми вратами.

15. Церковь преподобного Михея.

16. Колокольня.

17. Чертоги ее императорского величества.

18. Настоятельские келии, в которых церковь Казанской Богородицы.

19. Келии наместничьи.

20. Келии казначейские и протчих соборных монахов, при которых под литерами А – больничная церковь Зосима и Савватия с больнишными кельями, а по левуюВ – ризница церковная, а при ней келии экономские.

21. Келии, в которых находятся ректор, префект, проповедник и прочие иеромонахи.

22. Келии, в которых живут монахи крылошанского послушания.

23. Монашеские келии.

24. Регулярной сад и пруд.

25. Покои, где живут учители и семинаристы.

26. Дворцовая кухня.

27. В ограде покои, где живут семинаристы.

28. Гостинные же покои во ограде.

29. Монумент.

Л. 5 (По приведенному «изъяснению» л. 1-й) «Оригиналной план Свято-Троицкой Сергиевой великой лавры», на двух листах, 651/2x431/2 сантиметра (см. фототипическую таблицу № VI).

Л. 5 (2) – «От Гостиного двора прешпект с восточной стороны с приезду в Святыя ворота», 44x27 сант. (см. таблицу № II, рисунок № 1).

– (л. 3) «Прешпект с полуденной стороны с приезду от Москвы», 44x28 (см. таблицу № III, рисунок № 3).

Л. 7 (4) «Прешпект з западной стороны, от Пивоваренного двора», 45x27 (см. таблицу № III, рисунок № 4).

Л. 8 (5) «Прешпект с полунощной стороны», 45x27 (см. таблицу № IV, рисунок № 5).

Л. 9 (6) «Прешпект с полунощной стороны», 44x28 (см. таблицу № IV, рисунок № 6).

Л. 10 «Генеральный план и проспект Свято-Троицкия Сергиевы великия лавры с восточной стороны», 64x43 (см. таблицу № V).

Л. 11 (8) «Соборная церковь Успения пресвятыя Богородицы и во оной 3 придела, в которых престолы чюдотворца Николая А, 2-й муч. Феодора Стратилата В, вм. Ирины», 20x13 (см. таблицу № VIII, рисунок № 12).

Л. 12 «План и фасад кладезя» (см. таблицу № XIII, рисунок № 25).

– (л. 9) «Фасад соборной церкви Успения пресв. Богородицы с западной стороны» (см. таблицу № VIII, рисунок № 11).

Л. 14 Троицкий собор – вид и план, 25x24 (см. таблицу № VII).

Л. 15 (11) «Фасад церкви преп. Сергия чудотворца и при ней трапеза».

Л. 16 План ее.

Л. 17 Смоленская церковь. Вид и план (см. таблицы № IX, рисунок № 13, и XIII, рисунок № 25).

Л. 18 Ц. Сошествия св. Духа. Вид и план.

Л. 19 (14) «Фасад церкви над святыми воротами Иоанна Предтечи».

Л. 20 (15) План ее.

Л. 21 Церковь преп. Михея. Вид и план.

Л. 22 (16) «Фасад колокольни». 45x27 (см. таблицу № IX, рисунок № 14).

Л. 23 (16) «План колокольни».

Л. 24 (17) «Фасад дому ее императорского величества», 45x21. Изображение 40х8 (см. таблицу № XII, рисунок № 21).

Л. 25 «XVII. План и фасад чертогам ее имп. вел», 44x25 (см. таблицу № XII, рисунок № 22).

Л. 26 (18) «План и фасад кельям, в которых живет архимандрит». Фасад.

Л. 27 «План».

Л. 28 (18) «План и фасад ризнице». 44 1/2x26 (см. таблицу № X, рисунок № 17).

Л. 29 (19) «План и фасад кельям, в которых живет намесник».

Л. 30 (20) «Фасад кельям, в которых живет келарь и протчие соборные знатные монахи, при которых кельях больничная церковь и библиотека, о чем значат литеры: церковь – А, библиотека В», 70x32 (см. таблицу № XI, рисунок № 18).

Л. 31 (20) «План келий, в которых живет келарь и протчие соборные знатные монахи, при которых кельях больничная церковь и библиотека, о чем значат литеры: церковь – А, библиотека В», 70x32 (см. таблицу № XI, рисунок № 19).

Л. 32 (21) «План и фасад кельям, в которых живет казначей, проповедник и протчие иеромонахи».

Л. 33 (22) «План и фасад кельям, в которых живет эконом, конюшей и протчие монахи из крылошан».

Л. 34 (23) «Фасад кельям, в которых живет гробовой иеромонах и протчие служебныя иеромонахи и иеродиаконы крылошанскаго послушания».

Л. 35 (23) План этим кельям.

Л. 36 (24) «План и фасад (261/2x8 1/2) дому, в котором обучаютца семинаристы», 461/2x30 (см. таблицу № XI, рисунок № 20).

Л. 37 «XXV. Планы и фасад, где живут учители и семинаристы и Гостиннаго двора покоям. XXX», 46x271/2 (см. таблицу № XII, рисунок № 23).

Л. 38 (26) «План и фасад ружейной кладовой палаты», 23x14 фасад (см. таблицу № X, рисунок № 16).

Л. 39 (28) «План и фасад кухни, которая при доме ея и. в. и при ней покои для служителей и придворных».

Л. 40 (29) «План и фасад покоям для знатных придворных служителей».

Л. 41 «План и фасад часовне, что на Красной горе».

Л. 42 «План и фасад Гостинному двору», 43x30 (см. таблицу № XIV, рисунок № 27).

Л. 43 (30) «План и фасад Гостинному двору».

Л. 44 (31) Надпись обрезана. (Конный двор?).

Л. 45 (32) «План загородному двору, которой называетца Коробаха, а какое на оном строение, о том в прешпекте и под литерами значится явственно».

Л. 46 «Прешпект загородному двору, которой называется Коробаха, а какое на оном строение, о том значит под литерами нижеследующими, а именно: А на оном дворе покои, В погреб и над ним галлерия, С – баня и при ней покои, Д ранжерея, Е – голлерия, F – галлерия на воде, G – кухня, Н – людские покои или лакейские… (комнаты?) (см. таблицу № XIV, рисунок № 28).

Всех снимков из этого Альбома к книге приложено 28, и все они сделаны в значительно меньшем против оригинала виде (насколько – видно из приведенных выше отметок о величине того или другого рисунка в оригинале).

Находящиеся в этом Альбоме «генеральные план и проспект» лавры помещены на фототипических таблицах № V и VI. Белые полоски на таблице № VI – те приклейки, которые не могли быть заретушованы.

4. Генеральные план и проспект лавры 1797 г. (фототипические таблицы №№ XV и XVI)

Снимки сделаны с двух гравированных листов, хранящихся в библиотеке Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел. Прямых указаний на время этих гравюр нет; из изображений их видно, что они относятся к концу XVIII-го столетия. В архиве Свято-Троицкой Сергиевой лавры имеется особое дело 1796 г. № 46 «о вырезании медных двух досок плана и фасада лавры», которое, очевидно, трактует о настоящих гравюрах. Содержание дела составляют:

1)       Записочка митр. Платона: «Отец казначей! Выдайте сему письмоподателю из казны в задаток 25 руб., который взялся за 100 руб. вырезать две доски плана и фасада лавры».

2)       Отметка Троицких властей: «исполнение учинить в силу прописанного его высокопреосвященства приказания». Следуют подписи: наместника, казначея, ректора иеромонаха Августина, ризничего и соборного писаря. «Подписано 15 сентября 1796 г.»

3)       Письмо на французском языке архитектора Фр. Кампорези, в коем он крайне сожалеет, что его племянник так запоздал с окончанием досок; надеется на доброту сердца Платона. Причина не леность, а большие занятия, вызванные обстоятельствами: работали дни и ночи, и сейчас еще – для новых построек. Надеется на продолжение покровительства митрополита, так как после тех трудов, которые они понесли, смена распорядителей для нас не окажется благоприятной. Просит благословения для всего семейства.

На этом письме митр. Платоном написано: «отписать к эконому, чтоб он из дворовой суммы заплатил тому, а имянно, племяннику архитектора Кампорези или самому архитектору Кампорези, кто вырезал две медныя доски, денег 75 руб., ибо он договорился за 100 руб., но уже в задаток получил 25 руб. Притом справиться у умеющих хорошо печатать, что возьмут за лист напечатать: а для сего послать ему два листа».

и 4) Отметка: «по сей резолюции доски вырезаны и деньги 75 руб. из дворовой суммы выданы. 1797 г. июня 8 дня».

Из этого дела таким образом видно, что гравюры эти принадлежат Кампорези, что к их изготовлению было приступлено в 1796 году и что в следующем, 1797 г. они уже были изготовлены. Д. А. Ровинский в своем «Словаре» указывает еще несколько гравюр Кампорези конца XVIII в. Московских церквей и зданий (Подробный словарь русских граверов XVI–XIX вв., СПб., 1895 г., стр. 312–313).

Гравюры эти представляют лавру в том виде, какой она имела в самом конце XVIII столетия, после перестроек митр. Платона, и должны быть сравниваемы с предыдущими генеральными планом и проспектом 1745 г. На плане имеется сбоку особое «изъяснение» (то же, что выше, на стр. 406–407), которое для бoльшего удобства приводится здесь:

      1.   Вокруг ограды крепостной вал с бастионом.

2.   Каменная ограда с восточной стороны, в которой под литерами А – Святые ворота, В – Троицкие.

3.   Ограда с полуденной стороны с приезду от Москвы.

4.   Ограда с западной стороны.

5.   Ограда с полуночной стороны от Канюшенного двора.

6.   Ограда с полуночной же стороны.

7.   Внутреннее пространство лавры.

8.   Большой Успенский собор.

9.   Кладезь.

10.   Соборная церковь живоночальной Троицы.

11.   Церковь преподобного Сергия чудотворца, при ней трапеза имеется.

12.   Церковь Смоленской Богородицы.

13.   Церковь Сошествия святого Духа.

14.   Церковь Иоанна Предтечи, что над Святыми вратами.

15.   Церковь преподобного Михея.

16.   Колокольня.

17.   Чертоги его императорского величества.

18.   Настоятельские келии, в которых церковь Казанской Богородицы.

19.   Келии намесничьи.

20.   Келии казначейские и протчих соборных монахов, при которых под литерами А – больничная церковь Зосима и Савватия с больнишными кельями, а по левуюВ – ризница церковная, а при ней келии экономические.

21.   Келии, в которых находятся ректор, префект, проповедник и прочие иеромонахи.

22.   Келии, в которых живут монахи крылошанского послушания.

23.   Монашеские келии.

24.   Регулярной сад и пруд.

25.   Покои, где живут учители и семинаристы.

26.   Дворцова(я) кухня.

27.   В ограде покои, где живут семинаристы.

28.   Гостинные же покои во ограде.

29.   Манумент.

5. План лавры 1902 г. (таблица № XIX)

Составлен архитектором Латковым и приложен к изданному лаврою «Историческому описанию Свято-Троицкой Сергиевой лавры». Св. Троицкая Сергиева лавра, 1902 г. (В настоящее время он не вполне соответствует действительности, а именно: часть Белого пруда около Старой монаст. гостинницы засыпана, вырыт новый пруд около Конного двора, за Красной, или Уточкиной, башней – новое здание, выстроены новые лавки на Красногорской площади по направлению к Пятницкой церкви и по монастырской ограде у Пафнутьева сада, после Странноприимной, у южной стены, сада выкопан пруд, и на нем, поставлена купальня для монашествующих и пр…). Поставленные здесь цыфры обозначают:

1.   Троицкий собор.

2.   Церковь преподобного Никона.

3.   Часовня на месте келлии преп. Сергия.

4.   Успенский собор.

5.   Церковь Сошествия Св. Духа.

6.   Церковь Филарета Милостивого.

7.   Церковь во имя преподобного Сергия и братская трапеза.

8.   Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

9.   Церковь преподобного Михея.

10. Церковь Божией Матери Одигитрии (Смоленской).

11. Церковь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, и братские келлии.

12. Покои митрополита и церковь во имя Казанской Божией Матери.

13. Церковь под Успенским собором во имя всех Святых.

14. Церковь при келлиях о. наместника во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

15. Церковь во имя Иоанна, списателя лествицы, а под нею – во имя св. великомучениц Варвары, Анастасии и Акилины.

16. Колокольня.

17. Успенский кладязь с часовнею.

18. Фонтан для водоосвящения.

19. Обелиск.

20. Усыпальница Годуновых.

21. Ризница.

22. Келлии о. наместника.

23. Казначейский корпус. Братские келлии.

24. Просфорня.

25. Братские келлии.

26. Певческий корпус.

27. Предтеченский корпус. Братские келлии.

28. Святые ворота.

29. Книжная лавка.

30. Келлии о. эконома.

31. Успенские ворота.

32. Успенский корпус. Братские келлии.

33. Каменная ограда вокруг лавры.

34. Соляная башня.

35. Наместничья башня.

36. Плотничная башня.

37. Каличья башня.

38. Звонковая башня.

39. Красная или Уточкина башня.

40. Плоская башня.

41. Пятницкая башня, где училище иконописания.

42. Башня с беседкою.

43. Успенское кладбище.

44. Смоленское кладбище.

45. Сошественское кладбище.

46. Михеевское кладбище.

47. Церковь во имя св. великомученицы Параскевы.

48. Церковь во имя Введения во храм пр. Богородицы.

49. Пятницкий кладязь.

50. Странноприимный дом.

51. Оранжереи.

52. Лесной двор.

53. Больница-богадельня.

54. Запасная больница для заразных.

55. Корпус с типографией, переплетной, столярной, слесарной и редакция Троицких изданий.

56.   Водокачка.

57.   Конный двор.

58.   Кузница.

59.   Старая гостинница.

60.   Торговые помещения.

61.   Новая гостинница.

62.   Арендные дома.

63.   Торговые лаврские ряды.

64.   Красногорская часовня.

65.   Разные хозяйственные помещения.

6. Вид лавры с юговосточной стороны (снимок на стр. 96)

Снят с дороги, идущей от станции железной дороги. Клише сделано с фотографии М. И. Грибова. Как эта, так и другие указываемые ниже фотографич. снимки лавры исполнены Грибовым в 1904 г.

7. Общий вид лавры (с птичьего полета, таблица № XVIII)

Рисунок сделан художником А. П. Бровкиным в 1909 году. Оригинал 60x41 сантим.

Б. Виды и планы отдельных зданий лавры

I. Троицкий собор

Изображение его XVII в. см. на таблице № I а и б.

1.    Вид и план 1745 г. (таблица № VII).

Из Альбома 1745 г., о котором сказано выше. В нем читаем следующее «изъяснение»:

«План и фасад соборной церкви живоначальныя Троицы, устроенныя преп. Никоном. Изъяснение плана находится под цыфрами.

1) Олтарь. 2) Серебренная рака с мощами преп. Сергия чудотворца под сребренным же балдахином. 3) Гроб вел. князя Андрея («Боголюбскаго» зачеркнуто и надписано:) во иноцех Савы. 4) Трапеза. 5) Церковь преп. Никона. 6) Под позлащенным балдахином гроб его. 7) Оной церкви олтарь. В приделе к соборной церкви гробы («преподобных отец» зачеркнуто и надписано:) святых. 8) (Зачеркнуто: «Иосафа митрополита» и надписано:) Серапиона архиепискупа Новогородскаго». 9) (Зачеркнуто: «Серапиона архиепискупа Новогородскаго» и надписано:) «Иоасафа митрополита всероссийскаго. 10) Дионисия архимандрита («Свято-Троицкия Сергиевы» зачеркнуто и надписано:) сей лавры». 11) «Паперти».

