С. 49. Онуфрию Великому подражавый житием в пустыне Преп. Онуфрий Великий (IV в.; память 12 июня) один из самых строгих христианских подвижников, проведший в Египетской пустыне более 60 лет в совершенном уединении.
Паисию последовавый в вечной святыне. Преп. Паисий Великий (середина IVV в.; память 19 июня) аскет, удостоившийся созерцания Божественных тайн, авва египетских пустынножителей, основатель иноческих обителей.
...сердечные очи ... В аскетической литературе этим иносказательным выражением обозначается способность к созерцанию Бога, заложенная Творцом в природе человека, а именно в сердце как средоточии всех сил души. Эта способность притупляется, если сердце человека в результате его греховной жизни затмевается страстями, и возвращается к человеку, если он очищает свою душу покаянием (ср. Мф. 5, 8: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят).
...Христоподражательную любовь... Архим. Никон подразумевает здесь то, что преп. Сергий стремился в своем отношении к ближним подражать любви Господа нашего Иисуса Христа к Своим ученикам (и ко всему падшему человечеству).
С. 50. «< > кто расскажет об искушениях от врага и страхованиях пустынных?» См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 49 [21]. Устав подвижнический определяет правила подвижнической жизни, которые позволяют подвизающемуся достичь духовного совершенства, в частности устанавливают правильное сочетание поста и молитвы. Наиболее распространенный устав иноческие правила принадлежит св. Василию Великому. Страхованиями (ц.-слав. «страшилище»; «ужас») в аскетической литературе называется особый род искушений, через которые проходят подвижники-отшельники, достигшие высокой степени духовного совершенства. Тогда бесы, лишаясь возможности действовать на душу подвижника изнутри, через его страсти, пытаются действовать совне, являясь видимо в образе чудовищ, страшных звуков и т. д. и стараясь заставить подвижника покинуть уединение и вернуться в мир.
«Но испытавшие знают, говорит святитель Филарет каким трудностям подвержена иноческая жизнь в совершенном уединении». См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 306307 [86].
подвиги самоумерщвления обуздывание плоти, телесных похотений постом, трудом, ограничением сна, лишением удобств и т. д. Цель этих подвигов, входящих в качестве составляющих в устав подвижнической жизни, борьба с плотскими страстями ради достижения духовного совершенства.
С. 51. для ревнителя жизни духовной открывается борьба уже не к плоти и крови... Ср. Еф. 6, 12: наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесных.
С. 52. «< > представляют ему странные образы и нелепые мечтания». См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 307 [86].
С. 53. «Не туне вкушал он хлеб свой», как говорит святитель Платон См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 17 [49].
не боялся их суетных угроз Суетных здесь: пустых, тщетных (др.-русск.).
С. 54. начал молитвословие То есть начал читать молитвы, входящие в церковную службу.
« хотя сам по себе не имеет власти, падший дух, даже и над свиниями». См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 51 [21].
С. 55. ...читал... свое правило... Здесь имеется в виду молитвенное правило, то есть совокупность молитв, которые монаху следует читать ежедневно в определенное время (утреннее, вечернее, ночное правила). Монашеское правило включает в себя также чтение канонов, акафистов и определенное число Иисусовых молитв («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»).
...Божественная сила приосенила его... Приосенила (от ц.-слав. «сень», «навес») здесь: прикрыла, защитила. Так в Житии говорится о действии Божественной благодати, помогающей подвижнику бороться с искушениями.
воспел как новый Моисей, благодарственную хвалу Господу словами Святого Писания Уподобляя преп. Сергия пророку Моисею, составитель Жития использует, вслед за Епифанием Премудрым [21, с. 54], вольное переложение благодарственной хвалы Господу, которую, как повествует Священное Писание (Исх. 15), пророк Моисей вознес после чудесного перехода сынов Израилевых через расступившееся пред ними Чермное море и гибели войска фараона, преследовавшего их.
С. 56. Преподобный Варсонофий Великий святой Православной Церкви (кон. Vнач. VI в.; память 6 февраля). Составленное его учеником преп. Иоанном Пророком (VI в.) «Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» [10] содержит советы и наставления преп. Варсонофия по всевозможным вопросам духовного делания и является по сей день незаменимой поучительной и назидательной книгой для всех подвизающихся в деле спасения, особенно для монашествующих.
С. 57. « первоначального повиновения всех тварей невинному человеку». См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 310 [86].
«<...> свирепость преложить в кротость и покорность». См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 18 [49].
С. 58. «< > ...всем существом своим устремился к Нему единому...». См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 56 [21].
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра