к главе VII – 249

Глава VII

С. 59.имевшие… «очищенное чувство духовное или, по крайней мере, ищущие очищения».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 310 [86].

«…пред его дивным смирением и чистотою душевною».  – См.: Пахомий Логофет. Житие Преподобного Сергия. С. 14 // Тихонравов Н. С. Древние Жития Преподобного Сергия. Отд. 2. С. 14.

С. 60. …с нуждею (ц.-слав.)  – Здесь: с усилием.

С. 61. …по числу... колен Израилевых.  – То есть по числу 12 племен Еврейского народа, происшедших от Иакова, получившего от Бога имя Израиль (Быт. 32, 24); колено (ц.-слав.)  – род, поколение, племя.

С. 62. …Елисей…  – Елисеем, как пишет Е. Е. Голубинский, были написаны две лаврские рукописи, а именно: 16 слов Григория Богослова (ркп. № 8), а также упоминаемое в описи монастыря 1641 г. «хорошо написанное, богато украшенное Евангелие тетр, Елисеевское» (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. 2-е изд. С. 94 [12]).

...Преподобных Сильвестра Обнорского, Мефодия Пешношского, Андроника...  – Здесь перечислены ученики преп. Сергия. Все они, по его благословению, основали и стали первыми игуменами знаменитых монашеских обителей России: преп. Сильвестр Обнорский († 1379; память 25 апреля) основал обитель на р. Обноре, недалеко от Ярославля; преп. Мефодий Пешношский († 1392; память 4 и 14 июня)  – на р. Пешноше, вблизи Дмитрова; преп. Андроник († 1395; память 13 июня) вместе со святителем Алексием основал Спасо-Андроников монастырь на р. Яузе, близ Москвы.

       ...собирались в церковь на полунощницу, утреню, третий, шестой и девятый часы, на вечерню и повечерие, совершая... еще частые молебные пения.  – Автор Жития перечисляет семь церковных служб дневного круга богослужений, которые могут совершаться и без священника:

       полунощница  – с молитвословиями этой службы Святая Церковь связывает воспоминание о молитве Спасителя в Гефсиманском саду перед крестными Его страданиями, а также напоминает верующим о страшном дне Второго Пришествия Христова, воскресении мертвых и Страшном Суде, так как Второе Пришествие Христово будет в полночь;

       утреня совершается утром, идет от обычая древних христиан освящать молитвою наступивший день; характерной особенностью утрени является то, что она содержит молитвословия тем святым, память которых празднуется Церковью в наступающий день;

       третий час  – см. комм. к с. 21, к словам: «…начало третьего часа…»;

       шестой час  – со службой шестого часа Церковь соединяет воспоминание шествия Спасителя на распятие, само распятие и крестные Его страдания;

       девятый час  – служба девятого часа установлена в воспоминание крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, происшедшей, как повествует Священное Писание, в девятый час по иудейскому времяисчислению;

       вечерня открывает суточный круг богослужений, потому что при Сотворении мира вечер предшествовал дню (Быт. 1, 5); молитвословия вечерни прославляют Бога как Творца и Промыслителя, напоминают грехопадение прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве о их прощении;

       повечерие  – на повечерии воспоминается сошествие Господа нашего Иисуса Христа во ад и освобождение праведных от власти диавола. В молитвословиях повечерия также выражается благодарность Богу перед отходом ко сну по окончании дня;

молебные пения, или молебны,  – краткие богослужения, выражающие благодарение или прошение Господу Богу, Богородице или святым. Они не входят в число семи обязательных служб дневного круга богослужения.

С. 62–63. А для совершения Божественной литургии... приглашали священника...  – Божественная литургия есть самое главное богослужение Православной Церкви, в котором совершается Таинство Святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечере. В отличие от семи служб дневного круга богослужения, Божественная литургия совершается только епископами или священниками. Так как в обители, основанной преп. Сергием, долгое время не было священника, то для совершения Божественной литургии его приглашали.

       С. 63. ...приготовлял к погребению усопшего.  – О приготовлении усопшего монаха к погребению читаем в «Новой Скрижали»: «прежде всего омывается тело, омывая оное губкою с водою, крестообразно, во образ священного Крещения, на челе, очах, устах, персях, коленах и руках…». Затем того скончавшегося монаха «одевают в одежды, приличные его образу, и сверх их зашивают в мантию, из того же облачения делают три креста ради Христа, Которого крест он нес в своем образе, и сверх всего полагают икону Того, Которого он возлюбил, т. е. Христа. С молитвою подъемлется тело и с лампадами относится в божественный храм» (см.: Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль. С. 427–428).

…служил братии, по выражению блаженного Епифания, как купленный раб…  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 64 [21].

С. 63–64. …преподобный Епифаний говорит, что... угодник Божий… «имел силу против двух человек»…  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 62 [21].

С. 64. …это было следствием его трудолюбия и строгого воздержания, замечает… святитель Платон.  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 19 [49].

...соделаться гражданином горнего Иерусалима! – То есть войти в Царство Небесное. Св. апостол Иоанн Богослов говорит о горнем, или небесном, Иерусалиме как о месте, где народ Божий будет жить вечно с Богом (Откр. 21). Однако войти в небесный Иерусалим (Царство Небесное), стать его гражданином, может не всякий, а только тот, кто сознательно приуготовляет себя к этому, очистившись от всяческого греха, составляющего преграду между Богом и человеком.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.