2.Современный вид с южной стороны (см. рисунок на стр. 177).
       С фотографии М. И. Грибова.

3.Иконостас собора (см. рисунок на стр. 185).

С фотографии М. И. Грибова.

4.Рака преп. Сергия (см. рисунок на стр. 189).

С фотографии М. И. Грибова.

5.Образ видения Божией Матери преп. Сергием (см. рисунок на стр. 160).

С лаврской фотографии о. Антония.

II. Церковь преп. Никона

См. изображения ее:

XVII в. на таблице № I а и б.

1745 г. на таблице № VII.

Современный вид с южной стороны (рисунок на стр. 177).

III. Церковь сошествия св. Духа

См. изображения ее:

XVII в. – на таблице № I а и б.

1725 г. – на стр. 104.

Современный вид с южной стороны – на стр. 177.

IV. Успенский собор

См. изображения его:

XVII в. – на таблице № I а и б.

1725 г. – на стр. 104.

1745 г. – с восточной и западной сторон, из Альбома 1745 г. (фототипич. таблица № VIII.)

V. Смоленская церковь

Фасад и план ее из Альбома 1745 г. см. на фототипических таблицах № XIII, рисунок 24, и № IX, рисунок 13.

Современный вид ее, с лаврской фотографии о. Антония, – на стр. 227.

VI. Колодезь у Успенского собора

Фасад его из Альбома 1745 г. см. на фототипич. таблице № XIII, рисунок 25.

VII. Колокольня

См. изображения ее:

XVII в. – на таблице № I а и б.

1725 г. – на стр. 104.

1745 г. – из Альбома сего года, на таблице № IX, рисунок 14.

Современный вид ее, с фотографии Грабаря, – на сей же таблице, рисунок № 15.

VIII. Трапезная церковь преп. Сергия

См. изображения ее:

1725 г. – на стр. 104.

Современный вид ее, с фотографии М. И. Грибова, – на стр. 213.

Соборный стол в ее трапезе в большой праздник, с фотографии М. И. Грибова, – на стр. 214.

IX. Ружейная палата

Местоположение ее см. на таблицах № V и VI (на последней здание под № 26), вблизи Смоленской церкви и прежних Царских чертогов (ныне зданий Московской духовной академии).

Фасад ее – из альбома 1745 г. см. на таблице № X, рисунок 16.

X. Ризница

План и фасад ее из Альбома 1745 г. – на фототипической таблице № X, рисунок 17.

XI. Западная линия келлий

План и фасад ее из Альбома 1745 г. – на фототипической таблице № XI, рисунки 18 и 19; ср. также на таблицах V и VI.

Современный вид ее см. на стр. 227.

XII. Здания Троицкой семинирии

«Дом, в котором обучаютца семинаристы», и «план и фасад, где живут учители и семинаристы», из Альбома 1745 г. см. на таблицах № XI, рисунок 20, и табл. № XII, рисунок 23.

О местоположении их (продолжение Царских чертогов к востоку) см. выше, на стр. 283, и ср. таблицы № V и VI.

XIII. Здания Царских чертогов (Московской духовной академии)

Изображения их XVII в. см. на таблице № I а и б.

План и фасад их из Альбома 1745 г. – на фототипич. таблице № XII, рисунки 21 и 22.

XIV. Святые и Успенские ворота

Изображение их из Альбома 1745 г., для ясности несколько увеличенное, см. на таблице № II, рисунок 2.

XV. Здания вне ограды монастырской

Восточная сторона

Вид 1725 г. – см. на стр. 104–105.

Вид 1745 г. на лавру с этой стороны из Альбома 1745 г. – на фототипич. таблице № II, рисунок 1; ср. таблицы V и VI.

Фасад и план Гостинного двора из Альбома 1745 г. см. на таблице № XIV, рис. 27.

Южная сторона

Вид 1745 г. на лавру с этой стороны из Альбома 1745 г. – см. на таблице № III, рисунок 3; ср. таблицы V и VI.

Западная сторона

Вид 1745 г. на лавру с этой стороны из Альбома 1745 г. см. на таблице № III, рисунок № 4; ср. таблицы V и VI.

Вид новых построек лавры, возведенных здесь в 1892–1896 гг., см. на стр. 247.

Северная сторона

Вид 1745 г. на лавру с этой стороны из Альбома 1745 г. см. на таблице IV, рисунки 5 и 6; ср. таблицы V и VI.

В. Иконы, свящ. сосуды, одежды и другие предметы,
принадлежавшие преп. Сергию

1. Келейные иконы: преч. Богородицы Одигитрии и свят. Николая – см. рисунок на стр. 100.

2. Деревянные сосуды – см. рисунок на стр. 253.

3. Служебник – см. рисунок на стр. 191.

4. Крест, присланный преп. Сергию Константинопольским патриархом Филофеем, – см. снимок на стр. 255.

5. Священническая риза и епитрахиль темно-синей камки – см. снимок на стр. 193.

6. Риза из бумажной темноцветной камки (крашенинная) – см. снимок на стр. 255.

7. Поручи – см. снимок там же.

8. Аналав от схимы – см. снимок на стр. 250.

9. Параманд – см. снимок на стр. 292.

10. Посох – см. снимок на стр. 273.

11. Кожаные сандалии, бывшие 30 лет на ногах преп. Сергия во гробе – см. снимок на стр. 94.

12. Ложка и ножик с футляром, принадлежавшие преп. Сергию, – см. снимок на стр. 280.

Все снимки – с лаврских фотографий о. Антония.

Г. Свящ. сосуды, риза, евангелие и кадило, принадлежавшие
преп. Никону

1. Деревянные сосуды, употреблявшиеся им в служении, см. снимок на стр. 201.

2. Евангелие – см. снимок на стр. 198.

3. Богослужебная священническая риза, – см. снимок на стр. 201.

4. Кадило, – см. снимок на стр. 200.

Все снимки – с лаврских фотографий о. Антония.

Д. Сергиев посад и его окрестности

1. План Сергиева посада 1853 г. (таблица № XVII)

В библиотеке лавры хранится несколько планов посада (1823 г. и др.). Находящийся в Сергиево-посадском общественном управлении самый поздний план относится к 1853 г. С этого последнего плана и сделан прилагаемый снимок с нанесением на него части полотна железной дороги. План этот был приложен к 1-му изданию настоящей книги, в коей было помещено также следующее объяснение к нему:

«1. Троицкий собор.

2. Успенский собор.

3. Трапеза.

4. Колокольня.

5. Варваринский корпус с больницей.

6. Академия.

(Пункты 1–6 – в лавре.)

7. Кокуевская (Воскресенская, Петро-Павловская) церковь.

8. Рождественская церковь.

9. Пятницкая церковь (две церкви: с южную сторону – Введения во храм Богородицы, с северную сторону – мученицы Параскевы, нареченной Пятницы).

10. Ильинская церковь (две церкви: деревянная – Казанской Божией Матери и каменная – Илии пророка).

11. Вознесенская церковь.

12. Клементьевская (Успенская) церковь.

13. Клементьевское (Никольское) кладбище.

14. Вознесенское кладбище.

15. Кокуевское кладбище.

16. Пятницкий колодезь, принимаемый за колодезь преп. Сергия.

17. Лаврский конный двор.

18. Лаврская старая гостинница.

19. Лаврская новая гостинница.

20. Дом призрения.

21. Посадский гостинный двор (торговые ряды).

22. Блинные (квадратик между двумя нижними мостами на Кончуре, в трехугольнике между речкой и улицами Вознесенской и Вокзальной, у которого, по недостмотру гравёра, цифры не поставлено).

23. Пожарный двор.

24. Городская управа.

25. Прогимназия.

26. Почтово-телеграфная контора.

27. Станция железной дороги.

28. Тюремный замок.

29. Городская больница.

30. Городское училище.

Как видит читатель на плане, у северо-западного угла монастыря соединяются две речки. Главная из них, на которой стоит монастырь и которая называется Кончурой, есть та, чтo вправо от читателя, или чтo течет с северо-запада. А другая, которая влево от читателя, или течет с юго-запада, называется Вондюхой (Вандюхой, – течет только в половодье, а затем представляет из себя лишь бочаги). Кончура, прошедши Вифанский пруд, впадает в речку Торгошу за деревней Тураково).

2. Остаток вала Сапегина на юго-запад от посада, подле старой, или грунтовой Хотьковской дороги, – см. снимок на стр. 357.

3. План осады Троице-Сергиева монастыря от 23 сентября 1608 г. до 12 января 1610 г. Снимок, заимствованный из книги Д. Бутурлина «История Смутного времени в России в начале XVII века», ч. II, Спб., 1841 г., приложение, – см. на стр. 361. Другой план см. в атласе «Книги, планы и чертежи к 1 части материалов для истории инженерного искусства в России» Ф. Ласковского, Спб., 1858 г., лист 28-й.

Гефсиманский скит

4. Успенская деревянная церковь из с. Подсосенья, в 1840-х годах, – см. снимок на стр. 331. Рисунок заимствован из «Русской Старины» Мартынова и Снегирева, лист после стр. 172.

5. Современный вид ее – см. снимок на стр. 332. С фотографии М. И. Грибова.

6. Внутренний вид ее, см. снимок на стр. 333. С фотографии М. И. Грибова.

7. Комнаты митр. Филарета – см. снимок на стр. 334. С фотографии М. И. Грибова.

8. «Прешпект загородному двору Коробаха» из Альбома 1745 г. – см. на фототипической таблице № XIV, рис. 28. Объяснения к рисунку см. выше, на стр. 408.

Спасо-Вифанский монастырь

9. Вид его с плана, хранящегося в библиотеке лавры под № 69/2948, см. на фототипич. таблице № XIII, рис. 26. На плане имеются следующие надписи:

Вверху: «Генеральный план и проспект кладбища Троицкия лавры, имянуемаго Вифания. Изъяснение плана и проспекта под цифрами означается».

По бокам в медальонах:

«1. Входныя врата, под которыми колокольня.

2. На горе церковь Преображения Господня.

3. Оныя церкви хоры с галереей.

4. В горе пещерообразная церковь праведнаго Лазаря.

5. В оной же горе пещера, в коей гроб преподобнаго Сергия, в котором лежало многоцелебное тело его в земле 35 лет.

II. – 6. Вышеозначенных церквей ризница.

7. Настоятельские верхние и нижние келии

8. и братские келии.

9. Гостиние покои.

10. Пруд.

11. Кладбище.

12. Конюшенной двор.

13. Проспекты.

14. Башни.

15. Ограда.

16. Боковые

17. и задние ворота.

18. Во оной же ограде калитка».

10. Преображенская церковь. Снимок из путешествий П. П. Свиньина «Картины России и быт разноплененных ее народов», ч. 1-я, Спб., 1839 г., между стр. 104–105, – см. на стр. 326.

11. Современный вид ее  см. на стр. 327. С фотографии М. И. Грибова.

12. Карта местности от Москвы до Троицы,  см. снимок на стр. 390.

Снята из рукописного «плана Московскаго всего уезда», хранящегося в библиотеке Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел («с межевой ланкарты увеличивал титулярной советник Петр Шляхтин»). На карте нанесены обозначения границ древних станов. Имеющиеся на снимке буквы обозначают: К – Болхов стан, R – Монятин, Быков, Коровин стан. Оригинал карты 42x28 вершков. Снятая часть ее уменьшена в 21/2 раза.

13. Карта местности, окружающей Троице-Сергиеву лавру,  см. снимок на стр. 342.

Снята из специальной карты западной части России г.-л. Шуберта, лист 24-й («исправлено по 1 генваря 1853 г.») почти в оригинальную величину].



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.